Культура Эпохи Возрождения

Автор: Ирина Нестерова ✔ 02.08.2019

Нестерова И.А. Культура Эпохи Возрождения // Энциклопедия Нестеровых

Мрачная эпоха Средневековья сменилась Ренессансом. Ослабление церковного гнета в Европе привело к развитию культуры и искусства. Эпоха Возрождения славится художниками, архитекторами, литераторами. Наука сдвинулась с метровой точки.


Особенности и периодизация Эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанс являет собой период между средневековьем и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения началась в Италии в начале XIV века, а в остальной Европе с XV–XVI веков. Некоторые регионы Европы встретили Ренессанс в последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях в первые десятилетия XVII века.

Эпоха Возрождения включает в себя три периода, представленные на рисунке ниже. Основой Ренессанса является стремление постичь античную культуру и на ее основе создать новое, прекрасное.

Каждый период Эпохи возрождения оставил огромный вклад в сокровищнице мировой культуры. Колыбелью Возрождения стала Италия. Так, раннее Возрождение характеризуется тем, что в это время собственно ренессансные произведения известны только в Италии, в других странах ещё пытаются совмещать традиционные приёмы с новыми ренессансными веяниями, признаки готического искусства заметны ещё во многих произведениях.

Высокое Возрождение известен как период максимального развития ренессансного искусства в Италии. В это же время, отмечается начало его заката. В данный период имеет место мощный расцвет интереса к античности и новым технологиям в искусстве в европейских странах. Рим становится столицей искусства, куда стремятся попасть все значимые умы того времени.

Периодизация Эпохи Возрождения

Периоды Эпохи Возрождения

Позднее Возрождение являет собой период, когда в Италии идеи Возрождения приходят в упадок. Церковь душит все новаторские направления в культуре и искусстве. Тем временем в странах Северной Европы традиции Возрождения активно развиваются и преломляются в работах голландских, немецких, английских деятелей искусства. Искусство Северного возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому пропитано антиклерикальным духом и придает большое значение вопросам веры. Но в отличии от итальянского искусства, стремившегося приукрасить, идеализировать действительность, более тяготело к реальности. В конце этого периода появляется увлечение ложной живописностью, вычурность форм и бессистемная компоновка античных мотивов, утрачивается органичность, дух ренессансных идей. Эти тенденции в искусстве получают название маньеризм, вслед за которым утверждается стиль барокко [1].

Важной особенностью Эпохи Возрождения является неравномерность развития в разных регионах Европы и различие в тенденциях в живописи, литературе, скульптуре.

Santa_Maria_del_Fiore

Собор Санта Мария дель Фьоре (13 век. Италия)

Ряд историков выделяют в Эпохе Возрождения такой период как Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV век). Проторенессанс известен тем, что в начале отмечается расцвет живописи, которая все еще сильно сдерживается религиозными рамками. Вторая половина данного периода ознаменована страшной эпидемией чумы в Италии. На фоне страшных событий создается собор Санта Мария дель Фьоре. Его автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

К содержанию

Литература Ренессанса

Изменения в культуре и искусстве, которыми ознаменована Эпоха Возрождения нашли отражение в литературе. Гуманизм проник в поэзию и прозу.

Знаковым поэтом, основоположником гуманизма эпохи Возрождения является Данте Алигьери. Он имел римское происхождение. Его семья участвовала в создании Флоренции. Дата рождения великого поэта достоверно не известно. Боккаччо писал, что Данте родился 21 мая 1265. Однако, современная наука выдвигает иные даты. О его жизни известно мало. Он участвовал в политической жизни и за свои взгляды был изгнан из Флоренции вместе со своей партией белых гвельфов. Умер поэт, по ряду свидетельств, в 1321 году, так и не увидев родную Флоренцию.

