ODiplom // Менеджмент // 24.01.2017

Инновационное предприятие

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 24.01.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Инновационное предприятие [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных условиях, инновационные предприятия и компании отличаются особым характером своей деятельности, основу которой составляет использование, освоение, внедрение и применение инноваций в экономической деятельности.

Понятие и сущность инновационной компании

Традиционным подходом к определению специфики инновационной компании является указание на необходимость ситуации, в которой внедрение инноваций сложного характера является неотъемлемой частью организации и ее отраслевого сегмента, следовательно, компания является инновационной, если существенная часть ее деятельности связана с инновационными процессами.

Таким образом, общий подход к определению сущности инновационной компании связан со спецификой деятельности, которую она осуществляет.

Согласно данному подходу, инновационная компания во многом зависит от адаптации к внешней среде, гибкого управления способности к нововведениям. Однако данный подход во многом ограничивается определением ключевого направления деятельности инновационной компании в зависимости от понятий "инновация" и "инновационной деятельности".

Инновационная компания

Составляющие понятия инновационной компании

Инновация может рассматриваться как результат, как изменение или как процесс. В частности, можно дать такое определение:

Инновация представляет собой законченный результат научно-технической деятельности по созданию принципиально нового или улучшенного объекта, технологии или процесса, практическое освоение и внедрение которых приведет к полезному эффекту для общества или удовлетворению конкретных общественных потребностей.

С другой стороны, инновация – это использование результатов научно-технической деятельности, направленных на совершенствование какого-либо процесса.

Кроме того, важным аспектом понятия инновация является прибыльный характер ее использования. Иными словами, новые технологии, производственные, организационные, технологические, экономические, социальные решения должны приносить прибыль в результате своего применения.

Таким образом, инновация – это сложная, объемная категория, которая исследуется в разных измерениях.

Инновационная деятельность представляет собой создание, освоение, распространение и использование инноваций. Инновационная деятельность представляет собой комплексную совокупность научно-технологических, организационно-управленческих и финансово-экономических мероприятий, направленных на превращение результатов научно-технологических и прикладных разработок в коммерческий результат. Такой подход предполагает изначальную необходимость в финансировании таких мероприятий. Можно дать более лаконичное определение, согласно которому инновационная деятельность направлена на создание, освоение, распространение и использование инноваций.

Вместе с тем, можно предложить и более полное и объективное определение.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование, внедрение, освоение и эффективную реализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для совершенствования технологий, продукции, производственных процессов.

Таким образом, инновационную деятельность можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;
  2. Как вид деятельности, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Инновационные компании могут соответствовать обоим критериям в разной степени, в зависимости от сущности осуществляемой ими деятельности и специфики инноваций.

Понятие инновационного предприятия

Инновационное предприятие является таковым, если его главной целью является доведение новых идей, разработок, инноваций до конкретного потребителя и достижение коммерческого успеха.

Инновационным предприятием является коммерческая организация, которая осуществляет практическую реализацию технологий, содержащих конфиденциальные сведения технического, экономического, административного, финансового или иного характера, и получает наибольшую долю доходов от создания и последующей реализации инновационной продукции или вследствие применения инновационных технико-технологических процессов.

В зависимости от фундаментального характера содержания инновационной деятельности можно выделить виды инновационных предприятий:

  1. Инновационное предприятие, ориентированное на конечный продукт, технологию или процесс, которые являются законченным продуктом.
  2. Технологически-ориентированное инновационное предприятие занимается внедрением технологий, направленных на совершенствование производственных процессов, технических аспектов, технологических процедур в рамках основной деятельности.
  3. Организационно-производственное инновационное предприятие ориентирует свою деятельность на совершенствование производства и комплексные процессы его организации.
  4. Инновационное предприятие, ориентированное на управленческие инновации, занимается соответствующей деятельностью без привязки к конкретным продукты, процессы и технологии.

Инновационные компании, ориентированные на конечный продукт, в основном сосредоточены на создании принципиально новых товаров, услуг или работ на основе инноваций. Технологически-ориентированные инновационные предприятия отличаются значительным уровнем эффективности их технологий. Управленческие инновационные компании характеризуются передовыми методами разработки и принятия решений, управления персоналом и т.п. Наиболее комплексными являются организационно-производственные инновационные предприятия, деятельность которых во многих аспектах является результатом внедрения инноваций.

Инновационное предприятие может существовать на основе одной из трех моделей:

  1. Внутренняя организация – инновация создается внутри компании на основе реализации инновационных проектов различными подразделениями;
  2. Внешняя контрактная организация – инновация создается на основе контрактов на ее создание и разработку между сторонними организациями;
  3. Внешняя венчурная организация – для реализации инновационных проектов привлекаются дополнительные сторонние средства.

Характеристика инновационного предприятия

В целом, инновационная компания должна обладать способностью к продолжительному созиданию новаторских разработок и внедрения их разработок в свою деятельность, используя для этого имеющиеся в распоряжении предприятия технологии, управленческие ресурсы и коммерческие возможности. Следует отметить, что новаторство имеет важное значение для инновационного предприятия, зачастую являясь их ценностным фактором развития.

Характеристика инновационного предприятия приведена на рисунке.

Инновационное предприятие

Характеристика инновационного предприятия

Следовательно, инновационному предприятию свойственно реализовывать новые идеи в различных сферах своей деятельности, включая как внутренние, так и внешние ресурсы, но, в особенности, полагаясь на собственных работников, специалистов, имеющих стратегическое значение для системных технологий, используемых компанией в своей текущей экономической деятельности.

Инновационные предприятия достигают наиболее высокого экономического эффекта, если результаты инновационных разработок предоставляют компании возможности повысить свой технологический уровень, обеспечивая тем самым долгосрочное конкурентное преимущество.

Вместе с тем, объединение технологических, управленческих, коммерческих, организационных инноваций позволяет создать стратегическое преимущество предприятию только в том случае, если инновационная компания осуществляет инновационную деятельность комплексно, ориентируясь на развитие технологий в целом. Фактически, можно справедливо утверждать, что инновационное предприятие стремится к своему развитию за счет инновационных технологий, тогда как область их непосредственной реализации не является столь же важной.

В соответствии с этим, инновационная компания должна обладать следующими характеристиками:

  • конечная цель инновационной компании – выпуск конкурентоспособной продукции;
  • инновационная деятельность для компании является продолжительным и динамичным процессом, который соответствует условиям функционирования данной компании;
  • инновационная компания должна обладать предварительными разработками, технико-технологической системой их реализации, чтобы соответствовать изменяющимся условиям хозяйствования;
  • самостоятельный характер и независимость непосредственно инновационной деятельности;
  • ориентация на получение экономической выгоды в долгосрочном периоде.

Учитывая перечень ключевых характеристик инновационной компании можно судить о необходимости целевой ориентации инновационной деятельности, так как внедрение инноваций ради самого процесса не представляется рациональным.

Литература

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент [Текст] / И.В. Афонин. – М.: Инфра-М, 2011.
  2. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики [Текст] / В.В. Гришин. – М.: Дашков и К, 2012.
  3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент [Текст] / В.Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2011.
  4. Нуреев Р.М. Экономика развития [Текст] / Р.М. Нуреев. – М.: Инфра-М, 2012.
  5. Яшин С.Н. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности [Текст] / С.Н. Яшин. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.