ODiplom // Менеджмент // 10.12.2016

Информационно-аналитические системы в образовании

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 10.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Информационно-аналитические системы в образовании [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных условиях развития образования функционирование образовательной системы объективно назрела необходимость качественного совершенствования информационно-аналитического обеспечения в учреждениях системы образования, в том числе учебных процессов на всех уровнях.

Эффективность информационно-аналитических систем, в свою очередь, объективно определяет уровень информированности конкретных субъектов управления в образовательных учреждениях.

Основной проблемой в исследуемой области выступает принципиальная необходимость фундаментализации, непрерывности образования, использования опыта, накопленного системой образования, а также максимальное расширение внедрения в образовательные процессы средств информатизации образования и компьютерных технологий, как на уровне учебного процесса, так и на уровне управления им.

Решение данной проблемы сосредоточено в области использования систем информационно-аналитического обеспечения, которые отвечают современным требованиям и вызовам в образовательное сфере.

Задачи и функции системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования

Система информационно-аналитического обеспечения в сфере образования должна выполнять ряд комплексных задач, направленных на развитие системы образования, в соответствии с целевой ориентаций и текущей категориальной работой учреждений образования.

В целом, к задачам системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования относятся следующие:

  • содействие образовательному процессу на макроуровне системы образования;
  • содействие функционированию и развитию образовательных учреждений образования;
  • оказание поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
  • стимулирование развития творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
  • создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
  • оказание учебно-методической и информационной поддержки всем участникам образовательного процесса;
  • содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др. [2]

Следует отметить, что данные задачи отчасти согласуются с задачами методических отделов, информационно-методических комплексов и служб информационного обеспечения в учреждениях сферы образования. Вместе с тем, очевиден факт комплексного подхода в случае проектирования систем информационно-аналитического обеспечения, которые позволяют синтезировать единообразный подход к образовательным процессам в учреждениях, что будет способствовать синергическому эффекту от их использования.

Решение данных задач обеспечивается реализацией системой информационно-аналитического обеспечения следующих функций:

  1. Информационная;
  2. Аналитическая;
  3. Организационно-методическая;
  4. Консультационная.

Функции системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования

Рисунок – Функции системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования

Таблица. Функции информационно аналитических систем в образовании

Наименование функции

Характеристика

Информационная функция

Информационная функция направлена на фактологическое обеспечение образовательных учреждений информацией об управляемых процессах и создание банка данных нормативно-правовой, научно-методической, методической и прочей педагогической информации.

На основе ведения базы данных педагогических работников в образовательной сфере решаются задачи их ознакомления с достижениями в области педагогических технологий, психологии, методологии преподавания и т.п.

Сюда же относится и возможность передачи и обмена опытом между работниками разных образовательных учреждений и педагогов. Кроме этого важной представляется возможность информирования педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии образования детей, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплектах, нормативных актов и т.п.

К информационной функции относится и создание баз данных учебно-методических материалов, а также осуществление информационно-библиографической деятельности.

Последние возможности могут быть реализованы и на принципах разграничения прав доступа, либо акцентуализированы по внутриорганизационной системе распределения информации.

Аналитическая функция

Аналитическая функция предполагает обеспечение мониторинга профессиональных и информационных потребностей работников образовательных учреждений и педагогов, проведение анализа состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях.

Данные направления являются приоритетным и предназначаются для определения направлений совершенствования учебного процесса и преподавательской работы в образовательных учреждениях.

Вместе с тем критериальным условием аналитической работы в рамках системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования выступает обязательность и безусловность выявления объективных, субъективных и стохастических затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе.

К контрольно-счетной сфере относится решение ряда задач, связанных со структуризацией фактологических данных, числовых параметров и количественных показателей, характеризующих учебные и образовательные процессы в учреждении. В совокупности аналитическая функция должна способствовать изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Организационно-методическая функция

Организационно-методическая функция системы информационно-аналитического обеспечения является наиболее комплексной, так как направлена на изучение запросов работников образовательных учреждений, связанных с организацией учебного процесса, включая вопросы методического обеспечения, сопровождения и практической помощи педагогическим работникам в рамках учебного процесса. Отдельно следует указать и на необходимость облегчения подготовки педагогических работников к аттестации в межаттестационные периоды.

В соответствии с результатами система должна облегчать процессы прогнозирования, планирования и организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, а также обеспечивать информационно-методическую помощь в системе непрерывного образования.

В информационно-аналитической системе должен постоянно поддерживаться актуальный список педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, направляемых на специальную подготовку, аттестацию, повышение квалификации. Создание и поддержание в актуальном состоянии баз данных по основным направлениям образовательного процесса и факторам его обеспечивающим, вплоть до подготовки и хранения аналитической информации по учебным программам различной направленности.

Важным аспектом выступает также информационное и методическое обеспечение подготовки и проведения аттестации учащихся образовательных учреждений. В систему информационно-аналитического обеспечения входит также комплекс вопросов методического и информационного сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, а также обеспечения комплектования библиотечных фондов и учебно-методической литературы.

Особую значимость в системе имеет обеспечение взаимодействия и координации методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования.

