ODiplom // Педагогика // 15.11.2017

Как сделать самоанализ урока

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 15.11.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Как сделать самоанализ урока [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Современное педагогическое образование очень требовательно к организации и проведению уроков, вне зависимости от того, кто его проводит: опытный преподаватель или студент-практикант. Важным элементом педагогической деятельности является составление самоанализа урока, который позволяет самостоятельно оценить проведенный урок и выявить его положительные и отрицательные стороны.

Самоанализ урока представляет собой обязательный элемент педагогической деятельности. Он направлен на профессиональное совершенствование педагогических умений и навыков.

Обязательный характер самоанализа урока закреплен во ФГОС

Самоанализ урока – это разбор проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности посредством сравнения запланированного и осуществленного. При этом учитываются как успехи учащихся так и их неудачи.

Значение самоанализа урока для учителя

Рисунок 1. Значение самоанализа урока для учителя

В соответствии со стандартами современного педагогического образования студенты, проходящие практику в школах, обязаны проводить самоанализ урока после каждого проведенного занятия. Составление самоанализа урока является сложным и ответственным моментов в процессе прохождения педагогической практики.

План самоанализа урока

Самоанализ урока необходимо делать в соответствии со строго определенным планом. Этот факт как упрощает, так и одновременно усложняет задачу любого педагога. Умение грамотно составить самоанализ урока строится на базе системы пунктов, позволяющих наиболее глубоко изучить проведенный урок и провести анализ каждого этапа с учетом всех существующих требований ФГОС.

План самоанализа урока

Рисунок 2. План самоанализа урока

Теперь необходимо рассмотреть каждый пункт плана самоанализа урока отдельно. Начнем с первого пункта, а именно с характеристики класса.

Составляющие характеристики класса

Рисунок 3. Составляющие характеристики класса.

Затем изучим место урока в изучаемой теме. Данный пункт плана требует досконального изучения связей анализируемого урока с предыдущими и прогноз взаимосвязи с последующими занятиями по определенной теме в рамках учебного плана. В рамках данного аспекта необходимо выделить классификацию уроков по ФГОС.

Типы и структура уроков по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Структура урока

1

Урок усвоение новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия

2

Урок комплексного применения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия

3

Урок повторения

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний по одному из направлений: с целью подготовки к контрольному уроку либо с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5

Урок контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

4) Рефлексия.

6

Урок коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия.

7

Комбинированный урок

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия.

Следующим пунктом плана самоанализа урока является характеристика цели урока. В процессе составления плана урока учитель в обязательном порядке формулирует цель урока. В современной педагогической науке цели урока бывают трех видов: образовательные, воспитательные, развивающие.

I. Образовательные цели.

Образовательная цель урока предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
  1. Формулировка в процессе урока нового понятия и его трактовки.
  2. В процессе урока обеспечить учащимся доступное усвоение той или иной информации по теме.
  3. В течении урока обучить учащихся новому способу действий.
  4. Устранить пробелы в знаниях по теме.
  5. Обобщить и систематизировать знания по той или иной теме.
  6. Отработать навыки.
  7. Закрепить способы действий.
  8. Сформировать у учащихся представления об определенных понятиях или явлениях в рамках темы урока.
  9. Обучить выполнению задания по образцу.
  10. Научить делать выводы по теме.
  11. Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.
  12. Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
  13. Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
  14. Научить самостоятельно делать выводы.

II. Воспитательные цели.

Воспитательная цель урока – это цель, направленная на формирование у обучающихся определенных свойств личности, черт характера.
  1. Формирование интереса к будущему страны.
  2. Формирование чувства гордости за Родину.
  3. Воспитание гуманного отношения к людям.
  4. Формирование ответственности.
  5. Развитие требовательности к себе и другим.
  6. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  7. Воспитание стремления трудиться.

III. Развивающие цели.

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств, таких как: внимание, сенсорно-перцептивные свойства, мнемические и мыслительные свойства, психомоторные свойства, профессиональные задатки и способности.
  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Развитие познавательных умений.
  3. Развитие умений учебного труда.

Характеристика плана урока

Затем приступаем к характеристике плана урока. Она включает в себя изучение содержательной стороны учебного материала и его соответствия требованиям к преподаванию предмета и возрасту обучающихся. Затем рассматриваются использованные методы и приемы обучения. Особое внимание уделяется формам организации познавательной деятельности и их актуальности.

На следующем этапе самоанализа урока проводится сравнение реального построения урока и структуры урока зафиксированной в план-конспекте.

Немаловажен и структурный аспект самоанализа урока. В рамках данного пункта плана самоанализа урока проводится пошаговый анализ каждого элемента урока, выявляется его вклад в достижение результата. Также учитель формулирует обоснованные доказательства оптимальности выбора каждого элемента урока.

Функциональный аспект самоанализа урока заключается в изучении уровня соответствия структуры урока и поставленным целям. Также изучается степень соответствия ключевых элементов проведенного урока и возможностям класса. Не упускается из виду и то, какой стиль отношений учителя и учащихся выбран для каждого конкретного занятия.

В заключении самоанализа урока проводится обоснованная оценка конечного результата урока по следующим направлениям:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

В завершении процесса самоанализа урока учитель должен предложить актуальные пути совершенствования урока по определенному предмету. В педагогической науке существует система направлений совершенствования урока представленная на рисунке ниже.

Варианты рекомендаций по итогам самоанализа урока

Рисунок 4. Варианты рекомендаций по итогам самоанализа урока.

Важно понимать, что самоанализ урока – это уверенный шаг, не только к подготовке следующего урока, но и шаг к следующей ступени профессионального роста педагога. Полноценный и глубокий самоанализ урока получается далеко не сразу. Самоанализу урока необходимо учиться на примерах и собственном опыте.