ODiplom // Экономика // 14.01.2013

Мировая торговля и инструменты ее регулирования

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 14.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Мировая торговля и инструменты ее регулирования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье рассматривается специфика развития мировой торговли, как формы международных экономических отношений, а также применение инструментов регулирования на уровне государств.

Мировая торговля основана на том, что рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия и промышленной продукции, использование выгод международного труда ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений.

Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда. Именно мировая торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся мировой экономике. При этом наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны – углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.

Международная торговля в системе международных экономических отношений

Международные экономические отношения представляют собой систему экономических отношений между странами по поводу взаимного обмена, сотрудничества и помощи в соответствии с разделением труда на основе их международной специализации.

Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Под международной торговлей понимается международный обмен товарами в их натурально-вещественной форме посредством их вывоза (экспорта) и ввоза (импорта). В международном обмене участвуют торгуемые товары, которые могут перемещаться между различными странами. К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства.

Международная торговля как систематический процесс возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI–XVIII веках. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Базой международной торговли является международное разделение труда. За счёт использования эффекта масштаба даже страны с одинаковыми наборами ресурсов, специализируясь, могут получать взаимную выгоду от торговли. Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия и особенно промышленной продукции, использование выгод международного разделения труда ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

Международная или внешняя торговля – это древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей. В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась быстрыми темпами – в среднем 3,5% в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван "Великой депрессией" и второй мировой войной.

После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный "нефтяным шоком". С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, "взрывной рост" экспорта товаров: с 25 млрд. долл. в 1939 г. до 2500 млрд. долл. в 1987 г., то есть в 100 раз! (в пересчете на текущие доллары).

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ – 30%, Великобритании – 30%, Норвегии – более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.

В настоящее время продолжается постоянное нарастание масштабов и диверсификацию контактов между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, наконец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.

Необходимо иметь в виду, что развитие и совершенствование мирохозяйственных связей представляет собой довольно сложный, противоречивый процесс. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных хозяйств в современных условиях ведет неизбежно ко все возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда.

Международная торговля является важной составной частью международных экономических отношений, которые представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и прочими объединениями, так и между национальными, международными компаниями в рамках мирового хозяйства.

Система мировых хозяйственных связей за длительную историю своего существования претерпела заметные изменения. Так, первоначально наиболее распространенным каналом их осуществления являлась именно мировая торговля. Основой для формирования устойчивых хозяйственных связей между странами послужило появление крупной машинной индустрии в западных странах в XIX веке. Впоследствии создание мирового рынка означало закрепление сложившейся системы международного обмена, способствовало постепенному оформлению мирового хозяйства.

Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Стоимостные объемы мировой торговли увеличиваются, и, вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Сам термин "внешняя торговля" подразумевает "обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг".

Согласно современной классификации, подразделение внешнеторговой деятельности по принципу товарной специализации осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами.

При этом "международная торговля" представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Статистические издания ООН публикуют данные по динамике объема международной торговли как совокупной стоимости экспорта всех стран мира.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт – это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт – это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).

Особенности динамики и географической структуры международной торговли

Объем международной торговли определяется в текущих и постоянных ценах. Текущие цены показывают доходы от экспорта и платежи по импорту товаров. Постоянные цены устанавливаются в отношении к какому-либо году, взятому за базу, например 1990=100. По этому индексу рассчитываются экспорт и импорт за предыдущие и последующие годы. Постоянные цены отражают изменение физического объема товарооборота, показывают какие были бы экспортные доходы и платежи в 2000 г. при ценах 1990 г. Сопоставление показателей по экспорту и импорту в текущих и постоянных ценах отражает движение мировых цен.

В анализе динамики внешнеторговых доходов большое значение имеет соотношение экспортных и импортных или "условий торговли", которые рассчитываются по отношению индексов экспортных цен к индексам импортных цен. Соотношение экспортных и импортных цен может быть благоприятным для экспортера (выше 1,0), если рост цен на его экспортную продукцию опережает рост цен на покупаемую им продукцию на внешнем рынке.

