ODiplom // Менеджмент // 16.02.2018

Инновационное предпринимательство

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 16.02.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В XXI веке темпы прогресса науки и техники очень высокие, что стимулирует развитие инновационного предпринимательства. Государство также заинтересовано в расширении инновационной деятельности субъектов рынка. В Российской Федерации интерес к инновационному предпринимательству также формирует предпосылки для дальнейшего экономического роста и развития.

Факторы развития инновационного предпринимательства

В условиях перехода к цифровой экономике изменение политики в отношении инноваций сегодня просто необходимо.

Важно ориентировать экономическое развитие России на инновационный вариант в соответствии с современными глобальными вызовами, что обеспечит существенное улучшение положения населения страны в обозримый период и рост позиций на мировой арене.

При этом основой такого экономического развития следует считать инновационную деятельность, в соответствии с чем можно выделить четыре фактора долгосрочного экономического роста России, основанного на использовании инновационного потенциала страны и стимулировании развития инновационного предпринимательства.

  1. Социальная структура;
  2. Адаптационный потенциал;
  3. Научно-техническая специализация;
  4. Преодоление инерции экономики.
Инновационное предпринимательство – это практическая реализация инноваций, внедрение передовых технологий в производство, применение новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата (продукции, услуг, работ) на основе различных нововведений.

Инновационное предпринимательство

Во-первых, необходимо обеспечить устойчивую социальную структуру общества и повысить уровень доходов населения. На данный момент в Российской Федерации уровень ВВП на душу населения составляет 26926 долларов по данным МВФ за 2016 год, а средняя заработная плата за 2017 год составила 38900 руб. по данным Госкомстата. Повышение уровня доходов населения позволит существенно расширить объемы реализуемых инновационных продуктов. Основная масса товаров и услуг, являющихся результатом инновационных разработок отечественных предприятий и научных институтов, станет широкодоступна, что положительно скажется на скорости коммерциализации инноваций. Предприятия смогут сосредоточить свои инновационные разработки на изыскании возможностей предложения более совершенных товаров при сохранении текущего уровня качества. Это, безусловно, положительный факт, который приведет к качественному развитию и совершенствованию отечественного производства. Инновационный потенциал этих предприятий помимо поддержания уже реализованных инноваций может быть реализован и для расширения масштабов инновационной деятельности. Перед субъектами инновационного предпринимательства встанет уже проблема правильного выбора объектов и масштабов инвестиций для получения предпринимательского дохода.

Во-вторых, необходимо развивать адаптационный потенциал. Под этим понимается уже не увеличение ВВП на душу населения и доходов граждан, а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях системного роста на основе инноваций. Для инновационного предпринимательства это означает, что такой потенциал должен снижать неизбежно возникающую системную неопределенность и структурные дисбалансы. Компонентами адаптационного потенциала являются сектор высоких технологий, стратегически важные отрасли, так называемые "прорывные технологии", национальная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, техноградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, система воспроизводства и преумножения человеческого капитала, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости национальной валюты и инфраструктуры.

Третьим фактором развития инновационного предпринимательства является научно-техническая специализация. Под этим понимается не только специализация на определенных высокотехнологичных товарах и услугах, а определение приоритетных отраслей, на которых концентрируются усилия в первую очередь. Следует отметить, что на мировом уровне существует ярко выраженная специализация стран, которая основана на развитии критических технологий, во многом она основана на международном разделении труда. В этом плане инновационное предпринимательство не может опираться на какую-либо одну отрасль, сферу деятельности, так как подобная специализация делает страны критически зависимыми от спроса на продукцию отраслей. Напротив широкая научно-техническая специализация означает повышенную гибкость и повышение устойчивости и самостоятельности страны на мировом рынке. В этом плане основу для развития инновационного предпринимательства в России может составить сфера атомных технологий, военно-промышленных разработок, строительство атомных станций и реакторов, энергетика. На данный момент, экономический рост на базе инновационного развития определяется развитием в структуре национальной экономики России передовых отраслей и высоких технологий.

Четвертым фактором выступает преодоление инерции экономики, под этим понимается системное сопротивление изменениям, что неизбежно возникает в ходе любых преобразований. Возможным решением является перевод отраслей экономики на качественно новый уровень развития, поэтапно ликвидируя точки возникновения инерции.

