Культура России XVIII века

Автор: Ирина Нестерова ✔ 23.10.2019

Нестерова И.А. Культура России XVIII века // Энциклопедия Нестеровых

XVIII век – эпоха перемен и бурного развития культуры России это напрямую связано с приходом на престол величайших правителей Петра I и Екатерины II. Даже период дворцовых переворотов позволил динамично развиваться российской культуре.


Литература XVIII века

Первая половина 18 столетия сопровождается серьезными переменами не только в государственном устройстве, но и в культуре. Период правления амбициозного и умного царя Петра I, позднее называемого Петром Великим? открыло новую страницу российской истории. В самом начале XVIII века, а именно в 1700 году Петр I ввел новый календарь. Летоисчисление стало не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Новый год стали праздновать в январе.

В первой половине XVIII века наука и искусства стали двигателем развития российского общества. Именно в начале столетия наметились жанровые перемены, давшие толчок жанровому многообразию русской литературы.

Самым знаменитым писателем, философом, богословом и оратором был Феофан Прокопович. Он родился в семье мелкого торговца. В раннем возрасте остался без родителей. Его воспитанием занимался дядя по материнской линии – Феофаном Прокоповичем. Он был ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря.

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

В 1716 году его вызвал в Петербург Петр I с целью проведения церковной реформы. Феофана Прокоповича можно считать первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули лучшие литературные силы страны. Образцом этого жанра является трагикомедия "Владимир". Она породила споры в русской культуре и создала настоящую традицию, полемика с которой определила творческое развитие таких писателей и драматургов, как Яков Княжнин, Фёдор Ключарёв, Михаил Херасков, Андрей Муравьёв и Александр Грибоедов. Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и Лейпциге Дамаскиным (Рудневым), Иакинфом (Карпинским), Давидом Нащинским и Самуилом (Миславским); некоторые переводились на русский язык. "Слова и речи" изданы в трёх частях.

Не менее именитым деятелем литературы начала XVIII века был Тредиаковский. Василий Кириллович

Тредиаковский Василий Кириллович

Тредиаковский Василий Кириллович

Тредиаковский Василий Кириллович родился в Астрахани. Его отец был священником. Образование получил в католической латинской школе при миссии ордена капуцинов. Дальнейшее образование получал в Нидерландах, а затем во Франции. Там он получил философское образование в Сорбонне. Вернулся в Россию в 1730 году. Был известен как талантливый поэт и переводчик, претендовал на статус придворного поэта и панегириста Анны Иоанновны. В 1733 году получил должность секретаря Императорской академии наук. В 1734–1735 годах предпринял реформу русского стихосложения. Однако его близость к католицизму вызвала отторжение у научного сообщества и его идеи не закрепились. В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук. Но долго в Академии не продержался из-за споров с М. Ломоносовым и в 1759 году был из неё уволен. В литературе известен своими переводами европейских и античных трудов.

Sumarokov_Aleksandr_Petrovich

Сумароков А.П. Портрет работы мастерской Фёдора Рокотова (1762)

Первым российским "профессиональным" литератором считается А.П. Сумароков. Его вклад в русскую культуру невозможно недооценить. Он был успешен в разных амплуа: поэт, драматург и литературный критик. Он писал произведения различных жанров: оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии.

Сумарокова А.П. называют отцом русского театра. Его пьесы имели огромный успех и отличались прекрасным слогом и драматургией. Ему были подвластны и комедии и трагедии. Лирика Сумарокова чрезвычайно субъективна и окрашена авторской интонацией, что резко отличает его от классицистической обращённости к музам и героям. Однако Сумароков-личность двойственен: он выступает одновременно и как индивидуальный автор, но и как выразитель всего дворянского сословия, не соответствовавшего высоким стандартам, которые налагало их происхождение.

Михаил Ломоносов – самая знаковая фигура в науке и литературе 18 столетия. Будучи сыном простолюдина, он добился невиданных высот в различных областях науки и литературе. Он известен как реформатор стихосложения, автор переводов античных авторов. 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносов получил звание профессора химии. Его диссертация называлась "О металлическом блеске". В литературе создал особый способ перевода – авторский, в котором переводчик не просто переводит, а создает свое произведение на основе текста оригинала.

Михаил Ломоносов

Портрет М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов создал уникальное произведение "Разговор с Анакреоном". И перевод М. В. Ломоносова и эта аллюзия породили череду поэтических обращений и к античному оригиналу, и к ломоносовскому его прочтению.

В конце восемнадцатого столетия в русской литературе верхонствующее положение занимает классицизм. Здесь не только упомянутый ранее А.П. Сумароков, но и Д.И. Фонвизин. Однако романтизм начинает предъявлять свои права в трудах Н.М.Карамзина и А.Н. Радищева, чьё "Путешествие из Петербурга в Москву" считается неоспоримым шедевром русской литературы.

