Мой любимый поэт Николай Гумилев

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 25.06.2015

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Мой любимый поэт Николай Гумилев [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Николай Гумилев поэт и путешественник по Африке.

У некоторых народов, родственных славянам и ныне вымерших, существовало понятие "истовик-камень", которое имеет множество фналогичных выражений и у других народов, живущих в наше время.

Оно означает величайшую цель в жизни человека; к этому "камню" человек идёт всю жизнь, чтобы спросить у него: зачем я жил? К нему можно идти вечно, но так и не достигнуть. Познать смысл жизни смогут лишь те, кто сделал что-то великое в своей короткой жизни.

Гумилёв дошёл до своего "истовик-камня", создав свои бессмертные творения, и спросил его о смысле жизни. Для него это был тот мир, который он запечатлел в своих стихах.

Николай Степанович Гумилёв отличался от других поэтов своего времени безразличием к политической обстановке в стране, смене власти, революции, хотя, по мнению многих исследователей, монархистом он оставался до конца. Для него не было разницы между предреволюционной рутиной и послереволюционной смутой. В своих стихах он не погружался в жизнь, а уходил от неё, создавая свой собственный мир, в котором не было места насилию и жестокости. Волшебная страна, в которую погружается читатель после первых строк, настолько прекрасна, что забываешь обо всём; в ней царствует величие природы, стихий, живут невиданные звери, читатель сам перевоплощается в путешественников, моряков и даже птиц и зверей.

В детстве будущий поэт увлекался зоологией и географией, дядя часто рассказывал ему военные истории о его предках, за каждым повествованием мальчик наблюдал по карте. В октябре тысяча девятьсот пятого года на средства родителей была издана первая книга стихов Гумилёва "Путь конквистадора". В ноябре В. Я. Брюсов опубликовал в журнале "Весы" строгую рецензию на этот сборник. В рецензии было и поощрение поэта: "Но в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что это "путь" нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди". Эти фразы сделали своё дело – родился поэт Гумилёв. Родился не потому, что появился сборник, а потому, что был замечен мастером русского модернизма. Николай Степанович четыре раза ездил в Африку для того, чтобы "в новой обстановке найти новые слова".

В тысяча девятьсот тринадцатом году Гумилёв написал статью "Наследие символизма и акмеизм". В ней он рассказывал о сути акмеизма, литературного течения, к которому принадлежал он сам. Акмеизм в переводе с греческого означает высшую степень чего-либо, цветущую пору. Акмеистическое направление зародилось в эпоху революции и выразило социальную усталость, стремление укрыться от бурь в замкнутом круге интимных переживаний. Акмеисты стремились вернуть поэзию к действительности, вытащить её и читателей из мистики символизма, но Николай Степанович не отказался целиком от принципов символистов, а использовал их приёмы наравне с другими формами поэтического воздействия, часто перемещая своих читателей в далёкие страны и переволощая их в редких животных и путешественников. Гумилёв так сформировал один из основных принципов акмеизма: "Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками".

Политических стихов Гумилёв не писал, но у него есть несколько стихов о России, которые больше напоминают легенды о русском народе. "Туркестанские генералы", "Старые усадьбы" и "Городок" – самые яркие из них. Абсолютное большинство его стихов – рассказы о дальних странах, путешественниках, экзотической природе, неизведанных морях и множестве необыкновенных явлений. Более всего мне нравятся стихи об Африке, в которых красочно описана её удивительная природа. "Озеро Чад" – это рассказ жены "могучего вождя", "дочери властительного Чада" о своей цветущей жизни на родной, прекрасной земле и сожалении о предательстве мужа. Образ женщины – одухотворённый символ красоты, душевного здоровья, веры в силу любви. Унижения несчастной во Франции исполнены многозначного смысла: обличение и преступлений европейцев против африканских народов, и моральной деградации жителей большого, равнодушного к человеку города. Главное в стихотворении – это мысль о трагической обречённости естественной гармонии под напором завоевателей.

Муж мой гнался с верным луком

..

И достался смертным мукам.

В стихотворении "Жираф" присутствует иная ситуация. Грустную, тоскующую возлюбленную герой пытается успокоить "сказками таинственных стран".

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

"Цветные паруса корабля", "радостный птичий полёт" – это выражение авторской мечты. Идеал Гумилёва – нечто экзотично-прекрасное, подвижное и красивое. Стихотворение "Попугай" сразу начинается с чудесного перевоплощения:

Я – попугай..

..келье мага.

Многие стихи Гумилёва превращают нас в сказочных персонажей, но здесь это выражено слишком явно. Присутствует в нём и некая философская мысль, что "тайна некрасива". Мнения по этому поводу могут быть различны, но я согласен с Николаем Степановичем.

В "Старом конквистадоре" показаны именно трагические лишения героя. Но он восхвалён вначале как идеал:

как всегда, он дерзок и спокоен,

И не знал ни ужаса ни злости.

Какое-то волнующее чувство владеет поэтом. Блок назвал его "чувство пути". Стихотворение "Капитаны" – рассказ о душевных дерзаниях отважных моряков, о смелых личностях, которые сделали возможным проникновение в чужие страны:

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

Строгая, чеканная интонация стиха выражает торжественное настроение, вызванное героями, вступившими на "дерзостный путь". Стихотворение "Шестое чувство" не посвящёно путешествиям, но вызывает не меньше положительных впечатлений, хотя некоторые несоответствия и вводят в небольшое заблуждение. Привычные для каждого человека ценности: "влюблённое вино", "добрый хлеб" – несколько несовместимы с прилагательными, стоящими перед ними. Грусть навевается мыслью об ограниченности человеческих возможностей:

Но что нам делать с розовой зарёй

..

Что делать нам с бессмертными стихами?

Возникает мечта о "шестом чувстве", которое когда-нибудь изменит, "исправит" грубую, порочную сущность человека. Нагнетается ощущение близкого душевного перелома, имеющего своей целью заставить людей жить в гармонии с окружающей природой. Стихотворение "Заблудившийся трамвай" рассказывает о смещении мест и времён, блуждании "в бездне времён":

Поздно. Уж мы обогнули стену,

..

по трём мостам

Такое путешествие явно относится к разряду экстраординарных явлений, изучаемых квантовой физикой.

Хочется выделить стихотворение "Рабочий", несколько отличающееся от других своим рассказом о трудной участи рабочих России. Ему хочется верить, что его работа будет вознаграждена хотя бы после смерти:

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Хорошо видно, что в стихах поэта не было никакой критики советской власти, но его всё равно обвинили в антиправительственном заговоре. При расстреле Гумилёва чекисты удивлялись его силе духа и самообладанию, а строки про смерть в "щели, утонувшей в диком плюще" можно сказать, что это было пророчество своего конца. Через семь поколений литературоведы нашли в папке гумилёвского "дела" изъятый при аресте клочок бумаги с полустёртой надписью:

Какое отравное зелье

Влилось в моё бытиё!

Мученье моё, веселье,

Святое безумье моё…

Возможно, это последние строки, написанные Гумилёвым.

Из всех поэтов я выбрал Гумилёва потому, что он единственный смог донести до меня смысл его стихов, переживаний и заставил полюбить их.

Смотрите также