Институционализм

Автор: Андрей Нестеров ✔ 20.01.2020

Нестеров А.К. Институционализм // Энциклопедия Нестеровых

Институционализм является одним из направлений социально-экономических учений. Согласно данной теории, любая социально-экономическая система – это комплекс институций (норм, принципов) и институтов (закрепление норм и принципов в виде законов и организаций).


Институционализм в экономике

Основоположником институционализма является Торстейн Веблен.

Концепция институционализма в экономике:

  1. Макроэкономика не ограничивается анализом экономических категорий и процессов.
  2. При анализе экономических явлений и процессов учитываются внеэкономические факторы.
  3. На экономику оказывают влияние существующие общественные, государственные и правовые институты.
Экономисты, которые оперируют принципами институционализма, не ограничиваются только экономическими аспектами, а принимают во внимание, что функционирование экономики задается институциональными, социальными и правовыми факторами.

Институционализм

Институционализм в экономике

  • Институции – нормы, правила, принципы.
  • Институты – закрепление норм, правил, принципов в виде законов и организаций.

Институционализм рассматривает первичные категории (цена, спрос, предложение и т.п.) как центры воздействия различных интересов и отношений между различными институтами, а саму экономику – как часть социальной системы общества.

В концепции институционализма понятия экономики, науки, политики, культуры, социума являются равноправными.

Субъекты экономической системы действуют согласно приобретенным ими правилам поведения, принципам и социальным нормам. Это экономические интересы, устои общества, законы и нормы, которые влияют на поведение всех экономических агентов.

Экономические факторы и внеэкономические факторы в равной степени определяют линию поведения и конкретные действия экономических субъектов.

Сторонники концепции институционализма полагают, что первичными являются интересы общества, а действия всех отдельно взятых экономических агентов диктуются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот, как считают кейнсианцы или монетаристы.

Основные идеи институционализма:

  • Интересы отдельных субъектов формируются обществом, в котором они существуют, следовательно, общество может влиять на действия отдельных субъектов в любой экономической системе.
  • С помощью законодательных институтов общество может определять развитие экономики.
  • Правительство изъявляет волю общества.
  • Законы обязательны для исполнения всеми субъектами экономики.
  • Законы – это наиболее действенный инструмент стабилизации экономики в период экономических колебаний (см. цикличность экономики).

В концепции институционализма выработано несколько важных тезисов:

1. Государство должно в значительной степени влиять на развитие экономики.

Как считал Т. Веблен, "при правительстве должен существовать своеобразный "мозговой центр" из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства" [1].

Т. Веблен и последующие сторонники институционализма исходили из того, что к экономической системе нельзя подходить как к стабильному явлению, которое в трудах представителей других экономических направлений трактовалось как механически развивающаяся сущность, которой можно управлять с помощью соблюдения основных экономических законов или от управления которой нужно полностью отказаться.

2. Развитие экономики происходит под влиянием всех экономических и внеэкономических факторов, которые взаимозависимы и усиливают влияние друг друга.

Согласно концепции институционализма, экономика – это эволюционирующая система, а экономические процессы имеют кумулятивный характер.

В результате, экономистами данного направления был выработан тезис:

3. Институты управляют экономикой через отдельные экономические процессы, а не наоборот.

В соответствии с принципами институционализма отрицалась возможность прогнозирования действия отдельных экономических субъектов, так как невозможно учесть все экономические и внеэкономические факторы, которые влияют на поведение экономических агентов. Конечно, с развитием вычислительной техники и информационных технологий в современных условиях или в ближайшем будущем подобные прогнозы могут быть высоко достоверными. Однако в то время подобное было невозможно, поэтому государству, при осуществлении вмешательства в экономическую систему, предлагалось учитывать только те факторы, которые могли быть приняты во внимание: инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и др.

В отличие от классической теории институционализм утверждает, что цены намного более консервативны, чем спрос, предложение и конъюнктура на рынке. Это подтверждается фактами: цены часто остаются неизменными, несмотря на изменения рыночной ситуации. Отсюда еще один важный тезис:

4. Задача государства не контроль цен и инфляции, а регулирование спроса и предложения.

Основной инструмент государства – реализация стабилизирующей, стимулирующей или сдерживающей экономической политики.

Наконец, важной особенностью институционализма являлось стремление к научному обоснованию экономических процессов путем выработанной концепции институций и институтов.

