Культура России XV-XVI веков

Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.10.2019

Нестерова И.А. Культура России XV-XVI веков // Энциклопедия Нестеровых

Освобождение от набегов Ига стало стимулом для стремительного роста культуры России в XV веке. К сожалению из-за татаро-монгольского ига часть культурных достижений в сфере ремесел и письменности были утеряны. Период XV -XVI вв.ознаменован возрождением русской культуры.


Литература России XV-XVI века

В литературе XV-XVI вв. важное место занимает тема борьбы с захватчиками, борьба за справедливость. Образ героя из народа простого, но честного и мудрого. Образ Царя в фольклоре отражает положительное отношение к нему народа, упование на его справедливость. На северных рубежах в народе была еще жива память о героях былин.

Большую роль в литературе играли произведения "Куликовского цикла", в который входили: "Задонщина","Сказание о Мамаевом побоище".Они воспевали в отличии от былин, не условных эпичных героев, а исторических лиц, таких как Дмитрий Донской.

Большой интерес представляют "Повести о Вавилонском царстве" Они сыграли важную роль в создании политической теории Московского государства. В состав повестей входит "Притча о Вавилоне граде", в которой сообщаются легендарные сведения о царе Навуходоносоре, создании им нового Вавилона и запустении этой мировой державы и "Сказание о Вавилоне граде".

В XVI веке появились сложные произведения, претендующие на историческое значение. Так известна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. В данной переписке князь много уделял внимания проблемам государственной власти и рекомендовал царю искать хороших советников.

Развитии общественно-политической мысли нашло отражение в трудах монаха Филофея. Он подчеркивал важность Москвы и называл её третьим Римом, так как она являлась наследницей Константинополя и центром православия.

В период XV-XVI веков в фольклоре идеализируется образ Ивана Грозного. Он предстает как борец с боярами, защитник бедняков. В этот период отмечается расцветает жанра исторической песни. Одной из частых тем является хвалы взятию Казани.

Развитие литературы получило новый виток после появления в 1553 году русского книгопечатания. Несколько позже появился московский печатный двор. Первая печатная книга с датой вышла в 1564 году. Она называлась "Апостол".

Первой печатной книгой в России долго считался "Апостол". В его послесловии основание типографии в Москве отнесено к 1553 году. Но сохранилось несколько книг без дат, которые можно считать напечатанными в Москве раньше "Апостола". Одна из них – Евангелие, с грубым шрифтом, с неправильной сверсткой и с неравными строками.

Апостол книгопечатанье

Страницы "Апостола"

Чуть позже церковные писатели под руководством митрополита Макария написали книгу о житии русских святых. Конец XV века ознаменован созданием общерусских летописных сводов. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение "Сказание о великих князьях Владимирских". Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе.

Важным произведением XV-XVI вв. стала книга-свод правил "Домострой". Он был составлен монахом Сильвестром и одобрен церковью.

В рассматриваемый период центрами образования и просвещения остаются монастыри. При церквях появляются библиотеки.

К содержанию

Архитектура России XV-XVI вв.

XV-XVI века отмечены бурным развитием архитектуры и зодчества. После того, как последствия ига ослабли произошло разрушение рамок местных школ архитектуры. Вместе с появлением новых течений в архитектуре и строительстве, все чащи стали приглашать иностранцев с целью получения нового опыта. Чаще всего приглашали итальянцев, так как они считались признанными мастерами в архитектуре и строительстве. Они привнесли русскую архитектуру веяния Возрождения. В этот период началась реконструкция московского Кремля. В 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме. Он создал Успенский собор в Московском Кремле (1475–1479). Собор уникален по причине того, что впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов. Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила "золотого сечения".

Успенский Собор

Успенский Собор Кремля. Автор Аристотель Фиораванти

Кроме того архитектор известен тем, что участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь как начальник артиллерии и военный инженер. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии.

В период XV – XVI вв. были возведены такие шедевры архитектуры как Успенский собор, Благовещенский собор и колокольня Ивана Великого.

Архитектуру 15-16 столетий следует охарактеризовать как новаторский, так как тогда появилась особенность русского зодчества называемая "шатровый стиль". В данном стиле построены такие шедевры, как храм Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади.

Строительство развернулось не только в столице, но и по всей России. Были возведены кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Нижнем Новгороде.

Кремль – укреплённое ядро исторического русского города, центральная и наиболее древняя его часть.

В первой половине XVI века было построено новое укрепительное сооружение, которое опоясало ремесленную часть столицы, которая носила название Китай-город. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен.

К содержанию

Живопись в России в XV-XVI вв.

Живопись в России 15-16 веков развивалась параллельно с архитектурой. Особое развитие получила иконопись. В живописи того времени присутствует строгая регламентация сюжетов. Это обосновано тем, что все силы государства направлены на централизацию и укрепление православия.

Тем временем существуют различные школы живописи. Так московская школа знаменита такими представителями как Дионисий. Он родился, вероятно, около 1440, умер после 1503. Дионисий не был иноком. Его два сына – Владимир и Феодосий – также были живописцами и помогали ему в его работах.

Дионисий икона фреска

Фреска за авторством Дионисия. Святитель Николай Чудотворец Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Андрей Рублев считается величайшим живописцем России всех времен. Его произведения уникальны по исполнению и духовной наполненности. ОН был иконописцем московской школы. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г. Тогда он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Святая Троица. Андрей Рублев

Святая Троица. Андрей Рублев

Произведения Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия различаются по эмоциональному наполнению. Тут переход от волнения к спокойствию и даже безмятежности.

К содержанию

Особенности русских городов XV-XVI вв.

Города развивались в тот период по радиально-кольцевому принципу. Это обусловлено особенностями укрепительных сооружений тех лет. В 15-16 веках отмечено развитие ремесел. Это обеспечило приток населения в города. При этом в начале 15 столетия городов было не много. Они развивались не равномерно. так, большой всплеск строительства и ремесла в 15 веке отмечен в Новгороде, Пскове и Москве. Тем временем другие города оставались деревянными и могли быть уничтожены пожарами. Так, в мае 1491 г. сгорел весь Владимир с девятью церквами и 200 дворами, а в июле того же года – весь Углич (более 500 дворов и 15 церквей). В 1499 г. в Вологде сгорело 330 дворов и пять церквей.

Города в период 15-16 вв. являлись административными центрами уездов и средоточием их торговой и ремесленной жизни. Отдельно нужно упомянуть о городах-крепостях. Их жители – преимущественно военные и их семьи.

О высоком уровне ремесла в России говорит тот факт, что в 1586 году была отлита Царь-пушка. Автор Андрей Чохов.

Царь пушка

Царь-пушка на углу здания Оружейной палаты. 1905 год

Города в России в XV-XVI веках были аграрными образованиями в большинстве своем. Они были тесно связаны с сельской округой. Миграция сельского населения в города приводит к появлению термина "городские крестьяне", обозначавшего жителей поселений, формально еще не признанных "государевыми посадами".