ODiplom // Блог // 22.03.2018

Методы получения информации в журналистике

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Блог

Опубликовано: 22.03.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методы получения информации в журналистике [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В настоящее время очень важно знать и адекватно использовать основополагающие методы получения информации в современной журналистике. Без овладения ключевыми методами развитие журналиста как профессионала невозможно.

Метод опроса в журналистике

Метод опроса

В теории журналистики рассматриваются четыре вида опросов:

  • почтовое анкетирование
  • телефонное интервьюирование
  • Интернет-опрос
  • личное интервьюирование.

Самым простым способом опроса принято считать почтовое анкетирование. Однако метод почтового анкетирования уступает по своей надежности телефонному и личному интервьюированию, поскольку оптимальный объем анкеты ограничен и ее может заполнить другой член семьи, а не тот, кому она адресована. Отдельно отметим, что заполненными возвращаются от 30 до 60 процентов разосланных анкет. Но данный метод более надежный, чем Интернет-опрос.

Телефонный опрос ограничен семьями, имеющими телефоны. Однако основной недостаток заключается в том, что обезличенный собеседник не склонен рассказывать о своих взглядах, образе жизни. Несмотря на недостатки такого опроса. Этот вид опроса помогает оперативно собрать необходимые сведения относительно настроений больших и географически разобщенных групп людей.

Стандартным надежным методом сбора сведений является способ непосредственного взаимодействия журналиста с человеком, дающим информацию. Он оперативен, гибок и богат потенциальными возможностями. Этот метод позволяет раскрыть актуальную проблему, уточнить, задать любой нужный вопрос, убедить собеседника в необходимости разговора. Эти качества позволяют журналистам часто использовать интервью. Функции этого метода многообразны. Взаимопознание, взаимоотношение, взаимодействие предстают как содержательные, структурные элементы единого процесса общения. Общение журналиста функционально, оно служит средством получения необходимой информации. И вместе с тем оно "надфункционально", поскольку журналист имеет дело с человеком, который интересует его не только как исполнитель типизированной социальной роли, но и как личность.

Основное правило ведения интервью состоит в том, что информация всегда передается в условиях двустороннего общения, то есть в условиях взаимного желания излагать свои взгляды, мнения, идеи. Только владея темой, журналист сможет "разговорить" собеседника. Часто метод интервью рассматривают ограниченно, лишь с точки зрения правил и приемов, умения задавать вопросы. На самок деле, этот процесс общения представляет собой универсальную форму деятельности, включенную как органичный и естественный компонент в структуру творческого поведения журналиста, в творческий процесс на многих его этапах. Но, чтобы создалась атмосфера творчества, необходим психологический фон общения. Для этого важна не только эмоциональность, но и подвижность психики, способность к перестройке поведения журналиста в зависимости от состояния интервьюируемого. И еще весьма важно для журналиста: "прежде чем он оказывается способным к отражению других людей во всем богатстве признаков... он сам как личность должен пройти большой путь развития.

Творческая природа метода интервью обнаруживается в умении задавать интервьюируемому такие вопросы, которые учитывали бы качества личности собеседника, позволяли бы предвидеть логику интервью, вносили бы в нее живость и непосредственность.

Главное предназначение вопросов – это реализация целей и задач, поставленных журналистом [1].

Виды вопросов в опросе

Виды вопросов в опросе

Практика выработала определенные правила, следуя которым можно квалифицированно использовать метод опроса.

Первое правило: журналист должен иметь доскональные знания по обсуждаемой проблеме.

Второе правило: прямо или косвенно выраженный интерес не только к общественному положению собеседника, но и к его индивидуальности, к реальному человеческому характеру.

Третье правило: создание условий для собеседника, учитывающих особенности его характера, его душевное состояние.

Четвертое правило: сочетание единства позиции с дискуссиональностью, с постановкой спорных вопросов. Конечно, постановка проблем диктуется в ходе сбора информации и вряд ли необходим спор при подготовке небольшой хроникальной заметки, но при работе над очерком, статьей спор в общении позволяет выявить позиции сторон, раскрыть существо дела.

Пятое правило: умение не только говорить, но и слушать, это помогает верно понять и верно оценить яркую оригинальную мысль, интересную идею собеседника.

Шестое правило: журналист ориентируется в интервью на наиболее значимую для собеседника тему, например, на увлечение или на позитивные мотивы поведения [2].

В интервью объект изучения может быть непосредственным и опосредованным.

Метод анкетирования предполагает опосредование объекта изучения. Это способ получения информации о проблемах реальной действительности, о самых различных аспектах культурной, хозяйственной и общественной жизни при помощи анкеты. По сравнению с интервью анкетирование позволяет человеку самостоятельно обдумать ответ на вопрос. Однако, порой оставаясь один на один с анкетой, человек испытывает "эффект одиночества", который негативно действует на серьезное отношение к поставленным вопросам.

Рассмотрим типы анкет. Первый тип – это анкеты, обращенные к радиослушателям и телезрителям и читателем газет. Они дают информацию о составе аудитории, ее запросах, предпочтениях, интересах. В системе средств массовой информации этот тип служит своеобразным средством обратной связи, позволяющим проверить, как функционирует система. Такие анкеты обдумываются, заранее обсуждаются, публикуются в газетах. Поступающие ответы обрабатываются, анализируются, в конце года обычно подводятся итоги, которые затем представляется в одном или серии материалов.

