ODiplom // Менеджмент // 17.01.2013

Инновации и инновационный менеджмент

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 17.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Инновации и инновационный менеджмент [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Сущность и классификация инноваций в рамках науки инновационного менеджмента.

Инновация – экономическая категория

Основоположником теории инноваций считается австрийский ученый Й. Шумпетер. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "инновация" является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования. Как сложная, объемная категория инновация исследуется в разных измерениях. В зависимости от объекта и предмета исследования инновация рассматривается:

– как результат;

– как изменение;

– как процесс.

В условиях рыночной экономики методология системного определения инноваций базируется на международных стандартах. В качестве такового, в частности, выступает так называемое "Руководство Фраскати". Документ был принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. в итальянском городе Фраскати. Положения "Руководства Фраскати" периодически уточняются, последняя редакция принята в 1993 г. Инновация определяется в нем как "конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством".

Инновация как экономическая категория может быть охарактеризована в следующих аспектах:

Во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;

Во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т. е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств. Здесь инновация выступает как результат стадии распространения (диффузии) новшеств;

В-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т. д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;

В-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т. д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в добавочной прибыли, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества — повышении качества жизни нации в целом.

Сущность инновации как экономической категории проявляется во всех отмеченных чертах, но наиболее глубинный сущностный признак, по нашему мнению, связан с получением эффекта, с реализацией целевой функции на всех уровнях.

Классификация инноваций

Рассмотрим различные классификации инноваций.

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Причина возникновения.

1.1. Реактивные.

1.2. Стратегические.

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

2. Предмет и сфера приложения.

2.1. Продуктовые.

2.1. Новые продукты и услуги.

2.2. Рыночные.

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках.

2.3. Инновации-процессы.

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы.

3. Характер удовлетворяемых потребностей.

3.1. Ориентирование на существующие потребности.

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей.

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Классификация инноваций по А.И. Пригожину

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классифика­ционный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Структурная характеристика инновации.

1.1. Инновации на "входе" в предприятие.

1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов.

1.2. Инновации на "выходе" из предприятия.

1.2. Целевые качественные или количественные изменения.

1.3. Инновации структуры предпри­ятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения.

2. Целевые изменения.

2.1. Технологи­ческие.

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды.

2.2. Производст­венные.

2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц.

2.3. Экономии­ческие.

2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономии-ческого стимулирования и материальной заинтересо-ванности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат.

2.4. Торговые.

2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставле­ние или взыскание финансовых ресурсов в форме кре­дитов, займов, применение новых методов распреде­ления прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Социальные.

2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.

2.6. Инновации в области управления.

2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности.

"Бум", равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций.

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Цель, задачи и функции инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах.

1. Поиск идеи служащей фундаментом для данной инноваций;

2. Организация инновационного процесса для данной инноваций;

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. Система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Конечная цель инновационного менеджмента для предприятия состоит в обеспечении его долговременного функционирования на основе эффективной организации инновационных процессов и росте конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности достижения цели инновационного менеджмента являются экономические параметры, соизмеряющие затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.

Целевая задача инновационного менеджмента – исследование, разработка, внедрение и использование инноваций и инновационных достижений на предприятии и управление всеми связанными с этим процессами для обеспечения предприятию конкурентоспособного положения на целевом рынке.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

- функции субъекта управления;

- функции объекта управления.

Функции субъекта управления:

1. Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

2. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.

3. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.

4. Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

5. Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

6. Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

7. Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса плана создания и реализации инноваций и т.п.

Функции объекта управления:

1. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

2. Функция организации инновационного процесса заключается в рациональной организации инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

3. Функция организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии позволяет воздействовать на потребителей инновации с целью стимулирования приобретения инновации, а также позволяет распространять инновацию в пределах всего рынка.

Принципы инновационного менеджмента.

Принципы инновационного менеджмента - научно обоснованные основополагающие идеи, определяющие цели, формы и способы реализации инновационной активности организаций.

При всем многообразии современных конкретных принципов инновационного менеджмента, рассматриваемых в различных источниках, можно выделить ряд общих черт:

1. Безоговорочная поддержка инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

2. Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры фирмы видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи;

3. Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема "штурмуется" с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;

4. Использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения инновационной деятельности, и, кроме того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство организации поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста;

5. Применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы инновационного процесса и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;

6. Непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний. В условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают новизна и качество услуг, высокий профессионализм персонала, его способность и желание творчески осваивать современные технологии, разрабатывать новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне поддерживается высшим руководством и расценивается им как составная часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его приоритетных позиций в современном быстроменяющемся мире.

Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет поддержка новаторства со стороны руководства. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей менеджера по инновациям становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное – реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех.