ODiplom // Экономика // 09.02.2014

Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы

Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы.

Малое предприятие – это основное звено системы хозяйствования. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшей трансформации структуры российской экономики, решения острых проблем в государстве.

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ" [1], общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в оптовой торговле – 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

1. Малый бизнес в современной экономике.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. [3]

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. [5]

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

2. Роль малого бизнеса в экономике

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

- доля малого бизнеса в экспорте продукции;

- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

- развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

- мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

- развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

- в современных условиях Российской Федерации дальнейшее развитие малого бизнеса в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса:

- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

- улучшение качества обслуживания;

- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие характеристики.

Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим "мотором" на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.

3. Перспективы развития малого предпринимательства в России

Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такому рубежу, когда объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его в качественно новое состояние путем поиска новых "точек роста".

Сложившаяся экономическая ситуация пока позитивно воздействует на малое предпринимательство в производственных сферах. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения.

Конечно же, наивно полагать, что для страны малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Помимо производства товаров народного потребления широкого спроса, традиционные сферы для малых предприятий - это сфера услуг и торговля.

Факторы препятствующих эффективному развитию малого бизнеса в России:

• ряд несоответствий нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;

• затрудненный доступ малых предприятий к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

• несовершенство системы налогообложения;

• отсутствие единой системы юридической защиты малого бизнеса.

Для решения этих проблем необходима активная и эффективная государственная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти.

Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого бизнеса, требует создание правовой, финансовой и институциональной среды, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, а также ориентацию как на общие цели социально-экономической политики государства, так и на интересы субъектов малого бизнеса [19; с. 130].

Комплекс мер по развитию малого бизнеса в РФ по основным направлениям:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса ориентированы на весь сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности; значительный инновационный потенциал работников; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; слабое развитие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

Выводы

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

- Малый бизнес – это экономика государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

- Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль, он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая ее стабильность, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Становление и развитие его является одной из основных задач экономической политики.

Список литературы:

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30.

2. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 – №2. – с. 2-11.

3.Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4.Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49.

6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний "Интегрум".

8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.

12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66.

13. Российский статистический Ежегодник 2008, М: Росгостат 2009.

14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

15.Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.

16. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27.

17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.

18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.

20/"О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ": федер. закон от 14 июня 1995 г., №88-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №25. – Ст. 2343