ODiplom // Менеджмент // 19.01.2019

Концепция рациональной бюрократии Вебера

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 19.01.2019

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Концепция рациональной бюрократии Вебера [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Принципы рациональной бюрократии М. Вебера в свое время были широко распространены в кругах специалистов и теоретиков науки управления, а также активно применялись на многих предприятиях, но, несмотря на дальнейшую эволюцию организационно-управленческой мысли, концепция Вебера оказала определенное влияние на современный менеджмент.

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера административной школы управления

Фундаментальные основы менеджмента, заложенные школой научного управления, активно развивались представителями административной школы управления, одним из представителей которых был Макс Вебер, особое внимание уделивший построению идеального типа организации. Его исследования привели его к выводу, что идеальной организацией с точки зрения управления является рациональная бюрократическая организация. На основе своих исследований Вебер выдвинул концепцию принципов рациональной бюрократии.

Кроме А. Файоля, из других выдающихся представителей административной школы можно отметить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала" или управление рабочей силой и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии". М. Вебер дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул такое положение:

Бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

М. Веберу разработал концепцию оснований власти: "Три чистых типа законной власти".

Концепция рациональной бюрократии Макса Вебера

Легитимность власти – ключевой критерий всех административных систем. В своей теории Вебер сформировал пять концепций законности полномочий:

Легитимность власти по Веберу

На основе данных концепций Макс Вебер разработал 8 принципов структурирования властных систем:

Принципы структурирования власти по Веберу

В итоге своих исследований Вебер сформировал теорию рациональной бюрократии:

  1. Четкое разделение труда приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
  5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
  6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Развитая бюрократия характеризуется рациональной организацией, высокой степенью разделения труда, повышенной эффективностью, производительностью, а также обладает комплексной иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм на все случаи. Теория рациональной бюрократии предполагает, что все принимаемые решения являются наиболее объективными.

Аппарат управления организацией состоит из отдельных чиновников.

Критерии рациональной бюрократии

Критерии рациональной бюрократии

Согласно концепции Вебера, бюрократы – это профессиональные управленцы, без которых невозможно существование современного общества в любой организованной форме. Власть в государстве и организации опирается на деятельность бюрократов-управленцев, которые представляют собой профессионально подготовленных специалистов. При этом основной и единственной задачей таких специалистов является компетентное управление вверенными им процессами. Это абсолютная форма управляющего воздействия, которая не создает добавочной стоимости продукции организации и материальных ценностей, однако выполняя фундаментальные функции организации процессов, благодаря которым создается полезная для общества продукция.

Бюрократическая организация в этом плане представляет собой рациональным образом действующее предприятие, решающее поставленные задачи для достижения основной цели. Основной целью для коммерческих организаций является получение прибыли, для некоммерческих – удовлетворение определенных потребностей общества. Решение задач, которые стоят перед такой организацией, осуществляется за счет управляющего воздействия компетентными и беспристрастными исполнителями, действующими в соответствии с законодательством.

Отличительной чертой бюрократической организации является упорядоченность делопроизводства. Все существующие процедуры и процессы должны быть регламентированы, а все решения, принятые уполномоченными лицами, должны быть задокументированы и выполняться в строгом соответствии с документом. Отступление от документально оформленных решений расценивается как должностной проступок.

С точки зрения организации деятельности предприятие согласно концепции рациональной бюрократии опирается в своей деятельности на строго установленную должностную субординацию и иерархию начальников и подчиненных. При этом вся деятельность внутри организации осуществляется в форме письменных документов, которые должны храниться определенное время.

Также следует отметить, что свобода от субъективизма и влияния личных интересов позволяет принимать управленческие решения основанные на объективных интересах организации, как единого механизма. Это, в свою очередь, обеспечивает гарантию безопасности и не допускает произвола конкретных руководителей и подчиненных.

Таким образом, в рамках концепции рациональной бюрократии М. Вебера организация, действующая на бюрократических принципах, представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

В дальнейшем в западных странах теория М. Вебера модернизировалась, совершенствовалась, обогащалась новыми идеями и конструкциями, особенно в американской школе управления.

Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

  • отрыв аппарата управления от организации;
  • невозможность полного беспристрастия;
  • в бюрократической организации заложен антидемократизм;
  • необоснованное повышение формализма ради соблюдения процедуры;
  • расширение бюрократического аппарата усложняют контроль;
  • отказ от прямых коммуникаций.

