Информационная база финансового анализа

Информационная база финансового анализа.

Под финансовым анализом предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Информационная база финансового анализа предоставляет основные данные для его проведения.

Финансовый анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. По субъектам проведения различают два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база финансового анализа в этом случае гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности финансового анализа, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен и до последнего времени осуществляется работниками предприятия зачастую не подготовленными для этой работы. Учитывая значение финансового анализа для жизнедеятельности предприятия, необходимо в ближайшее время осуществить переход на выполнение этой работы специально подготовленными управленцами – финансистами и полностью отказаться от практики использования для проведения внутреннего финансового анализа не подготовленных работников. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (как правило, аудиторскими фирмами), поэтому информационная база финансового анализа будет менее полной, а внешний финансовый анализ менее детализированным и более формализованным.

Результаты финансового анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния и информационная база финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Потребителями информации, получаемой в ходе финансового анализа предприятия, являются:

На самом предприятии:

  • администрация предприятия, которая использует результаты финансового анализа в работе по управлению предприятием и выводу его, в случае необходимости, из кризисного или неустойчивого финансового состояния;
  • финансово-экономические службы предприятия, которые используют полученную информацию для оперативного управления финансовыми ресурсами и выработки финансовой стратегии предприятия;
  • служба маркетинга предприятия, которая нуждается в такой информации для получения объективной картины финансового состояния самого предприятия, его партнеров и конкурентов;
  • работники предприятия, которым такая информация необходима для оценки возможностей предприятия по выплате заработной платы и стабильности функционирования (обеспечения предприятием гарантий занятости);

Вне предприятия:

  • акционеры, которые используют данные финансового анализа для оценки текущего состояния и перспектив деятельности интересующего их предприятия, в том числе по выплате дивидендов и возможному повышению/понижению цены акций;
  • инвесторы – для оценки прибыльности деятельности интересующего их предприятия;
  • кредиторы – для оценки возможностей интересующего их предприятия по своевременной выплате процентов и погашения капитальной суммы долга;
  • государство (налоговые и статистические органы) – для обобщения информации о финансовом состоянии предприятий по отраслям, регионам и стране в целом;
  • страховые компании – для оценки страховых рисков и определения величины страховых взносов, исходя из частоты сделки возможных возмещении;
  • банки – для оценки надежности интересующего их предприятия в качестве клиента и заемщика;
  • инвестиционные компании – для оценки надежности и прибыльности капитальных вложений, интересующего их предприятия.
Информационная база финансового анализа состоит из основной информации – годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность предприятия: баланс предприятия – форма 1, отчет о прибылях и убытках – форма 2 и дополнительной информации – например, других форм бухгалтерской и статистической отчетности, данных управленческого учета и т.п.

Из предлагаемых методик финансового анализа в настоящее время преимущество отдано методике «Финансового анализа предприятия», разработанной в Московском Государственном университете имени Ломоносова А.Д.Шереметом, Р.С. Сайфулиным и Е.В. Негашевым. Существенная роль в методике отводится информационной базе финансового анализа. Обобщая предложения ряда авторов и опираясь на положения рекомендаций отечественных и зарубежных авторов по проведению финансового анализа предприятий, используя данные бухгалтерской отчетности предприятия и руководствуясь основными задачами финансовой стратегии предприятий, в Государственном Университете Управления разработана программа финансового анализа предприятия любой формы собственности, состоящая из шести блоков – одного блока входной информации и пяти блоков выходной информации.

Выходная информация позволяет оценить общее финансовое состояние, определить тип финансовой устойчивости, установить ликвидность баланса, получить значения коэффициентов финансового состояния и коэффициентов финансовых результатов деятельности предприятия. Тогда как блок входной информации - это, по сути, информационная база финансового анализа.

Схема проведения анализа финансового состояния предприятия разработанной программы представлена на рисунке.

Информационная база финансового анализа

Предусмотрена возможность использования схемы, как при ручной обработке входной информации, так и для разработки программного обеспечения при применении электронно-вычислительной техники.

В целях избежания повторных расчетов, устранения арифметических ошибок, экономии времени, большей наглядности и оперативности разработаны таблицы выходных данных для оценки финансового состояния предприятия на конкретный момент или определенный период времени.