При "условиях торговли" выше 1 экспортер получает за то же количество своей продукции импорта больше, чем раньше. При неблагоприятном соотношении цен экспортер получает меньше импорта за прежнее количество своей продукции и для поддержания своих экспортных доходов вынужден увеличивать физический экспорт. Например, падение цен на нефть вынуждает Россию наращивать вывоз нефти для поддержания импорта и валютных доходов на прежнем уровне.

Международная торговля развивается неравномерно по периодам, товарам, зависит от соотношения сил между странами-конкурентами. Динамика мирового экспорта отражает изменение его объема, мировых цен, товарной структуры, конкурентные позиции стран-экспортеров. Показатели по экспорту определяют размеры импорта в целях получения активного торгового баланса или сбалансирования внешней торговли.

Рассмотрим развитие международной торговли по периодам: I период – до 1974 г., II период – 70-е гг., III период -80-е гг., IV период – 90-е гг.

I период (до 1974 г.). Международная торговля развивалась относительно равномерно, с возрастающими темпами, которые в среднегодовом исчислении составили в 1950-е гг.- 7%; в 1960-е гг. – 8,4% в первой половине десятилетия и 11,8% во второй половине. В 1950-1960-х гг. темпы роста торговли группы развивающихся стран были ниже темпов роста внешней торговли группы развитых стран. Особенно высокими темпами развивалась внешняя торговля Японии, экспорт которой за 1955-1971 гг. увеличился по стоимости в текущих ценах в 10,3 раза, Германии – в 4,8 раза.

Таблица 1

Динамика международной торговли в 1970 – 2000 гг. (в млрд. долл.)[1]

Страны

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

ЭКСПОРТ

313,7

1992,5

3435,0

6323,7

Развитые

232,2

1251,5

2450,0

4219,6

США

43,2

220,8

394,0

754,6

ЕС-15

115,8

680,7

1358,0

2311,3

ФРГ

34,2

192,2

399,6

642,3

Япония

19,3

129,8

286,0

427,8

Развивающиеся

56,0

558,6

790,0

2007,3

ОПЕК

18,0

306,7

180,0

-

НИС ЮВА

4,9

56,6

195,0

750,4

Члены СЭВ

31,0

156,5

195,0

-

СССР/Россия

12,8

76,4

88,5

90,8

ИМПОРТ

331,7

2051,1

3503,0

6573,7

Развитые

234,8

1406,6

2154,0

4422,9

США

40,0

257,0

513,5

1153,4

ЕС

124,1

765,9

1413,0

2367,9

ФРГ

29,9

188,0

342,8

549

Япония

18,9

140,5

235,2

437,0

Развивающиеся

55,8

455,1

781,0

2020,1

ОПЕК

9,9

124,5

120,0

-

НИС ЮВА

7,4

68,3

205,0

896,6

Члены СЭВ

31,7

161,6

208,0

-

СССР/Россия

11,7

68,5

94,8*

31,4*

Примечание. * Без неорганизованной торговли.

[1] Кочергина Т.Е. Мировая экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С.124.

Таблица 2

Среднегодовые изменения экспорта по регионам в 1980-2000 гг, %[1]

Экспорт

1981-1990 гг.

1991-1995 гг.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Мир

6,1

8,1

4,8

3,6

-2,2

3,1

8,2

Развитые

7,6

6,3

2,5

2,2

0,6

1,5

6,4

Развивающиеся страны

3,2

11,0

12,4

8,2

-7,5

8,4

14,4

Африка

-2,5

5,8

11,6

1,8

-13,5

6,2

21,4

Азия

11,2

15,0

10,4

11,9

-2,0

8,0

10,3

Латинская Америка

2,0

7,5

11,6

10,4

-4,0

5,6

15,0

Страны ЦВЕ

2,4

10,4

6,2

6,6

9,4

-4,5

-

Страны СНГ

3,7

8,8

10,3

1,2

-13,3

-5,1

-

[1] Кочергина Т.Е. Указ. соч. С.125.

II период (1970-е гг.). С осени 1973 г. мировые цены на нефть, а затем и на другие виды сырья резко пошли вверх; второй резкий скачок нефтяных цен произошел в 1979 г. Эти скачки цен называют "нефтяными шоками", которые были спровоцированы не столько экономическими, сколько политическими причинами. Из-за арабо-израильского конфликта арабские страны-экспортеры нефти сократили поставки странам, поддержавшим Израиль. Предложение нефти снизилось, возник дефицит на мировом рынке нефти, мировые цены на нефть пошли резко вверх, увлекая за собой цены и на другие виды минерального и сельскохозяйственного сырья.

