ODiplom // Экономика // 07.02.2011

Методология планирования

Методология планирования.

С общеэкономической точки зрения методология планирования – это механизм, который заменяет цены и рынок. Рынок не должен и не может подавлять методологию планирования.

Предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

Методология планирования в рыночной экономике

Планирование является естественной частью менеджмента.

Методология планирования заложена в сущности планирования целей и показателей их достижения. Без наличия четких целей, показателей для оценки их достижения, а также промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс.

Главным инициатором планирования является директор предприятия, так именно ему необходимо оценивать эффективность работы его предприятия.

Правовым обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты о планировании. Информационным обеспечением методологии планирования являются данные по развитию рынков, анализу конкурентов, исследованиям потребительских предпочтений, отчетным показателям деятельности предприятия за прошлые периоды. К методологии планирования также можно отнести личный профессиональный опыт лиц, ответственных за составление плана.

Методология планирования также включает различные ограничения планирования, которые связаны с внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести невозможность охватить все существующие данные по отдельным аспектам, касающимся плана, а также наличие данных только за предыдущие периоды. Внешние факторы связаны с изменениями в политической сфере, экономических условиях хозяйствования, технологических изменениях и т.д. Все эти изменения предприятие не может предугадать заранее и не может учитывать в процессе планирования, так же как не может и повлиять на них после того, как эти изменения наступят.

Методология планирования, как деятельность, связанная с планированием, может быть разделена на несколько этапов:

  • процесс непосредственного составления планов (анализ среды, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих);
  • деятельность по осуществлению плановых решений (расчет реальных технико-экономических показателей деятельности организации);
  • контроль результатов (сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования).
Методология планирования - это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Суть методологии планирования на предприятии сводятся к следующему:

  1. Разработка хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка.
  2. Осуществление стратегического и текущего планирования.

Методология стратегического планирования

Методология стратегического планирования основана на следующем:

  • анализ внешней и внутренней среды организации,
  • определение основных ориентиров предприятия,
  • определение возможных вариантов стратегий,
  • выбор варианта стратегии,
  • разработка стратегического плана.

Виды общей стратегии:

  • стратегия стабильности,
  • стратегия роста,
  • стратегия сокращения (разворот, отделение, ликвидация),
  • стратегия ограниченного роста,
  • комбинированная стратегия,
  • стратегия диверсификации,
  • конкурентная стратегия.

Функциональные стратегии:

  • стратегия НИОКР,
  • производственная стратегия,
  • маркетинговая стратегия,
  • финансовая стратегия,
  • стратегия управления персоналом.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия (организации) – это процесс определения наиболее важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Внутренняя среда включает в себя следующие основные элементы:

  • производство (размеры и мощности, характеристики оборудования, источники поставок сырья, материалов, уровень производительности, нормирование работ, уровень брака, инновационные возможности);
  • маркетинг (размеры и доля рынка, номенклатура и качество продукции, реклама, каналы продвижения на рынок, стимулирование продаж, политика цен, послепродажное и сервисное обслуживание);
  • финансы (доходность, активы, валовые накопления, источники денежных поступлений, показатели финансовой устойчивости);
  • управление персоналом (баланс трудовых ресурсов, мотивации труда, система поощрения, программы подготовки и переподготовки кадров, социальные аспекты планирования развития организации);
  • менеджмент (тип организационной структуры управления, характер делегирования полномочий, власть и лидерство, уровень оснащенности рабочего места менеджера, микроклимат в коллективе).

Внешняя среда: влияние экономических, технологических, политических и социальных факторов.

Кроме того, методология планирования включает в себя анализ рынка и конкуренции.

Анализ рынка, модель жизненного цикла: размеры рынка, сегментация рынка, диверсифицированность рынка, эластичность спроса, тип рынка, цикличность, сезонность рынка, определение стратегии бизнеса.

Анализ конкуренции: типы конкурентов, уровень конкуренции, степень захвата рынков, чувствительность к товарам заменителям, уровень интеграции, доля рынка, определение своей ниши в конкурентной среде.

Принципы методологии планирования

Общие классические принципы методологии планирования: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. Современные принципы методологии планирования: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск, принципы маркетинга и менеджмента.

Методология планирования включает в себя научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. методы.

Методология планирования разделяет внутрифирменное планирование по времени действия на краткосрочное или текущее (год, квартал, месяц, декада, неделя), среднесрочное или годовое (1-3 года) и долгосрочное (3-10 лет).

Согласно методологии, планирование в зависимости от целей может быть оперативным, тактическим и стратегическим.

По временной ориентации идей методология выделяет следующие виды планирования:

  1. реактивное (нацелено только в прошлое),
  2. инактивное (приспосабливающееся к настоящему),
  3. проактивное (предпочитающее смотреть только в будущее)
  4. интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

Таким образом, методология планирования выражается в виде системы планов, которая включает в себя следующие элементы:

  • стратегический (генеральный) план на 3-5 лет;
  • план развития (общефирменные планы, определяющие главные задачи развития предприятия);
  • оперативные текущие планы на год по соответствующим разделам, плана и подразделениям предприятия;
  • целевые программы и проекты, направленные на решение одного из аспектов плана (например, выпуск и продвижение на рынок нового вида продукции).

Важным элементом методологии планирования являются нормы и нормативы.

Нормы – это максимально достижимое плановое количество сырья, материалов и других видов, ресурсов на изготовление единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях.
Нормативы – это поэлементные составляющие норм, характеризующие удельные расходы ресурсов на единицу массы, площади, объема или длины и т.п.

По своему назначению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными. По методам установления различают нормы и нормативы научно-обоснованные, расчетно-аналитические, отчетно-статистические и др.

Отдельно следует выделить виды бизнес-планирования. Существуют следующие виды бизнес-планирования: оценочные и развернутые, бизнес-планы действующих предприятий; бизнес-планы обоснования целесообразности технического перевооружения, диверсификации, расширения сортамента, улучшение качества продукции, расширения рынков сбыта; бизнес-планы инновационных проектов и т.п.