Данте кисти Боттичелли

Данте кисти Боттичелли

Произведения Данте Алигьери глубоко философские. Его женские образы являют собой отражение его юношеской любви к Беатриче Портинари. Большую известность получил "Пир" Данте, повесть "Новая жизнь" и "Божественная комедия". "Божественная комедия" популярна и по сей день. По форме это загробное видение. В поэме множество аллегорий. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, – символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица – три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие[2]. Картина загробного мира представляет собой изображение восприятия поэтом разных уголков Италии.

Творчество Данте было отражением его мировоззрения и политических взглядов. Оно не всегда хорошо воспринималось публикой и церковью, но оставило глубокий след в искусстве.

Важным представителем гуманизма Ренессанс принято считать Франческо Петрарка. Он считается одним из главных поэтов Проторенессанса. Ему удалось прожить долгую жизнь насыщенную творчеством. Родился Петрарка в 1304 году в Италии и умер в 1374 году. Много лет он прожил во Франции. Там же он получил церковный чин и жил при папском дворе. Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь. Он творил и на латыни, и на итальянском языке.

Портрет Франческо Петрарки

Портрет Петрарки работы Юстуса ван Гента

У Петрарки было много внебрачных детей. Он никогда не женился, так как всю жизнь испытывал платоническую любовь к Донне Лауре. Ей он посвятил более 400 стихов. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки. Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день.

Другим великим итальянским писателем Раннего Возрождения был Джованни Боккаччо. По одним сведениям он родился в Италии по другим во Франции. Творчество Боккаччо очень близко к Средневековой литературе. Но это выражено в религиозности сюжетов, а в стиле передачи картины мира. Боккаччо больше эпик чем лирик. Перу Боккаччо принадлежат не только повести и романы. Он писал еще и пасторали. Самой известной является "Амето" (1341-1342). Ее подзаголовок "Комедия флорентийских нимф" содержит несомненный намек на великую поэму Данте, торжественно завершившую европейское средневековье.

Боккаччо

Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици

Однако главным произведением Боккаччо является его бессмертный "Декамерон ". Произведение представлено в виде 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. Наряду с любовью в "Декамероне" почетное место отводится человеческой энергии. Если в средневековом рыцарском романе на первый план выдвигалась физическая сила, сопряженная с воинскими навыками, то в новеллах Боккаччо, как и в городских новеллах более раннего периода, особенно высоко ценится сила ума, сообразительность, изобретательность [3].

В числу знаменитых литераторов Италии в Эпоху Возрождения входят: Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Макиавелли, Бернардо Довици и др. Их творчество основано на идеях Данте и Петрарки.

Эпоха Возрождения в Испании ознаменована творчеством Сервантеса. Он начал писать поздно, а именно в возрасте 38 лет. Первым известным произведением испанца стал пасторальный роман "Галатея". В нем рассказано о пастухе Элисио, влюбленном в пастушку Галатею. Элисио постоянно твердит о своей любви и распевает в ее честь любовные песни. Но отец хочет выдать Галатею замуж за богатого пастуха из Лузитании.

Мигель Сервантес

Портрет Мигеля Сервантеса

в 1604 году выходит в свет первая часть романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", имевшая громадный успех в Испании. Но произведение помимо успеха принесла и множество проблем Сервантесу. Его обвиняли в обмане, искажении фактов.

До 1616 года свет увидела вторая часть "Дон Кихота". Кроме того в этот период Сервантес создал все новеллы, многие драматические произведения такие как: "Ревнивый старик", "Театр чудес", "Лабиринт любви", "Путешествие на Парнас[es]". Тогда же был написан напечатанный уже после кончины автора роман "Персилес и Сихизмунда". Великий писатель окончил свою жизнь монахом.

В Англии Эпоха Возрождения запомнилась бессмертным именем Уильяма Шекспира, который считается главным поэтом Англии. Тем временем о самом поэте известно очень мало. Его внешность практически неизвестна, так как существует всего лишь один более или менее достоверный портрет великого поэта и драматурга. Это гравюра из посмертного "Первого фолио" (1623) работы Мартина Друшаута.

