Налоги и их роль в развитии экономики

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Финансы и кредит

Опубликовано: 14.01.2013

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Налоги и их роль в развитии экономики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье автор указывает на необходимость постоянного корректирования налоговой политики с целью определения оптимального баланса между стимулированием, сдерживанием и контролем экономической деятельности с целью обеспечения сбалансированного развития всех отраслей экономики.

Одним из государственных инструментов стимулирования экономического роста являются налоги. Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни населения.

Казалось бы, налоги только уменьшают прибыль предприятий и физических лиц и должны восприниматься негативно. Но существуют два инструмента: ставки и льготы, – которые могут весьма эффективно стимулировать экономический рост за счет стимулирования развития рыночных отношений. В условиях рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста в стране.

Если налоговая политика будет иметь перманентный характер, то рано или поздно произойдет перегрев экономики, чрезмерно возрастет нелегальный бизнес или появятся диспропорции между отдельными секторами экономики.

Понятие и сущность налогов

Налог – это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени.

Согласно Налоговому Кодексу РФ "налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований".

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, – принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику, – обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения налоговой политики.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается в задачах, которые решают налоги.

Основной задачей налогов выступает формирование денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды. Другая задача налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке.

Налоговая система – это целостное экономическое состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами и находящихся в определенной связи между собой.

Налоговая система ­ это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система РФ представляет собой, во-первых, совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать организацию и контроль налоговых поступлений в бюджетную систему.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

– виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

– основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– правила установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Сущность налоговой системы проявляется в следующем:

1) постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) стремление к построению налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории.

Структура налоговой системы – это соотношение отдельных налогов, формирующих систему налогов и являющихся доходной частью бюджетов различных уровней.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.

3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Виды налогов

Налоги и сборы классифицируются по многим признакам. Формирование налоговых доходов государства имеет многоуровневый характер. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.

Система налогов Российской Федерации

Рис. 1. Система налогов Российской федерации

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам относятся:

– налог на прибыль организаций;

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы;

– единый социальный налог;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– водный налог;

– государственная пошлина;

– налог на доходы физических лиц.

Региональные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

– налог на имущество организаций;

– налог на игорный бизнес;

– транспортный налог.

Местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц.

Также наиболее распространено деление налогов на следующие группы:

– по объекту обложения – прямые и косвенные;

– по порядку использования – общие и специальные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли и др.) или со стоимости имущества (земли, дома, оборудования и т.д.) налогоплательщика.

По сравнению с косвенными налогами эта форма обложения более прогрессивная, так как учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Здесь налог взимается на стадии получения дохода. Кроме того, при прямом обложении налогоплательщик точно знает сумму своего налога. Ставки прямых налогов могут быть прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги – это налоги, взимаемые с отдельных видов имущества на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемых у источника дохода или по декларации. При личном обложении в отличие от реального объекты учитываются индивидуально для каждого плательщика, во внимание принимается и его финансовое положение (например, состав семьи, задолженность и т.п.).

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

В отличие от прямых косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения здесь служат товары, как правило, личного потребления. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является в действительности только сборщиком налога. Косвенные налоги могут быть двух видов: акцизы и таможенные пошлины.

Акциз – косвенный налог на товары и услуги. По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара. Универсальный акциз – это налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги.

Таким образом, разница между прямым и косвенным налогообложением заключается в следующем:

– прямое налогообложение – непосредственное налогообложение физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

– косвенное налогообложение – налогообложение, бремя которого несут лица и организации, непосредственно не уплачивающие налоги.

Таким образом, представляется, что между двумя этими видами налогообложения должен существовать определенный баланс. И задачей государства при проведении налоговой политики является именно поддержание баланса за счет того, что прямое налогообложение используется для уравнительных целей, тогда как косвенное налогообложение используется для эффективного получения поступлений в бюджет.

Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Также выделяют количественные, закрепленные, регулирующие и регулярные налоги.

Количественные (долевые) налоги исходят из возможности налогоплательщика заплатить налог, так как непосредственно или косвенно учитывают доходы плательщика.