Поднялись цены и на промышленные товары из-за высокой инфляции в развитых странах, но в меньшей степени. Соотношение экспортных и импортных цен сложилось в пользу экспортеров сырья. С 1970 по 1980 г. мировые цены на все товары увеличились в 3,7 раз, в том числе на готовые изделия – в 2,9 раз, машины и оборудование – в 2,4 раза. Цены на все виды сырья увеличились в 7 раз, на сельскохозяйственное сырье – в 3,1 раза, на топливо – в 16,5 раз, на нефть – почти в 20 раз.

В результате за 1970-е гг. мировой экспорт по стоимости в текущих ценах увеличился в 6,3 раза, а по физическому объему всего в 1,6 раз; мировой импорт увеличился соответственно в 6,2 раза и 1,7 раз. Экспорт из развивающихся стран увеличился по стоимости в текущих ценах в 10 раз, а по физическому объему в ценах 1980 г. в 1,3 раза, импорт – в 8,1 раза и в 2,2 раза соответственно. Страны-экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, увеличили свои доходы от экспорта в 17 раз. "Четыре азиатских тигра" (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея) увеличили свои экспортные доходы в 11,5 раз за счет вывоза готовой продукции. За тот же период экспорт развитых стран возрос в 5,6 раз по стоимости в текущих ценах и в 1,8 раз в ценах 1980 г.; импорт увеличился в 6,0 раз и 1,6 раз соответственно.

70-е гг. были благоприятными и для стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые в настоящее время входят в группу стран с переходной экономикой. Эти страны увеличили свои доходы от экспорта в 5 раз, расходы по импорту – в 5 раз. За счет экспорта нефти и других видов минерального сырья доходы СССР возросли в 6 раз и составили 76,4 млрд. долл. в 1980 г., расходы по импорту увеличились в 5,8 раза и составили 68,5 млрд. долл., соответственно торговый баланс был положительным в размере 7,9 млрд. долл.

Таблица 3

Изменение мировых цен (в % к предыдущему году)

 

1982-1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Готовые изделия

3,7

3,5

-5,8

3,1

10,2

-3,1

-7,8

-1,2

-1,2

-5,3

Нефть

-7,2

-4,5

-11,1

-7,3

1,8

23,7

-0,2

-31,2

36,5

52,0

Сырье (без нефти)

-1,7

-2,8

2,7

10,6

2,3

3,3

2,2

-13,5

-7,8

6,4

III период (80-е годы). В начале 1980-х гг. произошло обвальное снижение мировых цен, которые восстановили уровень 1980 г. только к концу десятилетия. Наиболее сильно пострадали экспортеры сырья, на которое цены и в конце десятилетия были ниже уровня 1980 г. на 28-30%. Цены на нефть и минеральное топливо снизились в 2 раза к середине 80-х гг. и к 1990 г. достигли 70% от уровня 1980 г. В результате вплоть до 1984 г. наблюдалось абсолютное снижение мирового товарооборота, и только к 1986 г. был достигнут уровень 1980 г.

За 1980-1990 гг. мировой экспорт и импорт увеличились одинаково – в 1,7 раза в текущих ценах. Экспорт развитых стран возрос почти в 2 раза, импорт – в 1,8 раза; соответствующие показатели для развивающихся стран были – в 1,4 и в 1,7 раз. Доходы стран-членов СЭВ от экспорта увеличились на 25% к 1990 г. по сравнению с 1980 г., импорт – на 29%; за тот же период советский экспорт возрос на 35%, импорт – на 75%, торговый баланс в 1990 г. был отрицательным в размере 6,3 млрд. долл.

Мировая торговля и инструменты ее регулирования

Рис. 1. Динамика мирового экспорта в 1970-2000 гг. (в текущих ценах)

IV период (90-е годы). В 1990-х гг. на развитие мировой торговли большое воздействие оказал, с одной стороны, длительный экономический подъем в США, который продолжался до конца 2000 г.; с другой стороны, замедление экономического роста японской экономики, азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг., а также российский кризис 1998 г.