Шекспир. Гравюра работы Мартина Друшаута

Портрет Уильяма Шекспира. Гравюра работы Мартина Друшаута

Творчество Шекспира включает в себя драматургию и сонеты. Большинство работ созданы период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий. Он написал следующие произведения: "Гамлет", "Король Лир", "Отелло" и "Макбет". Все произведения Шекспира популярны до сих пор.

Английское Возрождение подарило миру помимо Уильяма Шекспира еще и Кристофера Марло, Томаса Кида, Джефри Чосера, Эдмунда Спенсера, Джона Лили, Томаса Нэша. В Эпоху возрождения творил первый английский гуманист Томас Мор.

К содержанию

Архитектура Эпохи Возрождения

Архитектура Эпохи Возрождения характеризуется тем, что возвращается к традициям античного зодчества. Архитекторы сохраняют пропорции, симметрию характерны для памятников Древней Греции и Рима. В период Ренессанса существенно расширилась терминология архитектуры, появились новые материалы. Особенностью архитектуры стало то, что от гротескного величия неудобного человеку, архитектура сделала шаг на встречу комфорту. Особенно это нашло отражение в градостроительстве. Хаотичное строительство средневековья сменяется спланированной застройкой Ренессанса. Архитекторы стремятся объединить человеческие потребности, оборонительную ценность и эстетическую составляющую.

Новатором в области архитектуры стала Флоренция. Именно в Эпоху Возрождения там появились шедевры мировой архитектуры. К ним относится Площадь у храма Санта-Мария-Новелла, где созданы удивительные аркады с коринфскими колоннами. Фасад церкви создан Леоном Баттистом Альберти в 1470 году.

Санта-Мария-Новелла

Площадь у храма Санта-Мария-Новелла

Большой интерес любителей и знатоков архитектуры Эпохи Возрождения неизменно вызывает Собор Санта Мария дель Фьоре. Он был построен по проекту Филиппо Бронуллески. Собор имеет форму латинского креста и включает в себя три нефа, трансепт и полукруглую апсиду.

Santa_Maria_del_Fiore

Собор Санта Мария дель Фьоре

Строительство собора продолжалось около ста лет. Шесть архитекторов принимали участие в его создании. Некоторые утверждают, что архитекторов могло быть больше. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра заложил первый камень в основание здания 8 сентября 1296 года в праздник Рождества Девы Марии.

В архитектуре Возрождения преобладали дворцы. Большинство из них находятся в Италии. Это и палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди, палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и Дворец дожей в Венеции.

Раннее Возрождение в архитектуре было ознаменовано шедеврами тосканских архитекторов, то классический Ренессанс стал по существу римским благодаря работе Браманте, Рафаэля и Микеланджело.

Архитектор Андреа Палладио создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название "палладианского ордера".

В позднем Возрождении главным архитектором принято считать Микеланджело Буонарроти. Он руководил грандиозными строительными работами в Риме. Несмотря на то, что Микеланджело был прежде всего скульптором, его архитектурные проекты остаются неподражаемыми.

К содержанию

Живопись Эпохи Возрождения

Живопись Эпохи Возрождения по праву входит в золотой фонд шедевров мировой культуры. После тотальных гонений на искусство Ренессанс стал глотком свежего воздуха для талантливых художников. Отход от церковной догматики стимулировал создание таких произведений как: Мона Лиза Леонардо да Винчи, Сикстинской Мадонны Рафаэля и многих других.

Живопись Эпохи Возрождения отличается в разные периоды. Так Проторенессанс, предшествующий раннему Возрождению, характеризуется тесной связью с традициями средневековья. В работах художников того времени явно проступают византийские, романские и готические традиции. Раньше всего веяния Ренессанса проявились в скульптуре, а уже затем в живописи. Самым значимым художником того периода принято считать художник Джотто ди Бондоне. Именно ему удалось преодолеть византийскую иконописную традицию и заложить основы итальянской школы живописи. Джотто ди Бондоне разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Джотто ди Бондоне.