Согласно же концепции рациональной бюрократии управление организацией в соответствии с принципами данной теории приближается к совершенному менеджменту в плане точности, дисциплинированности, обеспечении интенсивного и экстенсивного развития предприятия, а также за счет обеспечения универсальности управленческого процесса, который может быть применен к любым задачам.

В результате, функциональная структура управления и управленческие решения в бюрократической организации предстают в виде явления, которые характеризуются присущем современному обществу рациональному развитию. Ранее многие крупные компании и корпорации практиковали определенную наследственность в передаче власти, например, когда глава корпорации, создавший ее, уходил на пенсию, а управление переходило в руки его сына. Согласно же принципам рациональной бюрократии данный подход может быть вреден для организации, как системы. Так как новый глава может и не обладать теми навыками, которые позволили его предку создать корпорации, а значит, и управлять ею он не сможет. Роль организаций в обществе очень велика, поэтому власть в них не должна передаваться по наследству, она должна быть сосредоточена в руках людей, которые обладают специальными знаниями и профессиональными навыками управленцев.

В этом проявляется рационализм, как специфическая черта бюрократии, которую Вебер считал воплощением рациональной природы рыночной экономики.

Также следует отметить роль, которую играют в бюрократической организации управленцы-специалисты, обладающие профессиональными способностями к управлению и пользующиеся методами науки управления. В этом случае организация будет эффективно функционировать, что достигается за счет распределения обязанностей между членами организации согласно утвержденному регламенту. Во-первых, это дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях, а во-вторых, четко разграничивает ответственность за все результаты деятельности организации и отдельных ее подразделений. Строгая иерархия в организации позволит контролировать вышестоящим лицам выполнение заданий их подчиненными. Инструкции, в том числе и должностные, обеспечивают единый характер управленческой деятельности и позволяют применять общие инструкции для решения частных проблем и вопросов в кратчайшие сроки. В то же время безличность административной деятельности позволяет исключить эмоциональное принятие решений лицами, наделенными для этого полномочиями, за счет того, что управленцы перестают быть индивидами в общем механизме организационной деятельности, а представляют собой источник властных распоряжений, соответствующих их должности.

Однако, бюрократические структуры подвергались и критике:

  • трудности бюрократии связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм;
  • снижение гибкости управления в пользу повышения уровня формализации;
  • отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на изменение внешних условий.

Устранение данных проблем повышает эффективность модели рациональной бюрократии за счет совершенствования справедливого и объективного управления.

В конце концов, для расширения возможностей организаций реагировать на происходящие изменения и вводить новшества были разработаны специальные адаптивные структуры. Однако, концепция рациональной бюрократии оказала значительное влияние на эволюцию современного менеджмента.

Влияние рациональной бюрократии М. Вебера на современный менеджмент

Рациональную бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии, так как ее характеристики хорошо подходят для большинства промышленных предприятий, различных организаций и государственных учреждений.

Современные теории бюрократии, происходящие от концепции рациональной бюрократии М. Вебера, дополняют ее необходимостью учета субъективного фактора, который М. Вебер отрицал, и идей продвинутого самоуправления.

Учет субъективного фактора опирается на человеческие аспекты, связанные с управлением организацией, социально-психологические аспекты поведения менеджеров. Хотя, как считал, М. Вебер они должны быть беспристрастными, на практике люди не всегда могут отстраниться от личных особенностей при принятии решений.

Идея продвинутого самоуправления базируется на теории участия рядовых членов организации в вопросах управления предприятием. В отношении современных теорий бюрократии речь идет об использовании обратной связи между руководителем и подчиненными.

Продолжая логику данной теории можно определить, что сегодня бюрократическое управление является самым рациональным формально-техническим способом для управления организациями и персоналом. Преимуществом бюрократического управления выступают профессиональные знания, незаменимость которых обусловлена современной техникой и экономикой, так как потребность постоянного, строгого и расчетливого управления предопределяет необходимость в бюрократии, как фундаментального принципа управления предприятием. Даже небольшие предприятия малого бизнеса не могут полностью обойтись без бюрократических принципов: им необходимо взаимодействовать с бюрократическими по своей природе организациями, например, налоговой службой и Пенсионным Фондом РФ.

