Лидерство в организации

Автор: Андрей Нестеров ✔ 05.12.2019

Нестеров А.К. Лидерство в организации // Энциклопедия Нестеровых

Вопросы лидерства в современной организации охватывают соотношение властных полномочий и лидерских качеств руководителя в целях повышения эффективности работы организации.


Лидерство и власть

Лидерство и власть – это элементы дихотомической системы, обеспечивающей повышение эффективности работы организации в целом. При этом менеджер, как лидер коллектива, характеризуется рядом профессиональных лидерских качеств менеджера, влиянием и авторитетом. Это позволяет ему наиболее полно реализовать свой личный потенциал и достичь стоящие перед организацией цели.

Лидерство – это умение и право вести соответствующую группу людей к достижению поставленной цели.

Власть – это возможность влиять на поведение группы людей.

Соответственно, формальных полномочий недостаточно, руководителю требуется власть, так как кроме непосредственных подчиненных, руководитель взаимодействует с другими людьми, у которых может и не быть оснований для подчинения.

Теории лидерства

Власть руководителя может опираться на принуждение, вознаграждение, знания, пример и право.

формы власти

Формы власти

Власть принуждения возникает, если руководитель имеет возможность наказывать исполнителя, мешая удовлетворению его потребностей, часто сопровождается возникновением страха. Типовой пример: страх потерять работу. Это достаточное основание, чтобы выполнять указания руководителя.

Власть вознаграждения возникает, если руководитель имеет возможность наградить исполнителя за работу, при этом исполнитель не сопротивляется такому влиянию, так как обещание вознаграждения означает для него возможность удовлетворить свои потребности, поэтому он ждет вознаграждение в обмен на подчинение руководителю. Типовой пример: заработная плата за работу.

Экспертная власть в большинстве случае оказывается наиболее эффективной формой власти. При этом исполнитель верит в ценность знаний руководителя, а решение подчиняться является осознанным. Утрата такой веры у подчиненных является невосполнимой для руководителя.

Эталонная власть возникает, если подчиненные хотят быть похожими на руководителя. Так подчиненный удовлетворяет потребность в принадлежности и в уважении, так как в его представлении стремление быть похожим на лидера вызовет к нему уважение. Эталонная власть напрямую связана с личностью руководителя и его харизмой.

Законная власть возникает, если исполнитель верит в право руководителя отдавать приказы и свой долг подчиняться им. Законная власть может опираться на традиции, договор, устав, закон и т.д. Подчиненный исполняя указания руководителя, обладающего законной властью, удовлетворяет потребности в защищенности и принадлежности к социальной группе. Наиболее эффективна законная власть, если внешние нормы в обществе поддерживают традиционную точку зрению об одобрении подчинения начальству. Законная власть наиболее сильна в Японии и широко была распространена в СССР.

Соотношение власти и лидерства в организации проявляется в частности в форме власти и личности руководителя. Например, авторитарный человек не сможет себя изменить и будет использовать преимущественно свои властные полномочия, прибегая к принуждению. Однако, лидерство является ситуационным, следовательно, необходимо определять, какие параметры ситуации являются в данный момент ключевыми, и в соответствии с этим руководитель должен вносить изменения в свой стиль руководства.

Руководитель – лидер

Руководитель

Характеристика

1

Компетенции:

- руководитель реализует свою власть через компетенции

- лидерство позволяет реализовать полномочия

- планирование

- постановка целей и задач

- управление подчиненными

- формирование организационной структуры

- осуществление контроля

- выявление проблем и их устранение

2

Лидер коллектива:

- соотношение власти и лидерства

- залог успешного функционирования организации

- определение стратегии, целей и задач организации

- интеграция людей

- формирование устойчивой коммуникации

- мотивация и стимулирование активности сотрудников

- побуждение к активным действиям, творчеству

- поддержание эмоций

- обучение

3

Роли лидера

- генератор идей для решения управленческих задач

- мотиватор, мобилизующий и побуждающий сотрудников к активным действиям

- организатор целенаправленной деятельности по реализации принятых управленческих решений для достижения общей цели

- диспетчер, разделяющий функции между подчиненными

4

Условия для реализации лидерских качеств

1. Кризисная ситуация – лидер, способный эффективно действовать в кризисных условиях.

2. Стабильность – лидер, способный изо дня в день выполнять рутинную работу.

К содержанию

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство – это две принципиально разных категории.

руководство лидерство

Руководство и лидерство

Идентификация как аспект лидерства внутри организационных отношений связан с процессом отождествления лидера с другими людьми. Это может быть как сознательное, так и бессознательное действие, которые осуществляются как самим лидером, так и отдельными личностями коллектива. В рамках этого формируются наборы поведенческих и личностных характеристик, которые воспроизводятся членами коллектива либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Следовательно, члены коллектива переносят на себя значимые качества лидера, по образцу которого они сознательно или неосознанно стараются действовать.

Самоидентификация лидера определяет взаимодействие лидера и коллектива организации и характер реализации лидерства:

  1. Лидер идентифицирует себя с коллективом работников.
  2. Лидер идентифицирует себя с группой руководителей организации.

В первом случае лидер приобретает властные полномочия и авторитет в коллективной среде, частью которой он фактически является. При этом он способен подчинять своей воле действия группы, но с другой стороны, власть группы становится его властью в организации. Благодаря чувству ответственность перед своей группой, лидер становится активным и работает максимально продуктивно, у своих последователей он развивает такие же качества, а также формирует групповую преданность, командный дух и т.д.

