Начало урока

Автор: Ирина Нестерова ✔ 18.03.2019

Нестерова И.А. Начало урока // Энциклопедия Нестеровых

Современный урок состоит из нескольких этапов. Каждый из них крайне важен для реализации плана урока. Начало урока требует от учителя сосредоточенности на постановке ключевых целей и формулировки задач предстоящего урока.

Этапы современного урока

технологическая карта урока

Современный урок настроен на высокую производительность и эффективность. В этой связи важную роль играют каждый этап урока и их планирование. Для начала определимся с пониманием термина урок. Современная дидактика позиционирует его как основную форму организации учебной деятельности.

Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Современный урок состоит из нескольких этапов, которые регламентированы ФГОС.

  • Мотивирование на учебную деятельность
  • Актуализация знаний
  • Целеполагание, постановка проблемы
  • Поиск путей решения проблемы
  • Решение проблемы
  • Самостоятельная работа с использованием
  • Коррекция полученных знаний
  • Систематизация знаний
  • Объяснение домашнего задания
  • Оценивание
  • Рефлексия учебной деятельности

Начало урока включает в себя следующие этапы:

  1. Мотивирование на учебную деятельность
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание, постановка проблемы
  4. Проверка домашнего задания.

Подходы к началу урока

От того, как учитель начнет урок, зависит его эффективность. Очень сложно настроить класс на рабочий лад. У современных учащихся проблемы со вниманием, которые усугубляют многочисленные гаджеты, с которыми они ходят на уроки.

Для большинства педагогов урок начинается со сбора отвлекающих гаджетов, которые могут свести на нет все старания педагога. Очень важным для начала урока является приветствие. Оно может быть кратким "Здравствуйте", эпиграммой, цитатой по теме урока или позитивным мотивирующим стихотворением. Главное – привлечь внимание учащихся к теме урока. Форма приветствия во многом зависит от возраста учеников и от того какой по счету у детей урок.

Крайне важен в начале урока организационный момент. Он призван настроить школьников на рабочий лад. Необходимо, чтобы каждая минута урока была потрачена с пользой.

Организационный этап – это краткий отрезок урока, который определяет весь психологический настрой урока.

Организационный момент урока включает в себя следующее:

  • Предварительная организация класса;
  • Мобилизирующее начало урока;
  • Актуализация знаний учащихся.

В начале урока использование стихов и цитат может быть реализовано как самим учителем, так и учителем совместно с учащимися.

Реализация приветствия

Приветствие, реализуемое самим учителем

Приветствие, реализуемое учителем совместно с учащимися

1

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Ребята, предлагаю поиграть в игру "Ссора". Повернитесь друг к другу спинами, руки на пояс или за спиной, притопывайте ногами.
-Грустно, когда друзья в ссоре. С чего начинается всякая дружба?
- С улыбки!
- Давайте улыбнёмся друг другу, повернитесь лицом к своему однокласснику и произнесите слова, как сказал поэт чтоб: "… на капельку солнца прибавилось в мире.
Чтоб на капельку счастья прибавилось в мире.
Чтоб на капельку радостней сделалась наша жизнь."
( Дети улыбаются, протягивают друг другу руки)

2

"Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…" (Ж.Ж.Руссо)

На фоне музыки:

- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

3

Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Ребята, а каким вы хотели видеть сегодня наш урок....

-Придумайте пожелания на букву..

-Покажите с каким настроением вы пришли на урок (показывают свои эмоции), некоторые могут прокомментировать их по желанию или поделиться с соседом.

Образовательный стандарт второго поколения предусматривает формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий (УУД). В начале урока приветствуется самостоятельная формулировка темы, проблемы урока и мог самостоятельно определить для себя учебные задачи.

Особенность начального этапа урока состоит в том, что его структура и приемы во многом зависят от того, какой интерес учитель планирует вызвать у учащихся. Именно это определяет приветственные фразы и организационный момент урока. При произвольном внимании человек сразу осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Но с детьми все намного сложнее. Эффективно провести организационный момент может не каждый педагог. Его задача вызвать непроизвольный интерес.

Важное место в начале урока занимает актуализация знаний учащихся. Под актуализацией действующий ФГОС подразумевает умение педагога актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока и подготовить учащихся к работе на уроке.

Актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут. Этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач начала урока.

Содержательная сторона актуализации урока включает в себя организацию действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока. В процессе актуализации знаний высокую эффективность показывают игровые приемы.

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит:

  • в виде опроса,
  • в виде проверочной самостоятельной работы,
  • посредством призывов "вспомнить", "подумать", "предложить".
  • путем использования технологии развития критического мышления,
  • путем использования теории решения исследовательских задач.

Примеры начала уроков

Для наглядности следует привести несколько примеров организации начального этапа урока с целью иллюстрации его роли в образовательном процессе

Начало урока по русскому языку в 5 классе

Ход урока

Приветствие:

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

Организационный момент:

Дорогие ребята давайте узнаем все ли на месте? Поднимитесь, улыбнитесь, назовитесь.

Актуализация знаний:

Каждый урок русского языка начинаем с лингвистической разминки.

Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое:

барыня

пальто

лейка

подвода

мошкара

стирка

приказ

каркас

Начало урока литературы 8 класс

Ход урока

Приветствие:

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Организационный момент:

Организация внимания учащихся. Перекличка учащихся.

Актуализация знаний:

На доске плакат с портретом А.С, Пушкина и иллюстрации к повести "Метель". Учитель задает учащимся ряд вопросов, ко торые требуют ответа да-нет.