Миссия организации

Автор: Андрей Нестеров ✔ 18.11.2019

Нестеров А.К. Миссия организации // Энциклопедия Нестеровых

Каждая организация преследует определенные цели, которые выражаются в миссии – это стратегический ориентир развития предприятия. Миссия всегда отражает приоритеты организации и ее сильные стороны.


Определение миссии организации

Формулировка миссии необходима для того, чтобы определить, в чем заключается основная задача организации и выявить границы бизнеса, в котором работает предприятие.

  • Миссия не несет в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать.
  • Миссия задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Миссия организации – это корректно сформулированное утверждение о том, зачем она существует и чем отличается от других организаций. Это главная цель функционирования организации. Через реализацию миссии организация достигает своих целей.

По своему содержанию, это стратегическое видение развития организации, которое задает жесткие рамки работы, определяет развитие приоритетов и направления совершенствования.

Определение миссии организации предполагает решение 4 задач:

  1. Выявить область действий предприятия;
  2. Определить направление развития;
  3. Обозначить базу для разработки целей организации;
  4. Сформировать концепцию деятельности предприятия.
Важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, для того, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, и персоналу самой организации.

Миссия может также определять, чем компания отличается от других предприятий, действующих на рынке. Для любого предприятия разработка миссии является приоритетным направлением в дальнейшем построении своей деятельности.

В миссии организации описываются продукты, услуги, технология, рынки сбыта компании и отражаются ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения.

Поэтому при разработке миссии организации следует отвечать на конкретные вопросы:

  1. Каким будет бизнес организации?
  2. Какие продукты мы хотим производить?
  3. Кому мы хотим их продавать?
  4. Какими путями организация будет увеличивать ценность своей продукции для потребителей?
  5. Чем мы отличаемся от конкурентов?
Обязательные атрибуты успешной миссии организации

Атрибут миссии

Характеристика

1

Интересы покупателя

Миссия должна содержать информацию о том, как она полезна потребителям, либо как продукт делает жизнь лучше.

2

Уникальность

Миссия должна выделяться среди заявлений конкурентов.

Оригинальность хорошо воспринимается покупателями.

3

Однозначность

Корректно сформулированная миссия не допускает искажения смысла, а смысл воспринимается правильно.

4

Запоминаемость

Лаконичность способствует легкому запоминанию.

5

Реалистичность

Не должно быть никаких преувеличений.

6.

Преимущества

Акцент на отличительных преимуществах товара.

Текст миссии организации должен быть разработан при обязательном участии руководителя компании, но миссию организации должен определять коллектив. Конечно, нет смысла охватывать всех, вплоть до работников охраны и уборщиц. Но представители всех подразделений обязательно должны принять участие в работе. Эта группа должна подготовить проект миссии, сопроводить его небольшим письмом-комментарием, рассказав в нем о цели документа и его структуре, а затем раздать работникам фирмы с просьбой прокомментировать проект и дать предложения по его корректировке. После этого рассмотреть все замечания и предложения и окончательно отредактировать текст миссии и довести его до сведения всех работников.

Итоговый текст миссии должен содержать не более 5 предложений. При этом создается документ, положения которого надо будет выполнять, и это будут оценивать клиенты, акционеры и персонал. Также в процессе формирования миссии обязательно возникнет сложный вопрос о том, чьи интересы важнее: владельцев компании или клиентов. В долгосрочном плане первичны интересы клиентов и в более широком смысле потребности общества, но в суровой реальности среднестатистический руководитель работает по принципу "сначала прибыль, а потом удовлетворение потребностей клиента".

К содержанию

Разработка миссии организации

Разработка миссии предприятия является одним из ключевых аспектов стратегического управления.

Цель разработки миссии: сформировать видение того, что из себя представляет и должна представлять организация, зачем она осуществляет свою основную деятельность и в чьих интересах.

При разработке миссии в качестве опорной точки используют один из факторов.

факторы разработки миссии предприятия

Факторы для разработки миссии организации

Самое важное в разработке миссии предприятия – понимание того, что это компас организации, ее вектор развития и ключевые принципы.

Возьмем для примера салон красоты "Локон".

Для "Локон" примем рассматриваемый период для разработки миссии 10 лет. Сначала дадим ответы на приведенные выше вопросы.

  1. Через 10 лет компания будет заниматься оказанием парикмахерских услуг в крупных масштабах.
  2. "Локон" будет оказывать парикмахерские услуги по всем направлениям, связанным с парикмахерским делом, а также сопутствующие и смежные услуги.
  3. Компания ориентируется в первую очередь на женскую аудиторию. Также клиентами компании являются мужчины.
  4. Для повышения ценности оказываемых услуг в работе используются новейшие технологии и приемы управления.
  5. Фирма оказывает полный комплекс парикмахерских и косметологических услуг.

