ODiplom // Менеджмент // 08.12.2016

Использование массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 08.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Использование массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

От уровня профессиональности использования массовых коммуникаций зависят и процессы формирования доверия общества и управление общественно значимыми проектами. Поэтому представляется объективно значимым учет и использование концептуальных аспектов массовой коммуникации в рамках упорядочения общественных процессов.

Современное состояние организационно-структурных и формально-регламентированных общественных процессов не всегда носит упорядоченный характер.

Вместе с тем, зачастую в современных условиях упускают или занижают значение массовой коммуникации, как средства упорядочения общественных отношений, так и в вопросах создания атмосферы доверия и управления общественным развитием.

Современное положение дел в данной области обусловлено динамичным развитием общественных отношений и стремительным увеличением роли массовых коммуникаций в жизни общества.

Первые исследования в области использования массовых коммуникаций в контексте влияния на общественные отношения связаны с работами Макса Вебера и Липпмана.

Влияние массовых коммуникаций на общество

В 1910 г. Вебер методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума [4].

Вебер сформулировал социальные требования, которые предъявляются к процессу массовой коммуникации, обосновал метод анализа каналов массовых коммуникаций, а также разработал базовые направления анализа собственно информации, передаваемой по каналам массовой коммуникации.

Первичные исследования массовых коммуникаций в сфере их влияния на общественные отношения провел У. Липпман, согласно его результатам, первичным является характер реакции человека на внешние стимулы, которые в совокупности с опытом человека формируют у него определенные стереотипы, замещающие или частично заменяющие реальность. Благодаря средствам массовой коммуникации можно как нивелировать влияние стереотипов, так и усиливать их, прибегая к разным техникам пропаганды.

Исследования Вебера и Липмана, как и более поздние работы других ученых, показали следующее:

Большинство людей объективно не в состоянии самостоятельно изучить, оценить или проанализировать те или иные факты в силу недостаточно формализованного или объективного представления информации через каналы массовой коммуникации, в результате критическое восприятие фактов заменяется стереотипным мышлением.

Таким образом, для формирования стереотипов и устойчивого стереотипного восприятия большинству людей достаточно нескольких поверхностных оценок различных явлений или событий. Рядовая передача информации с целью обмена в современном мире во многом сосредоточена в средствах массовой коммуникации, которые собственно и создают условия для усиления стеоретипизации мышления людей.

Формирование псевдоокружающей среды, которая становится естественной для большинства людей, усиливает пагубные тенденции и негативные процессы восприятия реальной действительности, что особенно отрицательно проявляется у людей, легко поддающихся влиянию.

Следовательно, можно достаточно объективно утверждать, что комплексное изучение процесса создания стереотипов позволяет с высокой степень объективизации исследовать феномен влияния каналов массовой коммуникации на общественные отношения.

Концепции использования массовых коммуникаций для воздействия на общественные отношения

Основные направления использования массовых коммуникаций для воздействия на общественные отношения показаны на рисунке.

Использование массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений

Рисунок – Основные направления использования массовых коммуникаций для воздействия на общественные отношения

Основные направления использования массовых коммуникаций для воздействия на общественные отношения сосредоточены в трех областях:

  • теоретико-методологические аспекты;
  • прагматические аспекты;
  • экспериментально-прикладная сфера.

Теории влияния массовых коммуникаций связаны, прежде всего, с функциональным подходом к массовым коммуникациям в целом. Вне зависимости от направления изысканий, они связаны с выделением или обоснованием доминирующей функции, которая потом подвергается актуализации и представляется в качестве объективного фактора влияния на общество. В целом, данное направление представляет интерес для изучения базовых аспектов общественных отношений, находящихся под влиянием средств массовых коммуникаций, при условии абстрагирования от иных функциональных особенностей.

Прагматические аспекты связаны с использованием массовых коммуникаций для непрямого воздействия на общественные отношения:

  • политическое влияние;
  • идеологическое воздействие;
  • социально-либеральное воздействие.

Экспериментально-прикладная сфера использования массовых коммуникаций для воздействия на общественные отношения представляет интерес, прежде всего, для социологов, которых интересуют отдельные аспекты общественного мнения, а также специалистов в области рекламы и психологии.

В этой связи представляется объективным, что с точки зрения упорядочения общественных отношений в рамках науки управления наибольший интерес представляют прагматические аспекты использования массовых коммуникаций.

Политическое влияние

Концепции использования массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений в контексте политического влияния связаны с реализацией властных полномочий. Концентрация политической власти может опосредованно транслироваться через каналы массовой коммуникации на основе материального или идеологического фактора.

Материальный фактор является основой различных теорий, опирающихся на частную собственность, материальные ценности, потребление благ и ресурсов. Совокупно, они представляют различные варианты развития капиталистического общества, в котором в качестве основы человеческого развития определялось материальное благополучие. Если материальный фактор абсолютно доминирует в обществе, то упорядочение общественных отношений исходит из необходимости взаимодействия авторитетных и властных институтов общества, тогда как средства массовой коммуникации обречены на интеграцию в эти институты и потерю независимости. Следствием является полная поддержка политико-экономического курса властных структур, которые используют каналы массовой коммуникации для безусловного формирования общественного мнения. В частности, концентрированное выражение политической власти через материальный фактор в массовых коммуникациях в настоящее время является абсолютной доминантой в странах ЕС, США, Канаде, Австралии.