Использование данных факторов необходимо осуществлять с параллельным формированием и реализацией региональной политики в отношении использования инновационного потенциала для развития инновационного предпринимательства в России. Следует отметить, что для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разница в развитии инновационного потенциала чрезвычайно велика. Разработка региональных стандартов по интеграции отдельных инновационных предприятий в единый инновационно-технический комплекс, работающий в направлении развития экономики страны, необходимое условие сохранения целостности государства и дальнейшего инновационного и экономического развития.

В настоящее время инновационное предпринимательство в России развивается под влиянием формирования и реализации

  • важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • приоритетных направлений развития науки, технологии и техники на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

При этом необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, и реализовывать инновационные проекты, прежде всего, с учетом существующих потребностей населения страны и человечества в целом. Это является основой для развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Здесь следует выделить две концепции развития:

  1. Концепция производства инновационной продукции, вызванной существующими потребностями;
  2. Концепцию "технологического проталкивания", т.е. основанную на НИОКР и разработках и возможностях технологии.

При этом использование только одной из концепций чревато негативными последствиями:

  1. Производство инновационной продукции на основе существующих потребностей приводит к преобладанию малых нововведений;
  2. Производство по технологической концепции влечет преобладание фундаментальных инноваций в ущерб их практической реализации.

Очевидно, что необходимо сочетать эти две концепции для достижения положительного эффекта и развития инновационного предпринимательства. В результате технологическое проталкивание создаст основу для долговременного конкурентного преимущества, а производство инновационной продукции – обеспечит его практическую реализацию. Следует отметить, что инновационные прорывы зарождаются в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке, поэтому уповать только на существующие потребности не следует, так как ограниченность такой концепции, безусловно, замедляет инновационное предпринимательство. Прикладные разработки позволяют эффективно реализовывать результаты фундаментальных исследований.

Задача развития инновационного предпринимательства на федеральном уровне состоит в обеспечении прогрессивных изменений в деятельности инновационных предприятий и организаций. Технологические разработки и внедрение прогрессивных изменений на инновационных предприятиях служат средством повышения благосостояния населения Российской Федерации.

Инновационное предпринимательство в России

Инновации создаются на большинстве промышленных предприятий России, при этом только часть из них представляют собой нововведения, так как к инновациям относятся и технологические усовершенствования, и совершенствование технологии, и повышение качества продукции за счет инновационных идей. Инновационное предпринимательство же ориентировано на постоянное внедрение инноваций в одной или нескольких сферах:

  1. Законченный инновационный продукт;
  2. Внедрение инновационных технологий;
  3. Совершенствование производства и производственных процессов в комплексе;
  4. Управление производством без привязки к конкретному продукту или процессам.

Подробнее об инновационных предприятиях

Современный процесс развития инновационного предпринимательства в России начался в конце 1980-х годов. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В период 1990-х годов инновационное предпринимательство прошло несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. Сначала возникали научно-технические кооперативы, но существовали они недолго и позже превращались в технологические предприятия или научно-производственные объединения (НПО). В начале 90-х годов было создано достаточно много совместных инновационных предприятий, которые преследовали цели использования зарубежных источников финансирования для разработок отечественных ученых, на которые не выделялись средства из бюджета. Однако данное направление показало, что финансировались не разработки, а привлечение отечественных ученых к работе за рубежом, так называемая "утечка мозгов". Также в 90-х годах массово возникали фирмы-посредники между новаторами и заказчиками научно-технических разработок, опять же, в основном, зарубежных. Отдельно существовали центры молодежного научно-технического творчества, которые действовали на правах некоммерческих организаций.

Наиболее успешной формой инновационного предпринимательства, пришедшей из прошлого века, оказались научно-производственные объединения. Часть НПО, организованных в 90-х годах, действует до сих пор в соответствии с действующими организационно-правовыми нормами. Фактически, в то время большинство НПО занималось обеспечением компьютеризации страны, поставляя вычислительную технику, периферийные устройства и средства стационарной и мобильной связи.