Джотто ди Бондоне. Испытание огнём перед султаном. Около 1325–1328. Флоренция, базилика Санта-Кроче, капелла Барди

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре – Кампанилы. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа.

Ранний Ренессанс ознаменован творчеством Пьеро дела Франческа. Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа. "Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца", галерея Уффици, Флоренция.

Учеником Пьеро делла Франческа был не менее знаменитый итальянский художник Лука Синьорелли. Он принимал участие в оформлении Сикстинской капеллы в Риме, написав совместно с Бартоломео дел ла Гатта фреску "Сцены из жизни Моисея". В Сикстинской капелле работал в одно время с Перуджино, влияние которого историки искусства отмечают во фресках Синьорелли, исполненных для сакристии святилища в Лорето, а также в алтаре Святого Онуфрия для собора Перуджи.

Signorelli_Resurrection

Синьорелли Воскрешение во плоти (1499–1502), Орвието, Кафедральный собор

На смену раннему Возрождению пришел период Высокого Возрождения. В это время творили признанные гении: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Леонардо да Винчи является не только удивительным художником, но и ученым. О его изобретениях ходит много слухов. Леонардо отлично разбирался в анатомии, архитектуре и философии.

В начале творческого пути Леонардо работает в мастерской Верроккьо. Однако уже к 1472 г. он становится мастером в цехе живописцев. С 1480 г. он обращается к скульптуре. С этого времени он работает в академии искусств. Среди полотен да Винчи особое место занимает фреска "Тайная вечеря" и картина Мона Лиза, которая сейчас хранится во Франции в Лувре. До сих пор остается загадкой: Кто же на ней изображен? Часто называют Лизу дель Джокондо, жену знатного пополана или же Констанцу д’Авалос, любовницу Джулиано Медичи.

Мона Лиза

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Создание "Тайной вечери" относится к 1495-1497 гг. Она была написана по заказу монахов доминиканского ордена, пожелавших украсить живописью стены трапезной в своем монастыре, расположенном у церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Творчество Рафаэля Санти привлекало внимание не только искусствоведов, но и ценителей живописи. Живые образы запечатленные художником вдохновляли писателей и поэтов. Так, Сикстинская Мадонна оставила след в творчестве Ф.М. Достоевского. Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью.

Сикстинская мадонна

Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти.

Кроме картин на религиозную тематику большую известность получили портреты созданные Рафаэлем. Например, знаменитый "Портрет папы Юлия II". Папа Юлий II знаменит тем, что привлек к папскому двору лучших художников и скульпторов того времени. Этот шедевр живописи Эпохи Возрождения сейчас хранится в Лондоне в Национально Художественной Галерее.

Рафаэль. Портрет Папы Юлия II

Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II

Позднее Возрождение отличается тем, что Южная Европа находится под влиянием восторжествовавшей в ней Контрреформации, которая с большой опаской воспринимала всякое свободомыслие, в том числе и произошедшее воскрешение идеалов античности. Это нашло отражение в живописи. Палладио и Тициан являются его ярчайшими представителями Позднего Возрождения.

Тициан творил в период, когда в Европе снова усилились церковные притеснения. Особенностью живописи Тициана является виртуозная работа с цветом, позволяющая изображать как тонкие душевные состояния на портретах, так и грандиозные драматические события на картинах с мифологическими или религиозными сюжетами. В его картинах очевидно использование диагональной композиции для создания динамики в масштабных сценах. Удивительно и внимание к деталям. Художник тщательно прорисовывает каждую мелочь, делая картину удивительно реалистичной.

Тициан автопортрет

Тициан. Автопортрет.

Жизнь величайшего художника закончилась трагично. Во время эпидемии чумы он заразился от своего собственного сына. Он умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Литература

  1. Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989
  2. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения – М.: Издательство Юрайт, 2016.
  3. Хлодовский Р. И. Джованни Боккаччо и новеллисты XIV в. История всемирной литературы. – Т. 3. – М.: 1985