Анкеты второго типа призваны собрать сведения о различных явлениях как общественной, так и личной жизни. Такие анкеты содержат вопросы как об объективных фактах", так и о мнениях, оценках, то есть "субъективных фактах". Итак, анкеты, применяемые журналистами, имеют разный характер в зависимости от целей и задач сбора информации.

Метод наблюдения в журналистике

Наблюдение – процесс сложный, творческий. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя, его психологическими и профессиональными установками, то есть его желаниями, а также потребностями, целями, задачами осуществляемой им деятельности. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из наиболее частых – это реакция людей, которые являются объектом наблюдения. Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда ситуация расходится с их представлениями о нормальной ситуации.

Личностные качества наблюдателя, проявление им отношения к происходящим событиям могут также оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых. Но важно знать, что порой только наблюдение, может дать информацию, необходимую для исследования.

Существует много разнообразных видов наблюдения, которые можно классифицировать по разным основаниям: по предмету наблюдения, по характеру сведений, которые интересуют наблюдателя. Если рассматривать наблюдение как метод сбора информация, то необходимо классифицировать по способам его организации и по позиции наблюдателя. В связи с этим рассмотрим, прежде всего, открытое и скрытое наблюдение.

Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем он наблюдает, знают о факте наблюдения.

Скрытое наблюдение используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть, не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщают цели и истинного содержания работы.

Способы организации наблюдения могут быть обусловлены степенью участия наблюдателя в исследуемой ситуации. На этом основании выделим включенное и невключенное наблюдение.

Этот метод сбора информации предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения.

Включенное и не включенное наблюдение, в свою очередь, могут быть скрытыми или открытыми.

Включенное наблюдение скрыто, когда те люди, за которыми наблюдают, не знают об этом. О таком наблюдении чаще всего говорят в тех случаях, когда "исследователь меняет профессию". Меняя профессию, журналист получает важную, не поддающуюся стороннему наблюдению информацию. Однако психологи считают, что этот вид наблюдения страдает специфическим недостатком: журналист теряет способность писать объективно.

Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя, потому что он в данном коллективе выполняет определенную обязанность. Включенное открытое наблюдение имеет, казалось бы, все признаки приема "перемены профессии", однако это иной прием, который имеет свои характерные особенности.

В чем заключаются эти особенности?

Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны.

способы наблюдения

Способы наблюдения

Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.

Тип наблюдения

Тип наблюдения

Стандартизованное наблюдение – это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения. Таким объектом могут быть отдельные акты поведения человека или отдельная актуальная проблема, например текучесть кадров на отдельном участке производства, который заранее намечен.

Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения, то есть наблюдатель не знает заранее, какие элементы он должен отследить. Проблемы лишь видны в самых общих чертах. Такое наблюдение необходимо при поисковом исследовании.

В зависимости от регулярности наблюдения различают:

  • Систематическое наблюдение – проводится регулярно в течение определенного времени.
  • Несистематическое наблюдение. Это незапланированное заранее наблюдение. Оно связано с неожиданным событием.

В практике выбор вида наблюдения диктуется задачами, которые поставлены перед журналистом, конкретными условиями сбора информации, сроками выполнения задания. Основное требование: журналист должен целенаправленно обдумать приемы, виды наблюдения и способы фиксации полученных данных. Этот метод – один из первичных методов, который журналист использует в начале творческого процесса – сбора информации. Однако качество информации зависит во многом от многообразия и достоверности тех источников, которые необходимы для создания социальной информации.

В зависимости от условий организации различают наблюдения "полевые" и "лабораторные". "Полевые" наблюдения проводятся в реальной, жизненной ситуации [2].

Цель лабораторного наблюдения – проверить определенные данные, конструируемые при помощи организованной ситуации. Часто этот метод применяется при подготовке инсценированного телерепортажа.

Метод изучения документов

С помощью метода изучения документов журналист получает информацию, необходимую для создания публикаций, теле-радиопроизведений.

Слово "документ" происходит от латинского "documentum" – поучительный пример, способ доказательства. Определение понятия "письменный документ" дается в толковом словаре: это – "деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; или то, что официально удостоверяет личность предъявителя или письменное свидетельство о чем-нибудь" [3].

В своей работе по сбору информации журналист использует документы разного типа. Одни исследователи рассматривают классификацию документов по основаниям представленным на рисунке ниже.

Классификация документов

Классификация документов

Другие ученые дополняют эту классификацию, указывая на особенности документов, связанных со степенью близости к фиксируемому материалу (первичные, вторичные) и со способом получения документов естественно функционирующие и целевые.

Третьи считают, что необходимо учитывать и такие особенности документов, как личные и общественные (тип авторства), естественно функционирующие и "спровоцированные", целевые, заданные и "вызванные" (по способу получения) и по степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу. Целесообразно учесть и такие критерии, как "предметный источник документа" (экономический, юридический и т. д.), его духовно-практическая или научная принадлежность, способ кодировки и хранения" [4].

Сегодня кустарные способы сбора обработки и хранения документов изжили себя. Компьютеризация, интернетизация позволяют добиться максимально-эффективного использования информации.

Методы анализа документов

Методы анализа документов

При анализе документов на достоверность важно различать описание событий от оценок, мнений. Журналисту необходимо учитывать важное условие достоверности: сведения, которые подтверждает документ, не затрагивают интересы автора документа, не наносят ему ущерба, автор относится к ним недоброжелательно.

Литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики – М.: Аспект Пресс, 2011
  2. Дворецкая Г. В. Социология Учебное пособие – К.: КНЭУ, 2002
  3. Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике – М., 1983.
  4. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М: Вече., 2002