С 1990 по 1997 г. мировой товарооборот увеличивался ежегодно на 7-8%; экспорт возрос в 1,5 раза и составил 5,3 трлн. долл., импорт – на 60,5% и 5,6 трлн. долл. соответственно. В 1998-1999 гг. темпы роста мировогого внешнеторгового оборота снизились до 4-5%, в 2000 г. они составили более 10%. Объем мирового экспорта в 2000 г. равнялся 6,3 трлн. долл., импорта – 6,5 трлн. долл.

Кризисы 90-х гг. в ряде стран Латинской Америки и Азии, а также в России (1998 г.) несколько замедлили развитие внешней торговли развитых стран в 1998-1999 гг., но абсолютных падений не было. К 2000 г. экспорт развитых стран увеличился с 1990 г. на 72% и составил 4,2 трлн. долл., импорт – на 76% и составил 4,4 трлн. долл., отрицательный торговый баланс был равен 215 млрд. долл.

В 1991-1997 гг. среднегодовые темпы роста экспорта развивающихся стран опережали темпы роста развитых стран и составили 10-11%. В 1998 г. было абсолютное падение экспорта на 109 млрд. долл. К 2000 г. развивающиеся страны восстановили высокие темпы роста экспорта, и он составил 2,0 трлн. долл. Импорт развивающихся стран увеличивался до 1997 г. на 8% в год, в 1998 г. снижение составило 185,2 млрд. долл., к 2000 г. импорт возрос до 2 трлн. долл., торговый баланс был отрицательным в размере 13 млрд. долл.

Страны Центральной и Восточной Европы не уступали развивающимся странам в темпах роста внешней торговли до 1998 г., в 1999 г. их экспорт сократился на 4,5%. Страны СНГ очень тяжело перенесли кризисы 1997-1998 гг., падение экспорта было значительным, оно составило 13,3% в 1998 г. и 5,1% в 1999 г.

Изменения в товарной структуре международной торговли

На темпы расширения международной торговли оказывает существенное воздействие изменение товарной структуры экспорта и импорта. Товарная структура рассчитывается по доле групп товаров в стоимости экспорта или импорта в текущих ценах за данный год.

Общее направление структурных сдвигов в мировой торговле состоит в следующем:

- происходит снижение удельного веса сельскохозяйственного и минерального сырья, а также продовольствия;

- увеличивается доля готовой продукции, особенно машин и оборудования и высокотехнологичных товаров за счет высоких темпов расширения их экспорта и импорта.

Рассмотрим изменения в товарной структуре с 1955 по 2000 г.

Таблица 4

Товарная структура мирового экспорта во второй половине ХХ в. (в % к итогу, в текущих ценах)[1]

 

1955 г.

1973 г.

1985 г.

2000 г.

Продукция сельского хозяйства

34,9

21,1

13,8

10,0

Продовольствие

21,9

15,0

10,4

8,0

Сырье

13,0

6,1

3,4

2,0

Продукция добывающей промышленности

18,5

17,2

22,7

10,1

Руды и металлы

3,7

2,6

1,8

1,0

Энергоносители и топливо

11,0

11,0

18,5

7,3

Цветные металлы

3,8

3,6

2,4

1,8

Промышленные изделия

42,8

57,4

63,5

76,5

Железо и сталь

4,7

4,3

3,1

2,3

Машины, оборудование, транспортные средства

21,0

32,7

35,5

41,9

Автотранспортные средства

3,5

7,2

8,2

10,0

Офисное и телекоммуникационное оборудование

0,9

3,0

5,1

14,1

Прочие машины и оборудование

16,6

22,3

22,2

17,8

Продукты химии

5,3

7,3

8,5

9,6

Текстиль и одежда

6,0

6,2

5,5

6,1

Прочие изделия

5,8

6,9

10,9

16,6

[1] Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник. – М.: Велби, 2007. С.48.

За 1955-2000 гг. доля продовольствия в мировом экспорте снизилась с 21,9 до 8,0%, сельскохозяйственного сырья – с 13,0 до 2,0%. Доля энергоносителей и топлива с 1955 до 1985 г. поднялась с 11,0 до 18,5%, а затем снизилась к 2000 г. до 7,3%, что объясняется резкими колебаниями мировых цен на нефть. За рассматриваемый период (1955-2000 гг.) доля промышленных изделий в мировом экспорте устойчиво возрастала и составила в 2000 г. 76,5%; при этом доля машин, оборудования и транспортных средств поднялась в 2 раза, автотранспортных средств – почти в 3 раза.