Закрепленные налоги – налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенные пошлины служат источником федерального бюджета РФ.

Регулирующие налоги – налоги, которые ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, на пример, акцизы. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

Регулярные (систематические) налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход.

Роль налоговой политики в регулировании экономики

Налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка налоговой политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Мировой практикой доказано, что:

– налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

– основой налоговой базы должны выступать прямые налоги;

– превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

– косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;

– высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

– в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Результатом реализации налоговой политики является возможность использования правительством приемов налогового регулирования. Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения:

– вида налогов;

– налоговых ставок;

– установления налоговых льгот, т.е. частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов;

– понижения или повышения общего уровня налогообложения;

– отчислений в бюджет.

При этом следует отметить, что налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

Налоговое регулирование является основой для государственного управления рынком. Государственное управление рынком – это регулирующее воздействие государства на рынок и рыночные отношения, осуществляемое с помощью системы налогов и ограничений. При этом выделяется три основных направления воздействия государства на рынок и рыночные отношения:

– стимулирование с целью повышения предпринимательской активности в период спада экономики или при наличии возможности экономического роста;

– сдерживание темпов экономического развития с целью предотвращения "перегрева" экономики;

– контролирование развития отдельных отраслей экономики и/или крупных предприятий с целью изменения структурных пропорций экономики, ликвидации диспропорций в экономическом развитии и развития всех секторов экономики.

Регулирующая роль налоговой политики проявляется через функции налогов. Выделяют следующие функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, воспроизводственную, поощрительную.

Фискальная функция позволяет реализовать главную цель налогообложения – изъять средства налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства в объемах, необходимых для исполнения бюджета.

Распределительная функция, которую иногда называют социальной, состоит в перераспределении доходов, получаемых различными слоями населения. Выполнять такую функцию позволяют акцизы на отдельные виды товаров, механизм прогрессивного налогообложения и др.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство регулирует экономику. Это достигается использованием дифференцированных налоговых ставок, льгот, преференций, штрафов, позволяющих влиять на развитие различных отраслей, производств, видов предпринимательской деятельности.

Контрольная функция означает, что посредством налогов государственные органы имеют возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, их источники доходов и направления расходования средств, а также обеспечивает правильное и своевременное осуществление налоговых платежей. Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Воспроизводственная функция позволяет формировать целевые бюджетные фонды для воспроизводства природных ресурсов и развития определенных сфер национальной экономики. Эту функцию несут в себе налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

Поощрительная функция налогов имеет социальную направленность и предусматривает использование особого порядка налогообложения определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом. Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Рассматривая налоговую политику РФ на современном этапе развития экономики страны, следует отметить, что в настоящее время все краткосрочные меры, предпринимаемые правительством РФ, направлены на борьбу и ликвидацию последствий мирового финансового кризиса. В то же время правительство не меняет стратегический курс налоговой политики, который направлен на повышение темпов экономического роста, снижению диспропорций в различных отраслях экономики, повышение материального благосостояния граждан и повышение роли местных и региональных бюджетов. Цели дальнейшего развития налоговой политики в нашей стране ориентируются, прежде всего, на повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны, развитии всех секторов экономики и стимулировании развития наукоемких технологий в противовес добывающей промышленности.

Роль налогов в регулировании темпов экономического роста

Центральной проблемой для экономики России является увеличение темпов экономического роста, которые зависят в основном от инвестиций. Внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы. От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе. Таким образом, налоговая система играет важную роль в развитии экономической системы.

Приоритеты развития налоговой системы страны меняются, в ходе реформирования уточняются методы достижения конечных целей. Поэтому в принятые главы кодекса ежегодно вносятся многочисленные поправки, носящие принципиальный характер.

В отличие от многих зарубежных стран, в которых проводилось реформирование налогового законодательства и публиковались соответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулирования инвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике в России практически нет. Принимая во внимание практическое отсутствие опубликованных отечественных исследований по указанной проблеме, возникает необходимость в оценке масштабных налоговых изменений, осуществленных в Российской Федерации с точки зрения их влияния на стимулирование инвестиций. При этом важно ответить на вопрос: как и в какой мере изменение налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?

Совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля. Важное значение в развитии экономики России и стимулировании инвестиционной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников и т.д.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг, занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

С начала перехода России к рыночной экономике начинается многоэтапный процесс развития налогообложения, в частности налогообложения индивидуального предпринимательства. Поддержка государством индивидуальной предпринимательской деятельности эффективно воздействуют на рост доходов осуществляющих ее граждан и, как следствие, на рост поступлений налогов от них в бюджет. Важную роль в налогообложении предпринимательской деятельности играет налог на прибыль, и поэтому для определения основных направлений совершенствования механизма налогообложения предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли.

Перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации связывается с оптимизацией налога на прибыль.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Первым рычагом налогового регулирования государство воспользовалось в достаточной степени, уменьшив в 2002 году ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Ставка налога на прибыль в 24% создала потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике. Резкое снижение ставки было призвано разово стимулировать перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

С 1 января 2009 года Правительство РФ снизила ставку налога на прибыль еще на 4%. Теперь налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. При этом произошло снижение доли, уплачиваемой в федеральный бюджет на 4,5%, и увеличение доли, уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ на 0,5%.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота. Основными характеристиками новой налоговой системы должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства. Ликвидировав практически все льготы по налогу на прибыль, государство лишило себя одного из двух налоговых рычагов.

Одной из основных проблем современной российской экономики является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одна из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. Следовательно, важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия.

Для нашей же страны более актуален вариант льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в виде некоторого процента от прироста расходов на НИОКР может быть дополнительной льготой, стимулирующей расширение НИОКР, но вариант основной инновационной льготы должен быть следующий: вычет расходов на НИОКР в полном объеме из доходов в первый год их проведения; в последующие периоды меньше.

Итак, если на данном этапе необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы неправильно вести речь только о восстановлении инвестиционной льготы: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

Выводы

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на экономику страны. Налоги играют важную роль в развитии экономики, что проявляется, в первую очередь, через функции налогов. Возможность посредством налоговой политики стимулировать, сдерживать и контролировать развитие экономики является отличительной чертой налогов на современном этапе экономического развития.

Ключевым звеном механизма поддержки и развития экономики является налоговая система. В настоящее время необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку российских предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный российский исторический опыт. Задачей такой программы является повышение стимулирования предприятий к применению инноваций, которые служат отправной точкой для повышения эффективности работы предприятия. Повышая эффективность, предприятие увеличивает свои объемы прибыли, следовательно, увеличивается объем налогов, уплачиваемых в бюджет.

Государственная поддержка развития экономики через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему. Это основной и к тому же наиболее часто применяемый в развитых государствах метод.

Использование эффективной налоговой системы позволит отечественной экономике перейти на новый этап развития. Создание такой системы является одной из стратегических задач, стоящих перед налоговой политикой нашей страны.

Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечение финансовой базы экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. В этом залог успешного создания фундамента экономического роста.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый Кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

3. Алиев Б.Х. Теория и история налогообложения. – СПб: Питер, 2006.

4. Барда В.С. Налоги в условиях экономической интеграции. – М.: КноРус, 2007.

5. Бюджетная система Российской Федерации. / Под. ред. М.В.Романовского. – М.: Вильямс, 2008.

6. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2008.

7. Дж.Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2007.

8. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб: Питер, 2009.

10. Ильин А. И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2007.

11. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2005.

12. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. – М.: Дело, 2008.

13. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

14. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: ДИС, 2008.

15. Развитие корпораций в экономике России / В.А. Динес, В.М. Ларин, С.А. Шувалов, С.А. Жданов / Под ред. В.М. Ларина. – Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2005.

16. Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

17. Соколов А.А. Теория налогов. – М.: Инфра-М, 2008.

18. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в вопросах и ответах. – М.: Инфра-М, 2008.

19. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста // Финансы. – 2005. – № 2.– С. 44-49.