Признавая эффективность бюрократической организации, Вебер выражал опасение, что распространение бюрократических принципов неизбежно повлечет за собой уничтожение индивидуальности и утрате возможности реализации личных качеств. Поэтому впоследствии произошел постепенный переход от рациональной модели бюрократии к более реалистичным моделям, которые опирались на бюрократические принципы, но представляли современную им бюрократию как естественную систему. Естественная система организации, работающей по бюрократическим законам, включает в себя также прямо противоположные принципы.

Например, наряду с рациональными моментами в организации существуют иррациональные. К таким может относиться выделение отдельных приоритетов над общей целью организации на какой то период времени, как правило, для обеспечения большей эффективности организации в будущем. Формальные принципы могут соседствовать с неформальными. В частности наряду с традиционными приказами, распоряжениями руководители могут использовать для принятия решения общие собрания сотрудников, элементы совещаний с подчиненными для принятия более взвешенных решений, которые позволят обеспечить процветание компании в будущем. Эмоционально-нейтральные отношения внутри организации могут соседствовать с личностным общением. Например, руководитель может интересоваться личной жизнью и успехами своих подчиненных, в остальное время оставаясь профессиональным управленцем, действующим в интересах организации.

В современных концепциях бюрократии появилось также понятие дисфункции, предложенное Мертоном. По его мнению, "наиболее часто возникающая дисфункция бюрократии – это перенос управленцами акцентов с целей организации на средства их достижения". Средства достижения цели, иерархия власти, дисциплина, соблюдение правил, инструкции, приказы, распоряжения и т.п., становятся самоцелью для руководителей, которые забывают о более важном – цели существования организации, которой они руководят. Замещение главных целей побочными, возникновение иррациональных целей внутри бюрократической организации также является дисфункцией бюрократии.

Нельзя считать, что причиной этому является теория Вебера, наоборот, это объективный процесс, характерный для современного общества, но, согласно концепции рациональной бюрократии, он недопустим в рациональной бюрократической организации. Таким образом, теория Вебера предусматривала исключение возможных проявлений злоупотреблений властью, которые сейчас пытаются обойти с помощью более жестких методов, хотя по Веберу они должны пресекаться вышестоящими руководителями, так как являются нарушением основных принципов функционирования рациональной бюрократической организации.

Впоследствии, когда идеи административной школы управления, стали сдавать позиции перед новыми течениями менеджмента, идеями школы человеческих отношений и разработки поведенческих наук, а затем и школы науки управления, концепция Вебера неоднократно расширялась и дополнялась его последователями и сторонниками принципов бюрократического управления. Влияние, оказанное теорией Вебера, на современный менеджмент опирается на внедрение в традиционные бюрократические процедуры учет субъективного фактора и идей продвинутого самоуправления.

Следует отметить, что в современной парадигме управления сложно представить успешную организацию, которая бы использовала концепцию рациональной бюрократии Вебера в ее чистом виде. В современном динамичном мире организациям необходима гибкость, а менеджерам возможность адаптироваться под окружающую среду. Концепция Вебера подвергалась критике как раз за отсутствие таких возможностей у рациональной бюрократической организации. В то же время концепция Вебера опиралась на принципы рационализма, которые несовместимы с нанесением ущерба деятельности организации и ее целям. Поэтому и действия управленцев, связанные с использованием субъективного подхода и продвинутого самоуправления, следует считать рациональными действиями, так как они повышают эффективность работы организации и способствуют достижению целей организации. Так, например, одна из самых прогрессивных концепций современности, концепция управления Деминга выдвигает в качестве главной цели всеобщее процветание, что является рациональной целью, опираясь таким способом на отдельные элементы рациональной бюрократии Вебера.

Выводы

Центральное место в концепции рациональной бюрократии М. Вебера занимает идея достижения максимального упорядочивающего эффекта за счет предельной формализации и нормативного закрепления структуры и функций чиновников, а также четкой специализации персонала. Переход к специализированному труду делает его более продуктивным.

Согласно концепции рациональной бюрократии М. Вебера чиновник на своей должности является не простым человеком и даже не классическим бюрократом в одиозном понимании данного термина, он является носителем определенных должностных обязанностей. Четкая регламентация делает поведение работников и всей организации предсказуемым.

  1. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2006.
  3. Ланкина В.Е. Менеджмент организации: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  4. Плотников М.В. Современный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2011.