Основной статьей мирового товарооборота являются готовые изделия, доля которых даже в экспорте из развивающихся стран (за счет в основном азиатских экспортеров) увеличилась с 19% в 1980 г. до 70% в 2000 г., из развитых – с 71 до 80%.; стран Центральной и Восточной Европы – с 75 до 80%, России – с 25 до 42% (см. табл. 5).

Таблица 5

Товарная структура мирового экспорта по группам стран (в %)[1]

 

Продовольствие

С.-х. сырье

Руды и металлы

Топливо

Готовые изделия

Развитые страны

1980

100

11,3

3,6

5,0

7,0

70,9

1990

100

8,9

2,8

3,2

4,2

77,9

2000

100

7,6

1,0

2,8

3,8

80,5

Развивающиеся страны

1980

100

11,8

3,8

4,3

59,7

19,5

1990

100

11,6

3,1

4,1

26,6

53,6

2000

100

8,4

2,5

3,7

14,9

70,5

Страны ЦВЕ

1980

100

10,6

2,9

2,8

8,1

75,0

1990

100

10,2

2,5

5,3

5,9

73,9

2000

100

9,1

2,5

4,3

4,8

79,3

СССР/Россия

1980

100

1,8

5,5

3,5

47,0

24,8

1990

100

2,1

7,6

9,4

52,7

24,0

2000

100

3,0

7,6

13,4

33,9

42,3

[1] Цыпин И.С., Веснин В.Р. Указ.соч. С.50

Увеличение готовой продукции в мировом товарообороте осуществляется за счет машин, оборудования, транспортных средств. Расширяется торговля полуфабрикатами, промежуточными товарами, отдельными частями конечного продукта, доля которых составляет около 1/3 мирового импорта, а в торговле машинами, оборудованием и транспортными средствами – около 40%.

За рассматриваемый период (1980-2000 гг.) доля продовольствия в экспорте из развитых стран, которые являются основными поставщиками этой продукции на мировой рынок, снизилась на 1/3 и составила 7,6%; развивающихся стран – на 30% и составила 8,4%; стран Центральной и Восточной Европы – на 14% и составила 9,1% в экспорте этих стран. Существенно снизилась в экспорте всех групп стран к 2000 г. доля сельскохозяйственного сырья, металлов и руд, топлива. Даже в российском экспорте доля топлива снизилась до 34%, в 1990 г. она составляла больше половины.

По основным доходам от экспорта 18 развивающихся стран являются экспортерами топлива (по данным 2000 г.), среди них 6 африканских государств, 9 средневосточных, а также Бруней, Венесуэла, Тринидад и Тобаго. 42 государства получают доходы от экспорта первичного сырья (без топлива), в их числе 28 африканских государств, 5 азиатских, 8 латиноамериканских, включая Чили; 24 развивающихся государства имеют диверсифицированный экспорт, т.е. экспортируют готовые изделия и сырье; 34 государства получают валютные доходы в основном от услуг, частных переводов и пр.

Экспортерами промышленной продукции являются 15 государств, среди которых 11 азиатских – четыре новых индустриальных страны Юго-Восточной Азии, НИС ЮВА (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), Бангладеш, Индия, Китай, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, а также Бразилия, Израиль, Мексика и Турция. Таким образом, в большинстве развивающихся стран не произошло существенных изменений в структуре их экспорта; многие остаются поставщиками сырья и топлива.

Кардинальные изменения за исторически короткий срок произошли в товарной структуре внешней торговли ряда азиатских государств, принявших экспорториентированную модель развития с активным привлечением иностранного капитала и технологий, особенно на начальных этапах; наиболее эффективно использовавших международное разделение труда.