Примеры инновационных проектов

На рубеже XX-XXI веков стали активно появляться инновационные предприятия в форме акционерных обществ, которые использовали материально-техническую и финансовую базу государственных унитарных предприятий. Некоторые инновационные предприятия создавались и развивались на основе НИИ или высших учебных заведений технического профиля. Большинство подобных предприятий действует и сегодня.

Основными направления инновационного предпринимательства в период с конца 1980-х годов до начала XXI века являлись компьютеризация, автоматизация и телекоммуникации. Переориентация инновационных предприятий на производственные нужды и потребительские товары широкого профиля начала происходить с 2001-2004 годов.

К 2010-2012 годам в России первостепенная роль в стимулировании и поддержке инновационной деятельности перешла к государству, которое с помощью доступных ему рычагов воздействовало на инновационную систему России.

В период 2001-2008 годов была заложена ориентация на концепцию технологического проталкивания для создания долгосрочных преимуществ национальной экономической системы России.

Впоследствии активно развивалась инфраструктура и создавалась атмосфера заинтересованности в инновациях у отечественных предприятий, чтобы они также стимулировали развитие инновационной деятельности. Что и было достигнуто в 2013-2017 годах, в том числе за счет инновационных проектов Сколково.

В настоящее время в Российской Федерации принята программа построения цифровой экономики, что является логическим завершением развития инновационного предпринимательства предыдущих 30-ти лет.

Следует отметить, что потенциал для применения инноваций больше у малых и средних предприятий, тогда как финансовые возможности для финансирования разработок сосредоточены у крупных промышленных гигантов. Только в условиях их взаимной кооперации и симбиоза возможно дальнейшее развитие эффективной инновационной системы, которая позволила бы инновационным предприятиям соперничать с конкурентами из других стран.

Роль государства в обеспечении условий дальнейшего развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
  • предоставление специальных льгот инновационным предприятиям в рамках налогового законодательства;
  • обеспечение доступа к ресурсам;
  • защита прав субъектов инновационного предпринимательства;
  • улучшение условий коммерциализации научной продукции;
  • содействие развитию кооперации с крупным бизнесом.

Развитие инновационного предпринимательства

Сегодня темп развития инновационных процессов задает государство. Это объясняется как большим количеством государственных инновационных организаций, так и солидными государственными вложениями в инновационную сферу.

Основные тенденции развития инновационного предпринимательства:

  1. Спрос на инновации существенно вырос качественно и количественно. Нужно отметить растущий интерес молодежи к инновациям, уникальным видам деятельности, которые относятся к сфере информационных технологий, телекоммуникаций, нанотехнологий, биотехнологий и т.д.
  2. Количество продукции, производимой субъектами инновационного предпринимательства, увеличивается.
  3. С учетом существующей динамики и принимая во внимание устойчивую долю инновационных предприятий 7-9% за последние 8 лет, следует сделать вывод о позитивной тенденции усиления инновационного развития в условиях приближающегося перехода к цифровой экономике.
  4. Наибольшие темпы роста наблюдаются в отраслях, связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями.
Для Российской Федерации представляется актуальным развитие инновационного предпринимательства в сфере наукоемких высоких технологий, на что следует делать ставку отечественным предприятиям. В этом случае переход к цифровой экономике будет существенно облегчен за счет заблаговременного снятия инерционных ограничений на действующих предприятиях.

Выделим основные проблемы развития инновационного предпринимательства, объективно характерные для данной сферы, их следует учитывать в отечественной практике в контексте построения цифровой экономике.

Объективные проблемы развития инновационного предпринимательства

Проблема

Характеристика

Возможное решение

1.

Разрыв между новаторскими идеями, научными достижениями и внедрением их в производство.

Традиционно, быстрое внедрение в практику характерно для прикладных разработок, перспективных технологических разработок, тогда как результаты серьезных научных исследований внедряются значительно дольше. Они объективно требуют дополнительных опытно-конструкторских разработок, которые позволят использовать их на практике.

Формирование национальной инновационной системы.

Сюда же относятся наукограды, технопарки и т.п. инфраструктура, позволяющая быстро реализовать на практике результаты научных достижений.

Также необходимо взаимодействие научного, финансового, промышленного сообщества для их внедрения.

2.

