ODiplom // Менеджмент // 06.03.2018

Методы подбора персонала

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 06.03.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Методы подбора персонала [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Повышение эффективности подбора персонала, необходимая и важная задача в сфере управления человеческими ресурсами.

Технология подбора персонала

Технология подбора персонала – одна из важнейших и сложнейших задач управления человеческими ресурсами. В зависимости от того, какой и какого качества персонал будет нанят, в итоге зависит успех организации. В современных условиях качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность российских предприятий.

Технология подбора персонала

Если ранее конкурентные преимущества во многом определялись технологическими факторами, то в 20-х годах XXI века будет превалировать человеческий капитал предприятия, персонал, обладающий высоким уровнем знаний и профессионализма. Технологии могут быть воспроизведены конкурентами, а люди, создающие новые технологии для предприятия, являются бесценным ресурсом.

В результате, борьба за квалифицированных специалистов обострена до предела, а технология поиска и подбора персонала выходит на первый план.

Технология подбора персонала – это система мер по привлечению работников, специалистов, обладающих нужными знаниями, навыками и умения, которые востребованы в организации. В понятие подбора персонала входит и совокупность мероприятий, направленных на выявление кандидатов, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.

Технология подбора персонала основана на 5 составляющих

Подбор персонала

Подбор персонала

Принципы подбора персонала:

  1. Комплектность – кандидаты должны оцениваться для определения уровня профессиональных знаний, умений, деловых и личных качеств, а также установления биографических сведений, состояния здоровья и т.д.
  2. Объективность – минимум субъективизма отдела кадров, максимум корректных результатов оценки.
  3. Непрерывность – подбор персонала должен вестись постоянно, в том числе для формирования кадрового резерва.
  4. Научность – в процессе подбора необходимо применять научно-обоснованные методики.

Таким образом, понятие подбора персонала включает в себя 5 элементов.

Понятие подбора персонала

Понятие подбора персонала

В процессе подбора персонала сравниваются деловые и другие качества работника и должностные требования. В зависимости от уровня вакантной должности в структуре организации подбор персонала осуществляется по следующим категориям:

  1. Подбор руководителей,
  2. Подбор специалистов среднего звена,
  3. Подбор специалистов низшего звена (рабочие специальности).

Методы подбора персонала

При подборе кандидатов на вакантные должности предприятия могут прибегнуть к одному из нескольких методов.

Методы подбора кандидатов

Метод подбора персонала

Описание метода

1.

Поиск внутри организации

Подбор кандидата на вакантную должность осуществляется из сформированного внутри предприятия кадрового резерва в соответствии с квалификационными требованиями.

2.

Подбор с помощью сотрудников

Неформальный поиск среди родственников и знакомых сотрудников организации, с такой просьбой отдел кадров может обратиться к работникам.

3.

Самопроявившиеся кандидаты

Это обращения в организацию от людей, которые ищут работу. Обращения могут быть в виде писем или телефонных звонков. Отдел кадров должен формировать базу данных на таких потенциальных кандидатов: даже если сейчас нет потребности, в будущем их квалификация может оказаться полезной.

4.

Объявления в СМИ и Интернете

Данный метод подбора персонала дает широкий охват среди потенциальных кандидатов, что является преимуществом и недостатком одновременно. При необходимости сфокусировать поиск персонала, объявления дают в специализированных изданиях.

5.

Выезд в вузы

Это своеобразная презентация предприятия, когда имеется возможность привлечь будущих выпускников к работе в организации.

6.

Службы занятости

Позволяет осуществить сфокусированный поиск персонала при незначительных издержках, однако охват потенциальных кандидатов при данном методе не является широким.

7.

Агентства по поиску персонала

Поиск ведется по базе данных агентства либо на основе специального поиска. Обычно удается достичь высокого уровня соответствия квалификационным требованиям предприятия.

8.

Проектный поиск и лизинг персонала

Персонала привлекается на временной основе на достаточно длительный срок на период реализации проекта, либо для решения конкретных задач предприятия.

9.

Удаленный подбор персонала

Данный метод подбора персонала предполагает поиск, прежде всего, через Интернет, а сотрудники будут выполнять свои обязанности удаленно.

10.

Аутсорсинг

Предприятие может передать часть своих непрофильных процессов на выполнение специализированным организациям. Например, доставка продукции.

Очевидно, что единственно оптимального метода подбора персонала не существует, отдел кадров должен применять комплекс доступных ему методов для поиска персонала.

Этапы подбора персонала

В рамках работы по подбору персонала выделяют следующие этапы:

  1. Анализ потребности в персонале;
  2. Формулировка требований к кандидату;
  3. Анализ и выбор источников подбора персонала;
  4. Поиск персонала и отбор кандидатов;
  5. Введение в должность и адаптация.

Анализ потребности в персонале включает в себя прогноз количественной и качественной потребности в кадрах, оценку фактического наличия кадров и определение соотношения плановых и фактических показателей наличия кадров. Сюда же относится и плановое замещение штатных должностей.

Определение требований к кандидату представляет собой точное определение профессиональных и личных качеств человека, который требуется на вакантную должность. В первую очередь, сюда относится анализ выполняемой работы, подготовка описания этой работы, т.е. должностной инструкции, во вторую очередь – определение сроков и условий найма. Соответственно, необходимо сформулировать и перечень необходимых качеств работника.

На третьем этапе подбора персонала оцениваются доступные внешние и внутренние источники привлечения кандидатов с учетом рассмотренных выше методов. Источники подбора персонала выбираются на основе баланса кадровой политики организации, требований к кандидатам и использования человеческого капитала организации.

На основе выбранных источников производится поиск персонала, затем, с учетом определенных методик отбора персонала, часть кандидатов отсеивается, а остальным назначаются дополнительные собеседования, тестирования. На основе полученных результатов осуществляется непосредственный отбор кандидатов.

Последним этапом подбора персонала является введение в должность и адаптация. Он предусматривает обеспечение органичного включения новых работников в трудовой коллектив и организацию в целом.

На всех этапах подбора персонала в организации должен соблюдаться комплекс условий.

Условия подбора персонала

Условия подбора персонала

Отдельно следует отметить и необходимость развития HR-бренда, как метода подбора персонала, когда потенциальные кандидаты сами будут обращаться на предприятие с целью трудоустройства.

Также необходимо соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу, социально-психологических аспектов совместимости сотрудников.

Подбор персонала заключается не в сравнении кандидатов друг с другом, а в сравнении качеств кандидата и требований рабочего места и выявлении их максимального соответствия.