Концептуальный анализ произведения Мертвые души

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 23.10.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Концептуальный анализ произведения Мертвые души [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Анализ развития сюжета в произведении Гоголя "Мертвые души".

Мертвые души – это ярко выраженное социальное произведение, в котором автор резко критически изображает современную ему действительность, рисуя ее порой сатирически.

Следует отметить, что в произведении можно увидеть наличие элементов следующих жанров:

- романтизм;

- реализм;

- критический реализм.

Типичный герой в типичных обстоятельствах.

Такие стороны жизни, как бездействие, праздность и казнокрадство, которые показывает Гоголь, во многом продолжают развивать тематику "Ревизора".

Таблица – Развитие сюжета Мертвые души

Глава

Развитие сюжета

Лирические отступления, вставные эпизоды, сцены

1.

Приезд Чичикова в губернский город. Экспозиция, завязка.

Рассуждение о тонких и толстых.

2.

Чичиков в усадьбе Манилова.

Рассуждение о двух типах характеров: "Гораздо легче изображать характеры..."

3.

Чичиков у Коробочки

Рассуждение об оттенках и тонкостях общения.

4.

Чичиков на постоялом дворе и в доме Ноздрева

Мысль о живучести Ноздрева.

5.

Чичиков в усадьбе Собакевича

Чичиков о "славной бабешке". Думы автора о метком русском слове и "бойком русском уме".

6.

Чичиков у Плюшкина

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" и т.д.

7.

Чичиков в городе в гражданской палате

О двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым.

8.

Бал у губернатора. Кульминация. Чичиков – мильонщик. Катастрофа.

О силе власти исправника.

9.

Смута в городе

О бунте крестьян селения. "Вшивая спесь".

10

Растерянность чиновников.

Повесть, о капитане Копейкине.

11.

Бегство Чичикова из города.

Воспитание Чичикова.

---

В основе сюжета три центра: Чичиков, помещики и чиновники.

Галерея помещиков – это градация типов, из которых "один пошлее другого". Гоголь строит образы на внешних контрастах и непохожести, подчеркивая единство и нарастающее от одного образа к другому отсутствие человеческих начал.

Манилов – забвение – мечтательность

Коробочка – скупа – мелочное убожество

Ноздрев – безразличие – пройдоха

При этом каждому из них свойственны следующие качества: личная корысть, нравственное убожество, отсутствие гражданских идеалов, жизнь за счет крепостных.

Чичиков и Собакевич – это два мошенника.

Гоголь использует художественные детали, быт, окружение, обстановку, как средство характеристики героев. Гоголь создает храм уединенного размышления. Речь героев используется как средство их характеристики.

Для Ноздрева характерны фамильярность, развязность, грубость речи. Собакевичу свойственны немногословность и точность.

Особенность сатиры Гоголя в иронии и восхождении к большим обобщениям: "Иной министр и не глупый человек, а приглядись – Коробочка".

Вещественный мир героев поэмы определен их духовным убожеством.

"Полицмейстер – умный человек... мы с ним до утра играли в вист"

"Очень хороший городничий... изумительно вышивает"

Чиновники – это развитие темы ревизора в контексте бездействия, праздности и казнокрадства.

История Чичикова – это история проходимца, подлеца, он предприниматель и герой, в котором "мертвая душа", что означает отсутствие здоровых человеческих начал, сочетается с изворотливостью ума, предприимчивостью, необычайной энергией и стремлением к наживе.

Гоголь в письмах и записках называл "Мертвые души" то поэмой, то повестью, то романом. В издательском экземпляре определили как поэму. Белинский называл романом, что по смыслу может означать рассказ-повесть или роман-эпопею. Авторское название произведения поэмой правомерно, так как эпичность повествования и его характер соответствуют жанру. Повествование более 10 раз прерывается, что еще ярче оттеняет излагаемые автором мысли. При этом лирические отступления, вставные эпизоды и сцены, в которых Гоголь не только как бы дает авторский комментарий к образу или ситуации, но и высказывает свои мысли о жизни и России.

Смотрите также