На основании этого четко сформулируем миссию "Локон":

"Сделать доступным для женщин и мужчин полный комплекс парикмахерских и косметологических услуг с использованием новейших технологий".

Формулировка миссии может быть развернутой и лаконичной.

Миссия определяет стратегические цели организации.

Допустим миссию организации руководство определяет следующим образом: "Занять лидирующую позицию на рынке, охватив все направления производства мебели". Чтобы стать лидером, нужно занять 24% целевого рынка. Соответственно, миссию и ключевые цели организации можно представить следующим образом:

Цели стратегического управления

Миссия и цели организации

Ключевые цели организации должны быть взаимоувязаны между собой и с остальными целями организации. Ключевые цели не накидываются по принципу: "Вот это хорошо было бы сделать. Давайте включим это в список". В первую очередь определяется глобальная цель компании – топ-цель, то есть то, чего нужно достигнуть спустя десять лет. Глобальная цель органично вытекает из миссии компании и представляет собой конкретную формулировку действий. Опираясь на миссию компании, глобальную цель можно сформулировать как "завоевание и удержание лидирующих позиций на рынке парикмахерских и косметологических услуг".

Затем формулируются ключевые цели компании с разделением по направлениям реализации глобальной цели.

Ключевые цели удобно представлять в виде дерева целей, как на схеме выше. "Дерево целей" – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей предприятия, в которой выделены: глобальная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Целями последующих уровней являются цели, способствующие реальному воплощению глобальной цели. Например, такими целями могут быть:

  • увеличение объемов оказываемых услуг;
  • расширение ассортимента;
  • совершенствование работы с клиентами и привлечение новых потребителей;
  • совершенствование внутрифирменных процессов;
  • увеличение занимаемой доли рынка и т.д.

Они и будут являться ключевыми целями компании.

Для их реализации необходимо решить определенные задачи или подцели в рамках достижения глобальной цели. Эти задачи не должны противоречить ни задачам по другим направлениям, ни целям других направлений, ни глобальной цели. Цели следующего порядка также не должны конфликтовать ни между собой, ни с глобальной целью. Залог составления успешной программно-целевой концепции в организации в правильном согласовании всех ее элементов.

Цели и задачи, стоящие перед компанией соответствуют миссии организации. Стратегические цели взаимосвязаны между собой и способствуют достижению главной цели компании. Задачи второго порядка определяются стратегическими целями.

Логическая последовательность такова:

  1. Миссия организации → Генеральная цель
  2. Генеральная цель → Стратегические цели
  3. Стратегические цели → Цели и задачи второго порядка

Например, генеральная цель завоевания положения лидера на целевом рынке может быть достигнута поэтапно. Достижение глобальной цели опирается на увеличение занимаемой доли рынка за счет развития и диверсификации ассортимента. Т.е. миссия предприятия подразумевает экстенсивно-интенсивный путь увеличения занимаемой доли рынка, в рамках которого требуется усовершенствовать имеющиеся товары, повысить эффективность существующих услуг и внедрить новые товары и услуги.

Примеры миссии организации

Турфирма:

Работать так, чтобы с нами сотрудничали не сезон, а годы

Производитель столярных заготовок:

С нашей помощью вы реализуете свой творческий потенциал.

Производитель одежды:

Производим повседневную одежду для всех. Инновации в комплекте.

Магазин товаров для ремонта:

Предложить ассортимент товаров, чтобы каждый мог сделать ремонт и обустройство своего дома.

Мебельная фабрика:

Создаем комфорт для ваших уютных домов и заботимся об удобной мебели.

Производитель продуктов питания:

Производим качественные продукты из натурального сырья.

Продуктовый магазин:

Предложить нашим покупателям товары с лучшим соотношением цены и качества.

Кафе:

Мы должны быть любимы нашими клиентами. Мы должны дарить людям удовольствие. Мы всегда рады видеть людей всех возрастов.

Обойная фабрика:

Мы хотим быть предпочтительным партнером, выпускающим обойную продукцию, в России и странах бывшего Советского Союза. Мы предлагаем нашим клиентам продукцию убедительного качества по приемлемым ценам. Путем снижения затрат и экономического роста мы хотим получить прибыль для усиления наших инновационных возможностей и позиции на рынке. Ценности компании – довольный клиент и мотивированный сотрудник.