ODiplom // Менеджмент // 09.02.2014

Лидерство, власть и влияние в организации

Лидерство, власть и влияние в организации.

Культура и стиль управления.

Управленческая культура – совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. В её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:

а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах.

б) моральные нормы – нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой области, как нравственность и мораль;

в) организационные нормы – устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации;

г) экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру.

Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Стиль руководства характеризуется объемом полномочий, которые руководитель делегирует своим подчиненным.

Известны 3 основных стиля руководства:

- Авторитарный;

- Демократический;

- Либеральный.

Авторитарный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю подчиненным и полагается в своей деятельности на законные полномочия, власть, основанную на принуждении и власть, основанную на вознаграждении. Такой руководитель обычно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, поскольку полагает, что именно эти потребности определяют их поведение.

Демократизм руководителя проявляется в четком планировании, распределении обязанностей, предоставлении прав подчиненным при выполнении возложенных обязанностей.

Либеральный стиль руководства

Этот стиль характеризуется минимальным участием руководителя в активном руководстве подчиненными и предоставлением им возможности самоуправления в желаемом для них режиме. Подчиненные имеют полную свободу принимать собственные решения. Коммуникации в коллективе носят преимущественно горизонтальный характер. Либеральное руководство возможно лишь в том случае, если каждый подчиненный – личность и специалист высокого класса.

Руководство, лидерство, власть, влияние.

Руководство – непосредственное управление подчиненными, управление организацией.

Отличие роли руководителя от лидера состоит в том, что руководителем человек становится в результате намеренного действия организации (делегирование полномочий, т.е. "сверху"), а лидером, когда члены организации признают за ним моральное право руководить ("снизу")

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, чтобы направить усилия на достижение целей организации.

Влияние – такое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение другого человека.

Руководитель должен влиять на подчиненных так, чтобы их действия максимально соответствовали целям организации.

Для этого руководитель должен применять власть.

Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей.

Основные формы власти:

1. Власть принуждения (влияние через страх)

Побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждении основан на страхе перед наказанием.

Инструменты принуждения: замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Недостатки: снижение инициативности подчиненных, неполное использование творческого потенциала, рост вероятности намеренного неподчинения приказам.

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление);

Основа – уверенность подчиненных, что руководитель имеет возможность вознаграждать таким способом, который удовлетворит потребности подчиненного или окажет на него положительное эмоциональное воздействие. Трудности в использовании этой формы власти: ограниченность ресурсов, сложность определения, какой тип вознаграждения ожидает подчиненный.

3. Законная власть (влияние через традиции);

Основа – уверенность подчинённых, что руководитель имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться этим приказаниям. Законную власть называют также традиционной, т.к. большинство людей придерживаются традиции подчиняться рук-лю. Законная власть обладает законным преимуществом (безличностным). Подчиненные реагируют не на человека, а на его должность. Это обстоятельство повышает стабильность организации. Достоинство – быстрота влияния.

4. Власть, основанная на примере (влияние с помощью харизмы)

Личные качества руководителя настолько привлекательны для подчиненного, что он хочет во всем быть похожим на руководителя и беспрекословно ему подчиняться. Этот стиль называю харизматической властью. Харизматич. рук-лям обычно характерны качества:

- Непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов

- Неординарность мышления и поведения

- Стремление к переменам

- Хорошие коммуникативные способности

- Ораторский талант.

Харизматические руководители обладают способностями укреплять веру сотрудников в возможность достижения высоких результатов и убедить их в том, что интересы организации совпадают с интересами работников. Но вместе с тем, харизматичным руководителям свойственны следующие недостатки:

- использованием власти исключительно в личных интересах

- нетерпимость к критике

- требование беспрекословного выполнения своих решений

- нечувствительность к нуждам членов организации.

5. Власть, основанная на компетентности (влияние через разумную веру).

Основа – уверенность подчинённого, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить насущные потребности подчиненного. Эту власть называют также экспертной. Трудности: формирование экспертной власти требует длительного времени, если подчинённые изначально считают своего рук-ля более компетентным специалистом, то они могут умолчать о своих идеях и мыслях.

Власть информации – рук-ль регулирует доступ к подчиненным, тем самым осуществляя властное воздействие. Функции НЕ делегируемы, только кадры и деньги.

Власть авторитета – рук-ль пользующийся у подчиненных авторитетом осущ-т влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности.

Власть компетенции – профессионал, наделенный правом выступать в качестве эксперта почти во всех вопросах производства.

Власть положения – чем выше должностная позиция, тем выше степень влияния на людей.

Формы влияния, побуждающие работников к активному сотрудничеству.

Выделяют 2 формы влияния:

1.Влияние через убеждение:

Убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, влияющий путем убеждения, не просто говорит подчиненному, что нужно выполнить данное задание, а логически или эмоционально обосновывает, почему это задание необходимо выполнить. Недостатки:

1. Большие затраты времени и усилий;

2. Нельзя быть уверенным в том, что подчинённый воспримет влияние через убеждение;

3. Одноразовость действия.

Достоинство – подчинённый старается выполнить задание с максимально высоким качеством.

2.Влияние через участие работников в управлении как обращение к потребностям более высоких уровней.

Влияние через участие работников в управлении подразумевает вовлечение подчиненных в процесс принятия управленческих решений, непосредственно касающихся их деятельности. Участие в управлении позволит работникам удовлетворить потребности более высокого уровня, усиливает творческий характер их труда. Организации, практикующие эту форму, характеризуются более высокой производительностью труда, меньшим сопротивлениям переменам и меньшей текучестью кадров. Однако такую форму влияния можно использовать далеко не всегда, т.к. руководиться не всегда хочет делиться властью, а подчиненные не всегда хотят брать на себя дополнительную ответственность.