Таблица 6

Товарная структура экспорта азиатских стран (в %)[1]

 

Сырье и продовольствие

Промышленные изделия

Текстильные изделия

Машино-технические изделия

Гонконг

1970

4,3

95,7

44,3

11,8

2000

6,2

93,8

37,9

26,8

Южная Корея

1970

23,5

76,5

41,1

7,2

2000

6,7

93,3

15,0

51,6

Сингапур

1970

72,5

27,5

5,6

11,0

2000

16,1

83,9

2,6

62,3

Тайвань

1970

24,2

75,8

29,0

16,7

2000

7,3

92,7

14,4

47,7

Индонезия

1970

98,8

1,2

0,2

0,3

2000

49,4

50,6

13,9

6,8

Малайзия

1970

93,5

6,5

0,7

1,6

2000

25,3

74,7

4,9

50,0

Таиланд

1970

95,3

4,7

7,5

0,1

2000

26,9

73,1

12,5

31,5

Китай

1970

58,2

41,8

-

1,5

2000

16,0

84,0

26,0

19,5

[1] Цыпин И.С., Веснин В.Р. Указ.соч. С.56

В 1970 г. многие азиатские страны были экспортерами сырья, а Гонконг, Южная Корея и Тайвань продавали в основном текстильные изделия. К 2000 г. они стали крупными экспортерами промышленной продукции, в том числе машинно-технической. В 2000 г. совокупная доля Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Индонезии, Малайзии и Таиланда в мировом экспорте машин и оборудования составила 12,7%.

В первой половине 20 в. доминировали потоки малотехнологичных сырьевых и продовольственных товаров, которые шли в основном из аграрных стран в развитые страны индустриального. Широкое использование ресурсосберегающих технологий и развитие НТР сильно снизили их значение, повысив потоки высокотехнологичных промышленных товаров.

Инструменты регулирования международной торговли

Таможенные пошлины

Таможенные платежи – это налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенная пошлина – это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов:

1) от общего уровня налогообложения;

2) от стоимости услуг, оказываемых таможней.

Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество. Таможенная территория – это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда но географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

Таможенная пошлина имеет два существенных признака.

Во-первых она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет.

Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичным вид пошлины) – к товарам отечественного производства. В этой связи важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара.

По способу установления пошлины бывают:

- Адвалорные;

- специфическая;

- комбинированные.

Адвалорная пошлина – таможенная пошлина, устанавливаемая с исключительной целью получения доходов в бюджет государства. Устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара.

Специфическая пошлина – вид пошлины, которая начисляется в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Устанавливается в зависимости от единиц измерения, ставка с объема, веса и т.д. (за 1т., за 1 шт., за 1см3 и т.п.).

Комбинированная таможенная пошлина – вид ставок пошлин, сочетающий два вида таможенного обложения (два вида ставок пошлин) – адвалорный и специфический. То есть с одного товара взимаются две пошлины – адвалорная и специфическая.

По направлению движения товара пошлины могут быть

- экспортными,

- импортными,

- транзитными.

Экспортная таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый при экспорте товаров. Она является средством увеличения доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирует поставки товара на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте. От экспортной таможенной пошлины освобождаются иностранные товары и продукты их переработки.

Импортная таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый государством при импорте товаров. Она является средством повышения цен на импортные товары внутри страны и снижения их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами; поступает в доход государственного бюджета.

Транзитная таможенная пошлина взимается при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране.

По направлению действия пошлин:

- преференциальные

- дискриминационные.

Преференциальные пошлины – предпочтительные таможенные пошлины, устанавливаемые государством с целью создания особо благоприятного режима для одного или нескольких государств при ввозе всех или отдельных групп импортируемых товаров.

Дискриминационная пошлина – таможенная пошлина, уровень которой для одинаковых товаров изменяется в зависимости от страны происхождения товаров или других факторов. Данная таможенная пошлина устанавливается в повышенных размерах для той или иной страны в качестве дискриминации.

В зависимости от уровня цен на товары выделяют особые виды таможенных пошлин, которые могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ:

- компенсационные пошлины;

- антидемпинговые пошлины.

Компенсационная таможенная пошлина – пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Антидемпинговая таможенная пошлина – дополнительная импортная пошлина; применяется в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

В зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране, – пошлины считаются фискальными, если они взимаются с товаров, не производимых в данной стране; протекционистские пошлины устанавливаются на товары, производимые в данной стране.

Отдельно выделяют сезонную, возвратную и специальную таможенную пошлину.

Сезонная таможенная пошлина – это пошлина, применяемая в целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонные пошлины устанавливаются Правительством РФ, причем срок их действия не может превышать 6 мес. за один год.