Консультационная функция

Консультационная функция системы информационно-аналитического обеспечения направлена на комплексную организацию консультационной работы для педагогических и руководящих работников районной образовательной системы.

Фактически, данная функция сводится к популяризации и разъяснению результатов новейших педагогических исследований.

Таким образом, в сфере образования системы информационно-аналитического обеспечения предназначаются для повышения эффективности управления учебными процессами в образовательных учреждениях.

Специфика информационно-аналитических систем в сфере образования

Система информационно-аналитического обеспечения в сфере образования представляет собой комплексную взаимосвязь двух категориальных элементов: интегрированной системы управления сферой образования и единой информационной средой образовательного процесса. Прежде всего, система информационно-аналитического обеспечения предназначена для поддержки деятельности образовательных учреждений по широкому спектру вопросов, связанных с образовательными процессами, воспитательной работой, молодежной политикой и т.п., в зависимости от характера деятельности учреждения образования, в котором функционирует данная система. На оперативном уровне целью проектирования и реализации систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования является автоматизация рутинных операций документооборота и взаимодействия функциональных систем управления образовательных учреждений. Тактический уровень сосредоточен вокруг целей контроля учебных процессов, преподавательской деятельности и образовательных показателей управляемых процессов. На стратегическом уровне целью проектирования и реализации систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования выступает комплексно решение задач повышения эффективности образовательных процессов на долговременной основе, а также обеспечение руководства образовательных учреждений средствами анализа данных, возникающих, накапливаемых и распределяемых на экспансионной основе в информационной системе.

С точки зрения организационной специфики системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования направлены на достижение следующих результатов:

– определение требований по рациональному применению организационных, педагогических и учебных данных в системе информационно-аналитической поддержки управления сферой образования;

– развитие методологии и технологических рекомендаций, а также оптимальное использование программных и языковых средств интеграции информационных ресурсов и приложений, обеспечивающих функционирование системы информационно-аналитической поддержки управления сферой образования в рамках проектируемой системы;

– обеспечение согласованности и повышение качества, оперативности информационных процессов и услуг, улучшение процессов морального, этического воспитания, а также иных процессов в рамках воспитательных категорий, повышением, в конечном результате, уровня качества образования [2].

Отдельно следует отметить, что системы информационно-аналитического обеспечения в образовательных учреждениях априори проектируются в условиях необходимости их интеграции в информационно-аналитические системы более высокого уровня в образовательной среде, согласно административной иерархии образовательных учреждений в масштабе районов, городов, областей и страны в целом. Использование систем информационно-аналитического обеспечения в образовательных учреждения должно также отвечать требованиям квалифицированной научной систематизации.

Прежде всего, это обусловлено необходимостью подготовки нового поколения учителей, для которых традиционным станет урок с использованием новейших технических и программных средств, учителей, владеющих современными методиками преподавания и готовых к их творческому применению [1].

В формировании информационной культуры лидирующая роль принадлежит образованию. Поэтому актуальной является проблема разработки новых подходов к развитию образования с позиций информатизации. При этом информатизация должна предусматривать последовательное эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ использования средств информационных технологий и осуществляться как управляемый, специальным образом организованный процесс.

В соответствии с этим проектирование систем информационно-аналитического обеспечения на основе современных инфокоммуникационных технологий должно обеспечивать триединый целевой комплекс:

  • повышение эффективности управления системой образования и учебными процессами;
  • повышение качества образования;
  • повышение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала образовательных учреждений [3].

Целевой комплекс проектирования систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования предполагает решение следующих задач:

  • информатизация управления образовательными и методическими процессами;
  • обеспечение открытого характера информатизации образовательных и методических процессов;
  • формирование цельной информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных процессов и обеспечение взаимодействия органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений;
  • обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации, учебно-методическими комплектами и их распределенное представление конечным пользователям в удобной для них форме;
  • профессиональное развитие кадров системы образования в области информационных и коммуникационных технологий [1].

Системы информационно-аналитического обеспечения в сфере образования должны предусматривать эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ использования средств информационных технологий, а их проектирование и использование осуществляется как управляемый, специальным образом организованный процесс.

Основными направлениями функционирования систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования выступают следующие:

  1. актуализация и непрерывное развитие педагогических информационно-методических ресурсов;
  2. решение проблем управления и прогнозирования развития образовательных учреждений, поскольку в современных условиях актуален вопрос оптимизации управленческой деятельности специалистов;
  3. проектирование педагогической информационной технологии обучения;
  4. профессионализация подготовки учащихся в области информационных технологий с использованием возможностей систем информационно-аналитического обеспечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектирование и развитие систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования строится на программном управлении, основу которого составляет конкретная задача, связанная со спецификой образовательной деятельности конкретного учреждения сферы образования. Целевые программы являются в данном случае средствами обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий работников образования для решения актуальных и перспективных задач развития образования в национальном, региональном, районном или организационном масштабе.

