ODiplom // Менеджмент // 08.03.2018

Мозговой штурм

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 08.03.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Мозговой штурм [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Чтобы оперативно и оптимально решать проблемы управления, необходимо знать методологию мозгового штурма для разработки и принятия решений.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм является одним из наиболее перспективных методов решения проблем управления.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это командный метод оперативной разработки решений для устранения конкретной управленческой проблемы на основе стимулирования умственной активности участников. Участники мозгового штурма высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Из высказанных идей производится отбор наиболее удачных и эффективных, которые могут быть реализованы на практике.

Метод мозгового штурма является одним из вариантов экспертной оценки и разработки управленческого решения.

Проведение мозгового штурма основано на создании двух групп участников:

  1. Участники, непосредственно предлагающие варианты решения проблемы.
  2. Участники, которые обрабатывают предложенные решения.

Первая группа участников генерирует решения в виде идей, без конкретных механизмов их реализации. Планы и механизмы реализации решений будут составлены позже для тех идей, которые будут отобраны как наиболее целесообразные. Также следует учесть, что вторая группа участников может и не существовать на практике: в некоторых разновидностях мозгового штурма участники сами записывают свои идеи и предложения, а роль второй группы выполняет координатор мозговой атаки. Также иногда применяют индивидуальный подход к методу мозгового штурма: несколько человек по отдельности посвящают некоторую часть своего рабочего времени генерации идей, которые они фиксируют на бумаге, после завершения отведенного времени все идеи обрабатываются координатором мозговой атаки для разработки вариантов решения.

Классический подход к мозговой атаке подразумевает, что в мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и координатор. Перед началом мозгового штурма координатор оглашает четкую формулировку проблемы, подлежащей решению, и цели, которую необходимо достичь при разработке решения. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных должностей, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания должностей, что позволяет исключить психологический фактор "соглашения с начальством".

В начале мозгового штурма, как правило, решения не отличаются высокой оригинальностью, затем шаблонные идеи заканчиваются, и участники начинают генерировать необычные решения. Координатор регистрирует все идеи.

Когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. При этом важна роль координатора, он может вовремя вывести из тупика и вдохнуть свежую идею в процесс, которая может получить развитие после активного обсуждения.

Правила и принципы мозгового штурма

Правила мозгового штурма:

  1. "Краткость – сестра недоразумений!!!" Каждая идея должна быть представлена в завершенном виде.
  2. Главное – количество, а не качество.
  3. "Семеро одного ждут". Не останавливаться на обсуждение идей: нужно генерировать идеи, а не обсуждать.
  4. Держать темп генерации идей.
  5. "Критику прочь!" – не надо судить сгоряча.
  6. Не относиться к очевидному свысока: иногда очевидное решение может быть наилучшим.
  7. "Инициатива не наказуема". Изобретательность в отношении всех идей поощряется.
  8. "Повторенье – мать ученья!" При обсуждении, одинаковые идеи могут оказаться разными или вызвать в разное время различную реакцию.

Принципы мозгового штурма:

  1. Дать определение проблеме.
  2. Разъяснить цель.
  3. Группа может высказывать любые предположения и идеи. Поощряются самые рискованные идеи.
  4. Возможно приведение любых аналогий: из музыки, биологии, литературы и т.п.
  5. Возможно проведение для разминки краткого сеанса для решения общей проблемы.
  6. В ходе мозгового штурма выдвигается столько идей, сколько возможно за короткий интервал времени.
  7. Исключать поступление критических замечаний.
  8. Установить критерии отбора осуществимых идей.
  9. Следует выбрать 10-20 лучших идей, затем провести новый отбор.
  10. После чего нужно выбрать лучшую идею (идеи) из оставшихся.

Мозговой штурм представляет собой мероприятие управленческого характера, в рамках которого стимулируется творческая активность специалистов и других сотрудников компании для выработки идей решения различного рода проблем управления. В рамках данного метода участники должны высказать как можно большее количество вариантов решения поставленной задачи, даже самых неординарных. На основе результатов мозгового штурма отбираются наиболее эффективные идеи для устранения проблем управления в организации.

Технология мозгового штурма

В соответствии с механизмом организации мозгового штурма и принципами его проведения можно отобразить структурную схему данной управленческой технологии.