Возвратная таможенная пошлина – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров. Основания и порядок выплаты возвратных таможенных пошлин определяются национальным законодательством.

Специальная таможенная пошлина – это таможенный платеж, который применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной пошлины. Данная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

Наконец существует таможенный сбор за таможенное оформление – это дополнительная плата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор – это плата за таможенное оформление транспортных средств и товаров, взимаемая в национальной или иностранной валюте.

Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешне-торговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная – для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами.

Таможенные тарифы

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Ставки таможенных пошлин – денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу. Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок или иных обстоятельств.

Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Предельные ставки ввозных налоговых пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. устанавливаются Федеральным Собранием РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций).

Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации, а также правила обложения перемещаемых товаров пошлинами установлены законом РФ "О таможенном тарифе", действующим на единой таможенной территории РФ.

Таможенный тариф РФ применяется к товарам, систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, устанавливая:

- ставки пошлин, виды ставок, порядок установления;

- характер и порядок применения сезонных и особых пошлин;

- систему и методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения;

- принципы определения страны происхождения товара;

- тарифные льготы, преференции.

Основными целями таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, являются:

1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

4. защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таможенные тарифы представляют собой налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора с единицы товара безотносительно к его стоимости (специфические). Такие налоги поступают в казну и используются на покрытие государственных расходов, однако они, как правило, не вводятся исключительно в целях пополнения бюджета. Повышая цены на товары, поступающие из-за рубежа, тарифы помогают национальным производителям с более высокими по сравнению с иностранными соперниками издержками производства успешно конкурировать с ними на национальных рынках. Объем производства и занятость в защищенных отраслях повышаются за счет сокращения импорта, что способствует улучшению торгового баланса страны. Кроме того, потребление в стране продукции защищенных отраслей обычно падает, поскольку она является более дорогой. В результате происходит перераспределение дохода от потребителей к национальным производителям. Что же касается мирового хозяйства в целом, то конечным результатом протекционизма становится сокращение объема торговли и, как следствие, снижение эффективности использования ресурсов и падение уровня жизни.

Иногда тарифы в действительности оказываются выше, чем это кажется на первый взгляд. Предположим, что какой-то продукт производится только в двух странах. Для его производства обе страны по одинаковой стоимости закупают необходимые импортные материалы; затраты на эти материалы составляют половину конечной цены товара на внутреннем рынке. Другая половина цены внутреннего рынка представляет собой стоимость, добавленную в процессе производства. Одна из этих стран ввела тариф на импорт данного товара из другой страны в размере 10% от его цены. Однако принявшая протекционистские меры страна фактически облагает налогом добавленную стоимость в товаре конкурента по "реальной" ставке 20%; ставка тарифа в 10% является всего лишь "номинальной". Естественно, национальные производители этой страны не упустят возможности поднять цену на свою продукцию на величину, равную 20% от добавленной стоимости.

Чем выше уровень тарифа, тем более надежно он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих "добавленную стоимость". Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

Таким образом, тариф на товар поддерживают не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей.

Нетарифные барьеры

После второй мировой воины роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, начиная с 50-х годов в результате многосторонних переговоров удались значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

Во-вторых, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей. Во-вторых, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов.

Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.

Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. "Импортная квота – это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени". Например, импортная квота на японские автомобили в США – 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в США существуют импортные квоты на мясомолочные продукты, табак. Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт. Особенно это важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины. Легче установить более строгие импортные квоты.

Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.

Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США – 42% импорта.

Особое место в системе протекционистских мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического раз-вития.

В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидия-ми пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы поддержки доходов фермеров По-средством гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А также выплачивают премии за неиспользованные посевных площадей. В частности, страны Европейского Сообщества, чтобы снизить бюджетные затраты на поддержку фермеров, продавали себе и убыток избыточную продукцию по заниженным цепам Советскому Союзу.

Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг – это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.

К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой "Сони" в 1970 г.: произведенные в Японии телевизоры на рынке США продавались за 180 долл. А японские потребители платили за ту же модель 333 долл.

Государственная монополия внешней торговли

Государственная монополия внешней торговли – это сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Государственная монополия внешней торговли была установлена в СССР.