Идеологический фактор концентрированного выражения политической власти является основой различных теорий существенно отличается от материального. Идеологический фактор представляет собой конкретную и предельно понятную обществу идею, которую оно разделяет, либо цель, которую общество должно достичь. Ключевым отличием выступает двоякая роль каналов массовой коммуникации в упорядочении общественных отношений. С одной стороны средства массовой коммуникации позволяют властным структурам манипулировать общественным мнением, а с другой стороны помогают людям развивать общественные отношения в сложных условиях, поскольку выступают независимыми средствами передачи информации. При этом абсолютного доминирования идеологического фактора в обществе не требуется, так как авторитетные и властные институты общества находятся на разных уровнях национальной общественной системы. В настоящее время, концентрированное выражение политической власти через идеологический фактор в массовых коммуникациях является основой упорядочения общественных отношений в Китае, России, Индии, Вьетнаме, Иране и ряде других стран.

Следует отметить, что к концепциям использования массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений в контексте политического влияния относятся и фундаментальные теории, не являющихся в строгом виде отражением концентрированного выражения политической власти. Фундаментальные политические факторы характерны для стран, где властные полномочия каким-либо образом закреплены за конкретными акторами, как, например, в ряде монархий Персидского залива. В этом случае средства массовой коммуникации передают информацию только с учетом интересов власти.

Фундаментальные социокультурные факторы, связанные с информированием, развлечением, воспитанием и просвещением, в рамках концепций концентрации политической власти могут, как выдвигаться в качестве приоритетов, так и отходить на задний план в зависимости от интересов политической власти.

Например, в странах с доминированием материальной культуры в средствах массовых коммуникаций максимально актуализированы цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни. Объективизация каналов массовых коммуникаций в этом случае отсутствует.

Идеологическое воздействие

Идеологическое воздействие в рамках использования массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений представляет собой гегемонию массовых коммуникаций. Концепция идеологического воздействия основывается на критическом влиянии каналов массовой коммуникации на процессы в обществе, реализацию в нем изменений и консолидации общественных отношений. Следует отметить, что само по себе идеологическое воздействие не может заменить материальный или идеологический факторы, позволяющие реализовывать политическое влияние в обществе для управления общественными отношениями. Вместе с тем, кратковременное использование таких концепций позволяет обществу решать задачи, которые оно не способно решить в других условиях. Следует отметить, что подобные концепции применяются только ограниченный период времени и не могут существовать в условиях неизбежной объективизации общественных процессов.

Социально-либеральное воздействие

Социально-либеральное воздействие основывается на гуманном отношении к любым аспектам общественных отношений. В рамках данного направления используется принцип безусловного приоритета общественных отношений в сфере регулирования любых процессов в государстве, однако приоритетными областями являются культура и образование. Через политику продвижения многовариантного развития общества достигается кардинальное изменение общественных отношений, общественного мнения и критериев оценки поведения людей.

Примером подобной практики может быть социально-либеральное воздействие в странах ЕС, например, терпящая крах политика мультикультурализма, политика легализации легких наркотиков, политика навязанного сексуального образования детей младших классов школы, политика толерантности и агрессивная пропаганда однополых отношений, а также политика продвижения однополых браков в США и ряд других направлений социально-либерального воздействия.

Интересы общества при таком воздействии оставлены за скобками, так как такое воздействие на пользу общественным отношениям не идет.

К социально-либеральному воздействию в мягкой форме относится теория позитивистского подхода, согласно которому в каналах массовой коммуникации может формироваться иная реальность, отличная от той, что воспринимается обществом. Преимущественно, это относится к средствам массовой информации, которые в рамках данного подхода опираются при передаче информации аудитории на определенную повестку дня, которую сами же средства массовой информации и устанавливают. В рамках данного подхода средства массовой информации раздувают какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвышая ее над другими событиями, конструируя таким способом особую реальность. Вместе с тем в такой особой реальности существуют заинтересованные лица, организации, которые и спонсируют представление информации в нужном им свете.

Конструктивное упорядочение общественных отношений

Наиболее прогрессивным направлением использования массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений является концепция конструктивного упорядочения общественных отношений.

Конструктивизм основывается на трех принципах: объективизация, достоверность и фактологическое представление [5].

С помощью объективизации транслируемая через средства массовой коммуникации информация подается в чистом виде, предоставляя людям возможность самостоятельно произвести оценку полученных сведений. Достоверность означает, что передаваемая информация должна быть проверена, подтверждена и представлена в виде конкретных данных, сведений или фактов. Фактологическое представление означает отсутствие субъективизации информации, каких-либо оценок и побудительных указаний. Реализация данных принципов позволяет достичь следующих результатов:

  • сближается социальное и индивидуальное восприятие информации;
  • создаются условия соотнесения информации и культуры в контексте средств объективного восприятия обществом;
  • достигается баланс передачи информации и реальных запросов общества в процессе массовой коммуникации.

В соответствии с этим представляется перспективной возможность совместить массовый характер коммуникации и индивидуальное восприятие информации с наибольшей пользой для общества и индивида в условиях научно-технического прогресса. В результате, массовые коммуникации будут напрямую использованы для упорядочения общественных отношений с целью достижения конкретных целей и решения задач, стоящих перед обществом в сложившихся условиях.

Вывод

Роль массовых коммуникаций в упорядочении общественных отношений связана, прежде всего, с возможностями их использования для созидательного развития и прогресса общества.

При этом необходимо избегать воздействия со стороны массовых коммуникаций, которое вредит общественным отношениям и не отвечает интересам общества.

Литература

  1. Ахлакова И.Р. Средства массовой коммуникации и их влияние на сознание и общественное воспроизводство // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 3. – С. 13-16.
  2. Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. – М.: Наука, 2013.
  3. Лобанова Ю.В. Массовая коммуникация в системной теории общества // Ученые записки РГСУ. – №2. (54). – 2007. – С. 36-39.
  4. Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Песоцкая Е.В. Теория организации. – М.: Юрайт, 2015.
  5. Симоненко И.Л. Теория организации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.