В основу технологии мозгового штурма закладываются несколько базовых элементов, которые представлены экспертами, участвующими в мозговой атаке, потенциальными идеями, экспертами, участвующие в отборе наиболее действенных идей, и идеями, которые выносятся на утверждение по их реализации.

Технология мозгового штурма

Технология мозгового штурма

В соответствии с этой схемой мозговой штурм проводится на практике. По сути, метод мозгового штурма представляет собой непрерывный в течение определенного интервала времени процесс генерации идей, которые потом закладываются в основу решения проблемы управления, заложенной в цели и задачах мозговой атаки.

Однако на практике применение метода мозгового штурма часто сопряжено с определенными проблемами. Кроме того, существуют несколько разновидностей мозговой атаки, которые более действенны, чем классический подход.

Ошибки при мозговом штурме

Основная цель мозгового штурма – помочь участникам "расковать" сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи. Суть проблемы заключается в том, что, несмотря на большое количество существующих методик мозговой атаки, разработанных для различных условий проведения, целей, задач, а также относительно специфики участников, во многих компаниях мозговой штурм не воспринимается как самостоятельный метод, который можно использовать для решения проблем. Поэтому совершаются серьезные ошибки, которые ведут к потере всех полезных достижений в рамках проведенной мозговой атаки – т.е. либо впустую, либо не вырабатываются действенные идеи. В результате данная методика забрасывается как неэффективная.

Основные ошибки в использовании метода мозгового штурма на практике.

Ошибки при мозговом штурме

Ошибка

Описание

1

Смешение мозгового штурма и совещания

Часто процедура мозгового штурма организуется примерно так: собрались менеджеры по персоналу, посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации, посмеялись, и выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговой штурм проводится в виде некоего развязного совещания а-ля философские посиделки на кухне.

Ошибка в том, что – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде координатора "Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм" по определению не может дать нового качества идей. А это то, что на самом деле требуется, если обсуждается сложная профессиональная проблема.

2

Сложная задача не раздроблена на более простые

О том, что задачи бывают очень разных уровней сложности, часто забывают при решении проблем управления. Условно говоря, простая задача низкого уровня сложности придумать слоган для рыбного киоска на рынке. А если проблема сложнее? С этой целью используют классификацию творческих задач Г.С. Альтшуллера.

Например, "разработать стратегию рекламной кампании". Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: "Как найти рекламное агентство?", "Как организовать работу со СМИ?" "Как пресечь действия конкурентов?" и т.п. Причем первые две явно не требуют мозговой атаки, а вот по третьей стоит организовать длительный мозговой штурм и найти неординарные идеи. С другой стороны, если проблему по разработке рекламной кампании попытаться штурмовать мозговой атакой в формулировке "Как победить конкурентов", то в результате и получится на выходе что-нибудь вроде "устроить погромы магазинов конкурентов".

Поэтому мозговой штурм эффективен при решении относительно простых задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии дробления на подзадачи. Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают. Однако для этого нужно выделять принципиальные подзадачи, для решения которых не требуется мозговой штурм.

3

"Пусть каждый выскажется!"

Ряд специалистов считает, что перед мозговым штурмом нужно выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. Например, идеи высказываются по очереди, по кругу, либо мозговым штурмом руководит координатор, вызывая участников по именам.

Ошибка в том, что на практике это невозможно. Сам факт наличия жесткого регламента противоречит концепции мозговой атаки. Один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Например, в рамках мозговой атаки по открытию нового кафе кричат примерно следующее: "Туфелька Золушки", "Тыква", "Кафе в виде тыквы" и прочие бессвязности. Цель штурма достигнута – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.

Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент уничтожат всю процедуру на корню.

4

Отсутствие регламента

Казалось бы, это противоречие предыдущей ошибке. Однако, наличие регламента необходимо, но несколько для других целей.

Во-первых, создать порядок проведения атаки: когда, во-сколько, сколько времени планируется уделить, критерии отбора потенциальных идей, критерии отбора лучших идей и т.п.

Во-вторых, исключить посторонние идеи, не связанные с поставленной перед мозговой атакой целью и задачами.