Основная функция монополии внешней торговли – обеспечение в сфере внешних торговых связей общегосударственных интересов. Монополия внешней торговли способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечивает единство выступлений всех хозяйственных организаций на внешних рынках, а также органов управления в сфере межгосударственных отношений по вопросам внешней торговли.

Существенные черты монополии внешней торговли:

- осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом страны специально уполномоченными органами управления;

- определение органов управления или организаций, имеющих право совершения внешнеторговых сделок;

- планирование внешней торговли;

- валютное регулирование экспортных и импортных операций;

- установление порядка совершения таких операций и контроль за его соблюдением всеми органами управления и хозяйственными организациями, получившими право выхода на внешний рынок.

Опыт СССР в осуществлении монополии внешней торговли используется другими странами, в которых установлена монополия государства на внешнюю торговлю.

Усиление роли государства во внешней торговле характерно для развивающихся стран и особенно для стран социалистической ориентации. В одних странах эта роль ограничивается государственным регулированием и контролем экспортно-импортных операций, в других – введена монополия государства на торговлю отдельными товарами, в третьих – установлена государственная монополия внешней торговли. Государственный контроль над экспортно-импортными операциями и монополизация внешней торговли позволяют развивающимся странам использовать возможности внешних экономических связей для развития национальной экономики.

Выводы

1. Развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Выигрыш, находящийся в основе этой выгоды от внешней торговли, обусловливает направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

2. На динамику мирового товарооборота оказывают воздействие многие факторы. Это расширение производства, углубление международного разделения труда, фаза мирового экономического цикла и другие факторы, влияющие на совокупный спрос в развитых стран. Эти страны являются основными экспортерами и импортерами товаров и услуг, причем большая часть их товарооборота приходится на взаимную торговлю. Влияют на динамику мирового товарооборота также кредитование, либерализация внешней торговли, интеграция, валютный курс и другие факторы.

3. Товарная структура международной торговли изменяется в сторону уменьшения доли сырьевых товаров и сельскохозяйственной продукции и увеличения доли продукции обрабатывающих производств, машин, оборудования, а также высокотехнологичных товаров. Также важное место в мировой торговле занимают экспорт и импорт различных услуг.

4. Таможенные тарифы и таможенные пошлины служат инструментами регулирования внешней торговли страны. Они могут быть направлены как на снижение доли импортируемых товаров и увеличения экспорта, так и наоборот. В то же время возможно использование таможенных тарифов и пошлин для стимулирования ввоза необходимых товаров из определенных стран и ограничения импорта из других.

5. Нетарифные барьеры преследуют те же цели, что и тарифы и пошлины, но используют другой подход. Он обеспечивается косвенным влиянием на деятельность компаний, осуществляющих международную торговлю.

6. Государственная монополия внешней торговли обеспечивает интересы экономики страны в целом, не разделяя ее на отдельные хозяйствующие субъекты. Монополия внешней торговли существовала в СССР, реализуя принципы планового управления в международной торговли и не допуская проникновения на отечественный рынок нежелательных иностранных товаров. Монополия внешней торговли может быть полезна развивающимся странам, позволяя им эффективно и в нужных пропорциях стимулировать экспорт и импорт различных товаров.

Литература

1. Закон РФ 5003-1 от 21.05.93 "О таможенном тарифе" (в ред. Федеральных законов от 07.08.1995 N 128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 05.02.1997 N 25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 07.07.2003 N 124-ФЗ, от 08.12.2003 N 159-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2005 N 112-ФЗ, от 08.11.2005 N 144-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.07.2006 N 145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

2. Бард В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Дело, 2006.

3. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Инфра-М, 2005.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: Прогресс, 2006.

5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2005.

6. Кочергина Т.Е. Мировая экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

7. Мамедов О.Ю. Современная экономика: – Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 2005.

8. Сергеев П.В. Мировая экономика. – М.: ДИС, 2006.

9. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2005.

10. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник. – М.: Велби, 2007.

11. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2006.

12. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – №8. – С.21-29

13. Богатырев А.А. Рыночная система / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 15-25.

14. Миляева Л. Внешнеторговая деятельность России: анализ, прогнозы и тенденции. // Вопросы экономики – 2006. – №12. – С. 45-51