Во втором случае, лидер больше стремится к власти, поэтому личные достижения для него важнее коллективных задач. В результате, такому лидеру всегда есть куда стремиться, если существует позиция в иерархической структуре выше его положения. Поскольку приоритетным является личный успех, то лидер данного типа использует свою позицию лидера в качестве карьерного этапа для дальнейшего роста, поэтому легко расстается со своей группой последователей при продвижении во внутриорганизационной иерархии.

Обычно обе эти тенденции, но в разной степени, присутствуют у лидера. В разные этапы своей карьеры он отдает предпочтение тем или иным ценностям, личностному или коллективному росту.

К содержанию

Развитие лидерства для повышения эффективности организации

Целостный подход к лидерству предполагает, что развитие лидерства направлено на повышение эффективности работы организации, что выражается через целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. В соответствии с этим выделяют следующие процедуры, связанные с развитием лидерства:

  • выработка личной мотивации лидера;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы;
  • приобретение навыков и умения быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы членов группы;
  • сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства;
  • устранение деструктивного лидерства.

Развитие лидерства с помощью данных процедур в организации позволяет формировать условия для эффективной реализации комплексного использования властных полномочий и лидерских качеств, что повышает уровень организации в целом, обеспечивая поступательный рост эффективности ее основной деятельности.

Следует учесть, что развитие личной мотивации и развитие индивидуальных лидерских качеств, хотя и осуществляется непосредственным лидером, должно стимулироваться внутриорганизационными факторами. Иными словами организация должна быть заинтересована в формировании лидера, демонстрировать эту заинтересованность и прилагать для этого усилия.

Обеспечение социальной компетентности лидера проявляется через внутренние неформальные регламенты и правила хорошего тона, которые характерны для конкретной организации. В большинстве организаций это сводится к формированию успешных лидеров, наделенных властными полномочиями, которые подчеркнуто корректно обходятся со своими подчиненными, что позволяет организации формировать положительный климат в коллективе.

Интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы и целями организации необходима для устранения условий возникновения деструктивных групп и лидеров и повышения восприятия лидерства и авторитета руководства.

Хороший руководитель является одновременно формальным и неформальным лидером в коллективе. Для поддержания такой ситуации необходимо наличие условий для объективного восприятия лидера со стороны его подчиненных.

Деструктивные лидеры – индивиды, которые возглавляют группы противников нововведений, расхитителей корпоративной собственности, собутыльников, взяточников и т.д.

Следовательно, устранение таких лидеров может носить объективный характер, проявляющийся в минимизации их влияния на остальную часть коллектива, рациональной дискредитации их высказываний и действий, либо принимать радикальный характер, выражающийся в увольнении в законодательном порядке таких лиц из организации.

Подход к устранению деструктивных лидеров может быть реализован с помощью следующих способов.

устранение деструктивных лидеров

Способы устранения деструктивных лидеров в организации

К содержанию

Профессиональные лидерские качества руководителя

Лидерские качества – устойчивые конкретные характеристики, оказывающие непосредственное воздействие на его действия как управленца и как лидера коллектива.

Лидерские качества и характеристики руководителя, влияющие на его профессиональную управленческую деятельность, зависят от множества факторов, которые определяются как его личным характером, так и структурными показателями личностных качеств, а также опыта и личных способностей.

Талант лидера проявляется через многогранный характер управленческой деятельности, который влияет и на личностные характеристики менеджера. При этом выделяют три уровня лидерских качеств менеджера:

  1. На уровне задач деятельности менеджера
  2. На поведенческом уровне
  3. На уровне свойств личности

уровни лидерских качеств

В отношении управленческой деятельности наиболее всего проявляются следующие качества менеджера как лидера коллектива:

  • психологическая избирательность, т.е. способность объективно и адекватно оценивать состояние и действия членов коллектива;
  • критичное мышление, способность оценивать недостатки и степень их проявления, как в личных поступках, так и в действиях членов коллектива;
  • склонность к организаторской деятельности, которая выражается в потребности ее непосредственного осуществления;
  • способность заряжать своей энергией других людей, что выражается в призыве следовать за собой.

Кроме того, для лидера важны такие качества, как целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность и инициативность.

Интеллект менеджера является обязательным качеством для лидера. Только людьми, обладающими интеллектуальными способностями, люди следуют как за собственными идеями. Хотя, в целом, интеллект может, как являться фактором успеха лидера, так и не оказывать решающего влияния на работу менеджера, интеллектуальные способности, безусловно, важны для лидера коллектива. В зависимости от того, в каких пропорциях деятельность менеджера сопряжена с умственной или коммуникативной деятельностью, на формирование лидера эти факторы различное влияние.

Коммуникативные качества лидера сопряжены со способностью к кооперации и групповой работе, способностью к разрешению конфликтных ситуаций, способностью к социальному взаимодействию в рамках реализации его целей. При этом субординационное, служебно-товарищеское и дружеское общение подразумевает, что лидерские качества должны быть востребованы всегда.

Наконец, для менеджера важны лидерские качества, связанные с мотивационно-волевой сферой. Сюда относят стремление к успеху, осторожность, самоопределение, готовность к обсуждению, способность к убеждению, обаяние, уверенность в себе.

Таким образом, для менеджера лидерские качества связаны, прежде всего с организаторскими, интеллектуальными, коммуникативными, мотивационно-волевыми аспектами его личности.