Сложности с реализацией и защитой интеллектуальной собственности.

Результаты научно-технической деятельности и опытно-конструкторских работ внедряются в экономический оборот, сталкиваясь с трудностями в плане возможной кражи результатов исследований.

Оптимизация законодательства в плане возможностей использования патентованных технологий, разработок, продуктов.

Формирование комплексной инновационной инфраструктуры.

3.

Необходимость системного подхода к инновационному развитию.

Субъекты инновационного предпринимательства действуют разрозненно, обособленно, занимаясь своими научными изысканиями и прикладными разработками в соответствии со своими сферами научно-прикладных интересов.

Проработка комплексной инновационной политики.

Федеральное программирование.

4.

Отсутствие у крупных предпринимателей заинтересованности в высокотехнологичных инновациях.

Инновационная деятельность крупным предприятиям требуется только для увеличения прибыли, поэтому при прочих равных условиях они замещают реальные инновации небольшими изменениями. При отсутствии государственной инновационной политики это приводит к снижению активности инновационного предпринимательства.

Помимо налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, необходимо применение к крупным предприятиям мер принуждения – техническое регулирование, стандартизация и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития.

Формирование условий для осуществления исследований и разработок.

5.

Разрыв между интеллектуальным капиталом и экономическим развитием.

Проявляется в результате снижения вклада интеллектуального капитала в прирост валового внутреннего продукта. В результате снижается вклад науки в темпы экономического роста, результативность научной и научно-технической деятельности.

Создание эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Формирование и развитие государственного сектора науки, который бы занимался фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатывались бы коммерческими инновационными организациями и в виде конкретных разработок уже внедрялись в производство, находили применение в потребительских товарах и использовались для создания новых технологий.

Согласование деятельности академического, прикладного и вузовского сегментов науки.

6.

Трудности на начальных этапах инновационной деятельности.

Основное проявление – трудности с поиском источника финансирования. В результате перспективные проекты могут остаться без реализации.

Государственное финансирование в виде специальных программ для инновационных предприятий.

Венчурное финансирование

Создание технопарков с бизнес-составляющей для участников.

7.

Сложности реализации инновации на практике.

Даже разработки на базе серьезных научных исследований, имеющие превосходный технический базис, не всегда могут найти применение на практике в момент своего появления. Возникает разрыв между разработкой и внедрением.

Разработка опередила свое время.

Формирование национальной инновационной системы.

Технопарки с полном циклом реализации инновации.

Организация проектных институтов для прикладных разработок вариантов внедрения в производство.

Формирование государственной инфраструктуры поддержки и развития инноваций, которые признаны полезными, но не нашли применения в данный момент.

Предпосылки развития инновационного предпринимательства в России в среднесрочном и долгосрочном периоде:

  1. Созданы научно-технические центры, технопарки, наукоград Сколково, бизнес-инкубаторы.
  2. Ориентация ведущих вузов на создание инноваций и их последующую коммерциализацию.
  3. Принята Федеральная Программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
  4. Смещены акценты в сторону получения конкретного продукта от инновационной деятельности.
  5. Государственное стимулирование развития инновационного предпринимательства: налоговые льготы, упрощенная отчетность, информационная поддержка, отраслевые форумы и т.д.
  6. Созданы центры, которые будут заниматься коммерциализацией, развитием перспективных технологий, которые будут формировать устойчивые конкурентные преимущества экономики России в целом, что является положительным фактором для успеха инновационной модели на национальном уровне.
  7. Повысилась интенсивность инновационных проектов за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитие инновационного предпринимательства.

Пути повышения эффективности развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • рост капитализации инновационных предприятий через учет инноваций в качестве нематериальных активов;
  • системная коммерциализация инноваций;
  • формирование цифровой экономики;
  • продолжение политики импортозамещения;
  • развитие робототехники;
  • внедрение организационно-управленческих инноваций;
  • формирование единого информационного и коммерческого пространства инновационного предпринимательства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок;
  • переход к системно ориентированному инновационному предпринимательству для достижения эффекта синергии.

Существующие в Российской Федерации предпосылки развития инновационного предпринимательства и рассмотренные пути повышения его эффективности учитывают актуальные требования к экономическому развитию национальной экономике.