5. Экономическая наука должна не только заниматься прогнозами экономического развития, изучением экономических категорий, процессов, явлений, взаимозависимостью этих явлений, но и давать рекомендации по дальнейшему развитию, в том числе для государственных задач регулирования экономической системы.

Такие рекомендации, по мнению институционалистов, должны заключаться в обосновании экономических мер не только с точки зрения их экономической природы, но и с учетом внеэкономичесих факторов, к которым относятся политические аспекты, государственно-общественное устройство, поведение отдельных индивидуумов в обществе, общественное настроение и сознание в целом, а также другие факторы, которые могут оказывать влияние на развитие экономической системы.

К содержанию

Направления теории институционализма

Основные направления институционализма:

  • социально-психологический институционализм Т. Веблена
  • социально-правовой институционализм Дж. Коммонса
  • конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла

Торстейн Веблен, опираясь на разработанную им неэкономическую трактовку экономических явлений, представил совокупность финансовых капиталов, как праздный класс общества. Этот класс не участвует в полезных формациях, развитии экономической системы, не создает ценностей. Действуя исключительно на рынках капитала, праздный класс получает долю совокупного общественного продукта лишь на основе "факта собственности", используя для обращения капитала сложившиеся финансовые институты. При этом Веблен делает вывод, "современной экономической ситуации эти финансовые институты никак не соответствуют, ибо они сложились в экономических условиях прошлого" [1]. Капитал отвлекается из производственного, экономического и социального развития. Решением, по его мнению, является привлечение к управлению экономикой научно-технической интеллигенции. Итогом должно было стать появление принципиально нового общества, однако Веблен не пояснил, что это будет за общество. Предлагая ликвидировать противоречия между капиталом и индустриальным развитием, Веблен предполагал, что такой подход позволит обеспечить необходимые преобразования, однако в результате предложил ошибочный сценарий технократического развития общества в XX веке.

Джон Коммонс основополагающим аспектом любых экономических отношений считал социально-правовые нормы и юридическое закрепление. Коммонс ключевым моментом видел заключаемые на рынке сделки, неизбежно приводящие к различным конфликтам. В этом плане он большое значение уделял роли государства, выполняющего функции гаранта соблюдения законодательно определенных норм. Государственные структуры, выступая в роли арбитра в рыночных отношениях, также являются силой, принуждающей к выполнению принятых по договору обязательств. По его мнению, "преодоление конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности" [2]. Последующее социально-экономическое развитие большинства стран подтвердило его вывод о необходимости и действенности регулирования с помощью правовых норм.

Уэсли Митчелл создал конъюнктурно-статистическую концепцию институционализма, в рамках которой указывал на циклическую природу экономического развития. Понятие "кризис" он заменил термином "деловой цикл", острые границы которого должны регулироваться государством. Научно-техническая интеллигенция, представленная в его концепции социального контроля правительства только учеными-экономистами, должна разрабатывать варианты государственного регулирования экономических отношений. В соответствии с его концепцией, "развитие экономики должно регулироваться стимулирующими или сдерживающими государственными мерами на основе расчетных данных и прогнозов экономистов, все это способно ослабить фазы сжатия деловых циклов" [3]. Следует отметить, что элементы его концепции были заимствованы и представителями других учений, включая монетаристов.

К содержанию

Выводы

  1. Предметом институционализма является не анализ цен, спроса, предложения и других экономических категорий, а совокупность экономических вопросов, проблем, явлений с учетом взаимного влияния социальных, политических, этических и правовых проблем.
  2. Специфической чертой институционализма в целом является отсутствие значительного количества формул, графиков, как в других экономических направлениях.
  3. Аргументы институционалистов основаны на логических законах, статистических закономерностях.
  4. Роль государства в регулировании рыночной экономики, как считали институционалисты, должна заключаться в последовательной реализации стабилизирующей, стимулирующей или сдерживающей политики, а она, в свою очередь, должна быть обоснована и продумана благодаря некоему "экономическому комитету", который должен существовать при правительстве страны.

Литература

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.
  2. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011.
  3. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. – М.: Госиздат, 1930.
  4. Гребенников В.Г. Формирование государственной политики регулирования экономического развития. – М.: Инфра-М, 2013.
  5. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2013.