Современная парадигма информационно-аналитической деятельности в сфере образования

Современная система образования является многопрофильной и многофункциональной, поэтому непрерывно меняется в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляет государство и общество. Согласно концепции информационно-аналитического обеспечения, система образования постоянно требует получение достоверной информации в отношении своего состояния и перспектив развития на национальном и региональном уровне, а на уровне отдельных учреждений – испытывает потребности в объективизации учебного процесса в целом.

Интегральным показателем в сфере образования выступает качество образования, что отражает ключевую идею развития современного общества. При этом качество образования актуально для всех компонентов и уровней национальной системы образования. Применение систем информационно-аналитического обеспечения позволяет использовать их для объективной оценки кадровых, материально-технических, педагогических, учебных и методических ресурсов, а также результатов учебного процесса, процесса образования и управления этими процессами на любом уровне. Кроме того, система информационно-аналитического обеспечения может аккумулировать массив информационных показателей, чтобы анализировать вклад всех субъектов образовательной деятельности в общий результат образования в зависимости от их роли, а также объективно оценивать соответствие их фактической деятельности запланированным и требуемым параметрам.

В соответствии с этим современная парадигма информационно-аналитической деятельности в сфере образования основывается на двух уровнях аналитической работы:

  1. Базовый или теоретический уровень – предполагает моделирование учебной подготовки учащихся, ориентированное на формирование у них навыков, возможностей и способностей для будущей учебной деятельности на следующей ступени образования и/или профессиональной деятельности в условиях информационной среды;
  2. Практический уровень – предусматривает объективизацию разработки учебно-методических комплексов и апробацию учебных навыков обучающихся применительно к качеству подготовки учащихся в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, а также непосредственную оценку качества образования.

На базовом или теоретическом уровне необходимо выявление социально-экономических, организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки учащихся, что предполагает обязательную разработку и моделирование системы оценки формирования готовности выпускников образовательных учреждений к будущей учебной и/или профессиональной деятельности. Вместе с тем, базовый уровень требует формирования у учащихся общих и специальных навыков в соответствии с перечнем изучаемых дисциплин, поэтому профилирование системы должно быть многовариантным и индифферентным. Следовательно, систематизация диагностики и оценки качества образования может быть также автоматизирована в соответствии с хорошо структурированными операциями оценки количественных показателей, что позволяет использовать для этих целей системы информационно-аналитического обеспечения, тогда как оценка качественных показателей должна оставаться в компетенции соответствующих работников образования, использующих различные аналитические системы в качестве вспомогательных инструментов. В соответствии с этим работники образования, прежде всего, педагогический состав, должны использовать различные аналитические системы комплексно, а не только количественные результативные оценки, предоставляемые по итогам аналитических действий вне зависимости от количества итераций. Вместе с тем механическое использование лингвистических процессоров, прогнозных моделей и систем динамического развития, получивших наибольшее распространение в сфере образовательной деятельности, зачастую приводит к снижению эффективности качественных оценок учебных и общеобразовательных процессов.

На практическом уровне требуется создание новых методов исследования, оценки, сопровождения и поддержки образовательного процесса, способствующих осуществлению развивающей, созидательной направленности управления в сфере образования по отношению к образовательным учреждениям в целом, к любым элементам их жизнедеятельности, а также к самой системе управления посредством психолого-педагогических диагностических процедур. Акцентирование процедур разработки на данном уровне сосредоточено в области характеристик педагогической деятельности и работы учащихся в направлении развития и повышения эффективности подготовки обучающихся. Оценка качества должна производится исходя из обеспечения эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития. Кроме этого требуется объективный подход к оценке качества самого образовательного процесса, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная система, процедура, методика или учебно-методический комплекс в целом обеспечивает полноценное развитие учащихся.

Соответственно, можно сделать вывод, что основными критериями в системах информационно-аналитического обеспечения в сфере образования в данном контексте должны выступать следующие аспекты:

  • готовность к усвоению учебных программ;
  • выявление причин учебной неуспеваемости;
  • возможности дифференциации обучения;
  • реализация индивидуальных подходов в обучении и профориентирование учащихся;
  • оценка эффективности учебно-методических комплексов;
  • контроль навыков и знаний у учащихся;
  • оценка умственного и личностного развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования предполагает проведение системных исследований и изменений, затрагивающих все уровни управления образованием, начиная от государственного, заканчивая уровнем отдельной средней школы.

Выводы

В сфере образования системы информационно-аналитического обеспечения используются, прежде всего, для совершенствования организации учебных процессов в образовательных учреждениях, что достигается за счет использования средств аналитической обработки и контроля образовательных процедур. Применение систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования основано на программном управлении и реализации конкретных задач, обуславливаемых спецификой образовательной деятельности конкретного учреждения сферы образования.

В современных условиях требуется новая системная точка зрения на организацию и управление образовательным и воспитательным процессов в рамках системы образования, которая должна состоять из взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью функционирования. Взаимосвязь и иерархия отдельных подсистем в рамках единой информационно-аналитической системы определяется принципами информационно-аналитического обеспечения.

Литература

  1. Давлеткиреева Л.З. Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности. – М.: Флинта, 2015.
  2. Мазеин П.Г. Информационные технологии в обеспечении качества образования. – М.: Синергия, 2015.
  3. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Нормативное обеспечение. – М.: Учитель, 2011.