Мой любимый писатель Алексей Толстой

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 25.06.2015

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Мой любимый писатель Алексей Толстой [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Алексей Толстой: писатель-фантаст и историк - единство противоположностей.

Какое изобретение человечества является самым главным? Конечно, письменность. Она позволяет узнать много интересного, окунуться в вымышленный мир, наполненный приключениями, изучить историческое прошлое и попытаться предугадать будущее, а также даёт ответы на жизненные вопросы и подсказывает решения различного рода проблем. А писатель – наш главный гид по жизненному пути.

Спектр жанров у А.Н.Толстого очень широкий: от детских сказок и фантастики до размышлений о судьбе страны, о судьбе интеллигенции и историческо-документальных работ. Без его активного участия невозможно представить развитие советской публицистики, литературной критики. Его устам принадлежит главный постулат писательской деятельности: "Без предварительного метода, без страха, художник, бросайся в поток жизни, ощупай вещи своими руками, вдохни, как пахнет пот, переживи сам тысячу человеческих трагедий труда, борьбы, достижений, неудач".

Писатель всегда старался всесторонне изучить человека и создать некий идеал для всех поколений. Ранние его произведения были созданы в первой четверти века. Живя в этот бурно развивающийся период, он часто отказывался от одних своих убеждений и приобретал другие.

Алексей Николаевич родился в Саратовской области в городе Пугачёве. В тысяча девятьсот седьмом году вышла книга подражательных стихов "Лирика", затем романы о жизни поместного дворянства "Чудак", "Две жизни" и "Хромой барин". Большевистская печать увидела в них критику буржуазной действительности и поспешила причислить автора к революционно-демократическим писателям, но это было заблуждением. В годы первой мировой войны Толстой работал военным корреспондентом и писал патриотические рассказы и очерки о мужестве наших солдат. Во время революции он потерял многих родственников, возненавидел большевиков и встал на сторону белых как противников начавшейся в стране сму-ты. В апреле тысяча девятьсот девятнадцатого года Толстой уехал из России сначала во Францию, затем в Германию. В тысяча девятьсот двадцать втором году он разорвал все связи с белой эмиграцией и вернулся в Россию.

За границей началась работа над трилогией "Хождение по мукам": написана первая её часть – роман "Сёстры", в котором было описано русское общество в период между началом первой мировой войны и Октябрьской революцией. Это был "роман о судьбах революционной родины". Завершена трилогия была только в тридцатые годы написанием романов "Восемнадцатый год" и "Хмурое утро". "Хождение по мукам" является глубокомысленным повествованием о пути интеллигенции, о выборе ею своего места в эпоху гражданской войны на примере Телегина, который сразу принял революцию, пережив личную трагедию: его жена потеряла ребёнка во время нападения бандитов ещё до октябрьских событий. Через поиски, через ошибки, через метания они утверждаются, ищут своё место в жизни и находят его. Встав на сторону революции, они начинают активное строительство новой жизни. Хотя последние две части трилогии считают чисто "социальным заказом", они не потеряли всей своей привлекательности в художественном плане из-за высокой точности передачи взаимоотношений между людьми и новой властью.

"Аэлита" – научно-фантастический роман, в котором тема межпланетного полёта даётся в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетённых жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью "заката Европы" Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая марсианского диктатора Тускуба, отстаивающего "цивилизацию лишь для избранных", Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма. В произведении были также предугаданы некоторые научные достижения будущего. "Гиперболоид инженера Гарина" – роман о человеке, использовавшем сверхмощное оружие для захвата мировой власти, перекликается по теме фашизма с "Аэлитой".

Тематика романа "Петр 1" перекликается с тематикой "Хождения по мукам" только тем, что оба романа являются историческими, но автор не очень доверял "голым фактам" и книжно-документальные сведения рассматривал ещё и через призму своих жизненных впечатлений. Во всех произведениях Толстого до читателя доносится мысль об обязательном глубоком познании человека, и Петра он раскрыл досконально и внешне, и внутренне. Его фигура находится на центральном месте в романе, она рассмотрена до мелочей, и за ней тянутся остальные персонажи. Декадентская версия царя-ирода, антихриста, безумца и трагического одиночки отрицается автором, как и образ вечного труженика. Всё мрачное и неприглядное в царе обусловлено тем жестоким временем, в которое он жил. Алексей Николаевич изобразил в книге все сложные переплетения души этого великого правителя. Автор не скрывает безрассудной жестокости самодержца, страшными пытками подавляющего всякое неповиновение себе, силой добивающегося своих целей: "строптивых приковывали к наковальням, бросали в рудники, топили в прудах". Леность и сребролюбие бояр загнали государство в состояние, когда "гниющие члены надо железом отсечь". И Толстой изображает Петра тружеником, который через битьё и собственные ошибки вытащил страну "из болота". По мере развития событий герои романа понимают жизненную необходимость и неизбежность реформ царя. Монолог Петра, который может сказать любой из персонажей, доказывает это: "Мужик ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Страдало мелкое купечество… Торговлишка плохая… А послушаешь, как торгуют в иных землях, – голову бы разбил с досады. Что за Россия, заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?" Для других народов она представлялась трясиной, из которой не выкарабкаться и за сто лет, но Пётр, не смотря ни на что, сделал задуманное, ведь не зря ему довелось "родиться царём в такой стране". В первой книге, охватывающей детство и юность Петра, показано рождение будущего государственного деятеля, "приготовление" к великим свершениям. Во второй книге преобразовательные замыслы царя раскрывают своё положительное начало в первых военных победах, развитии промышленности и градостроительства. В третьей книге подводится итог всем деяниям Петра: происходит победный штурм Нарвы, который доказывает необходимость всех проведённых реформ в армии, экономике и политике.

Произведения Алексея Николаевича Толстого нравятся мне за свою доскональность в описании событий и личностей. Он всегда так описывает каждое действие человека, что читатель сразу понимает, правильно ли поступает тот или иной персонаж. Я вообще люблю историческую литературу как жанр, но он ещё и раскрывал человеческие поступки в такой степени, чтобы читатель находил в себе те изъяны, которые, по мнению писателя, приводят к негативным результатам.