К содержанию

Архитектура России в XVIII веке

Архитектура XVIII века известна расцветом барокко, рококо и классицизмом. В восемнадцатом веке создаются целые новые города. Это период расцвета не только градостроительства, но и строительства светских архитектурных сооружений: дворцов, резиденций и усадеб.

Все преобразования в сфере архитектуры в начале XVIII века тесно связаны с Петром I. В то время в России появляются театры, жилые здания украшаются изыскано с использованием различных прием и строительных техник.

Перед архитектурой XVIII века стояла сложна задача – показать всю мощь российского государства, а во второй половине восемнадцатого столетия требовалось подчеркнуть размах и потенциал Российской Империи. Барокко, рококо и классицизм отлично справились с поставленными задачами. Однако к концу XVIII века барокко теряет свои позиции и наступает время классицизма.

Шедеврами архитектуры являются Смольный, Зимний дворец. Отдельно следует обратиться к строительству Зимнего дворца. Это был главный императорский дворец России. Зимний, который украшает Петербург не является первым. Это пятый Зимний дворец. Он был построен в 1754–1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В Зимнем дворце размещалась большая коллекция голландской живописи, переданной Екатерине II в счет оплаты долга Йоханна Эрнста Гоцковского князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Императрица организовала музей Эрмитаж на территории дворца.

В 1790-х годах Екатерина II сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. Тогда же и была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом – "Аполлонов зал", – при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты.

Зимний дворец

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель.

В конце 18 столетия началось строительство в стиле классицизма. Это и Большой дворец в Петербурге за авторством В. Растрелли, и Андреевская церковь в Киеве.

Большой дворец

Фасад Большого дворца в Петербурге

XVIII век – век торжества раннего классицизма. Шедеврами мировой архитектуры являются: Петербургская академия художеств, дом Пашкова, Голицынская больница, Московский сенат в Кремле, а также Таврический дворец в Петербурге.

К содержанию

Живопись в России в XVIII веке

Бурное развитие культуры не могло быть без развития русской живописи. В восемнадцатом столетии иконопись и религиозные сюжет значительно теряют свою популярность. На первое место выходит светская живопись: сюжеты античности, портретная живопись и момент жизни простых людей. Портрет становится главным жанром живописи. В петровскую эпоху одухотворенные лица святых сменяются реалистичными портретами. В XVIII веке портрет является отражением процесса обретения русским человеком "лица". В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроенного в социальную иерархию.

Первопроходцами в портретизме в России стали Луи Каравак, Иван Никитин. Знамениты портреты Георга Гроота. В отличии от большинства живописцев 18 столетия, многие из которых были крепостными и исполняли все пожелания хозяев, портреты Гроота отличались явным сходством и реалистичностью.

Портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна Кристофа Грота, в 1741 году прибыл по приглашению генерала Левендаля в Ревель, через два года перебрался в Санкт-Петербург, стал живописцем Высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати.

Портрет Екатерины II Грот

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), И.К. Грот

Сам художник обладал невзрачной внешностью: маленького роста, лыс, горбат. Однако его портреты пользовались большой популярностью.

Портреты в XVIII веке выставлялись на различных выставках наравне с античными сюжетами и натюрмортами. В числе выдающихся портретистов 18 столетия нельзя не назвать Рокотова. Его принято считать первым в России мастером эмоционального портрета. Его манера создавать портреты навеяна творчеством итальянца Ротари. Однако Рокотов в отличии от итальянца смог увидеть в женских образах пример разнообразных, тонких, ускользающих интонаций. Большое внимание художник уделял эмоциям на лицах. Глаза у его портретов смотрели живо со всей гаммой человеческих эмоций.

портрет Струйской Рокотов

Федор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1772 год

В конце XVIII века начинает развиваться пейзаж. Его основоположником в России принято считать Семёна Щедрина. Щедрин был одним из семи выпускников Академии художеств 1767 года, получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они представились послу князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дидро. В Париже художник копировал чужие картины, рисовал с натуры и изучал особенности пейзажной европейской живописи. По возвращении он возглавил класс ландшафтной живописи в Академии художеств.

Семен Щедрин

Родоначальник пейзажной живописи в России Семен Щедрин

Щедрин создавал удивительные яркие пейзажи в лучших традициях западно-европейской живописи. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в Академии художеств.

В это же время при дворе начал творить Дмитрий Левицкий. Он родился в семье священника. Получил образование в Академии художеств. Его творчества вывело русскую живопись на европейский уровень.

Портрет ЕкатериныII Левицский

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год

Портрет Екатерины II являлся эталоном портретной живописи. На портрете изображение монарха, полностью отвечая канонам жанра, является посланием общества государю.

В завершении следует сказать что XVIII век – век расцвета русской культуры. Правление Петра I и Екатерины II сделало Российскую Империю не только мощным самодержавным государством, но центром развития науки и искусства.