ODiplom // Педагогика // 18.02.2018

Методические объединения учителей начальных классов

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 18.02.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методические объединения учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Как и у всех, у учителей начальных классов есть свои проблемы, но главное, есть и новые идеи, которые они стремятся воплотить в жизнь. Планирование методической работы ведется по определенным темам после обсуждения их учителями. И лишь на основе их предложений рождается план работы на учебный год.

Методические объединения учителей начальных классов

Учителя, ученики, их родители, многочисленные друзья и партнеры школы – вот те, кто ежедневно проводят в школе не "часть времени", а проживают "часть жизни". Для детей, которые растут, творят, делают выбор, оценивают и познают себя и окружающий мир. Учитель стремится к созданию системы не только в учебной, но и в воспитательной работе, а самое главное – к созданию среды, наполненной событиями, построенной на разделяемых всеми идеях и принципах.

Определение прямой, существенной связи между эффективностью деятельности учителя, уровнем развития учащегося, глубиной и прочностью его знаний, умений и навыков есть одна из главных целей при анализе состоянии и качества преподавания, организации процесса учения.

Педагогическая и важнейшая социальная задача школы – сделать все зависящее от учителя, чтобы каждый ребенок учился на максимуме своих возможностей, а руководителя – создавать для этого условия [1].

Задача методического объединения учителей начальных классов – целенаправленное развитие потребности искать новое, работать сегодня эффективнее, чем вчера, формировать лучшие черты характера, творческие способности, стремиться обрести свой стиль деятельности.

Коллектив учителей начальных классов и каждый учитель в отдельности за десять лет участия в объединении научились работать творчески.

Стремление к творчеству – основная цель значительной части учительства в наше время. Активно осваивается зарубежный опыт: групповые формы обучения, "мастерские", критическое мышление и т. п., разрабатываются собственные концепции развития школы, многие учителя создают интегрированные курсы, при определении темы курса и отборе его содержания используют источники, наиболее им созвучные.

Многие учителя начальной школы вошли в программу "Step by Step", которая впоследствии стала называться "Сообщество", где основательно ознакомились с новыми технологиями: "Чтение и письмо для развития критического мышления", "Педагогические мастерские", "Дебаты", "Проектная деятельность". Именно эти технологии и помогли измениться самим учителям и изменить традиционный урок, делая его более насыщенным и интересным.

В рамках программы "Сообщество" проходит работа по адаптации традиционных методик к новым формам обучения в эксперименте с целью сохранения содержания образования и выполнения требований стандарта образования и освоения новых технологий.

Главными задачами педагогов в рамках данной программы стало:

  • выявление и развитие способностей каждого ученика;
  • создание условий для формирования осознанных базовых знаний, умений и навыков самообразования в работе с научно-популярной литературой, проектной деятельности, развития творчески мыслящей личности.

Направления работы педагогов по программе Сообщество

Направления работы педагогов по программе "Сообщество"

Учителя разрабатывают новые формы учета достижений учащихся. Важным моментом в организации процесса обучения является выявление уровня качества знаний по разным предметам, уровня усвоения знаний, динамики развития каждого ученика.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Повышение квалификации в области новых технологий обучения становится насущной потребностью каждого учителя. Появилась и соответствующая тематика самообразовательной работы:

  • "Педагогическая мастерская. Интеграция отечественного и зарубежного опыта",
  • "Технология развития критического мышления", "Педагогические технологии в начальной школе",
  • "Теория и практика инновационных педагогических технологий".

Расширение возможности освоения фактического материала органичным включением специальной работы по овладению инструментом мышления, мыслительными, операциями стало одной из ведущих проблем, над которой работают учителя [2].

Необходимо изучать и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя, расширения зоны педагогического мастерства, учиться созданию нового образовательного пространства в классе.

На заседаниях методического объединения заслушиваются результаты работы учителей по темам самообразования, обсуждаются разработанные учителями методические рекомендации, готовятся раздаточные дидактические материалы и учебные пособия.

При проведении методических дней, практических семинаров представляются некоторые промежуточные результаты работы, на "круглых столах" анализируются достижения и неудачи, подводятся первые итоги [2].

  1. Тематика коллективной методической работы меняется ежегодно:
  2. Мальчики и девочки: особенности обучения и воспитания.
  3. Модернизация содержания начального образования.
  4. Психодиагностика и ее роль в образовательном процессе.
  5. Технология совершенствования общеобразовательных умений и навыков (ООУН).

Разнообразна и тематика самообразовательной работы учителей. Она в основном нацелена на решение проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Хочется отметить некую систему в работе по самообразованию учителя: от поиска литературы по теме, ее изучения, разработки упражнений, заданий, материалов, их описания до отчетов к концу учебного года.

Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества целевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества.

Методический кабинет начальной школы

Методически кабинет необходим в начальной школе. В нем содержится все необходимая для прогрессивного педагога начальных классов информация, включая учебные программы, инновационные наработки и иные методические материалы.

Задачи методического кабинета в начальной школе – копия

Задачи методического кабинета в начальной школе

Содержание деятельности в рамках методического кабинета в начальной школе:

  • организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
  • организация лекций на педагогические и технические темы;
  • организация и проведение методических выставок и конкурсов;
  • организация педагогических практикумов;
  • организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
  • организация педагогических консультаций для преподавателей;
  • создание справочно-информационного фонда;
  • обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
  • организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
  • организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.

Методические материалы и документация методического кабинета

Методические материалы и документация методического кабинета

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.

Литература

  1. Татарченко С.С. Организация Методической работы в современной школе – М.: Каро 2007
  2. Беркалиев Т.Н. Заир-Бек Е.С. Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ – М.: Ось -89 2008