ODiplom // Финансы и кредит // 04.01.2017
ODiplom // Финансы и кредит // 04.01.2017
Библиографическое описание:
Нестеров А.К. Налоговый контроль [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru
В современных условиях налоговый контроль осуществляется государством с учетом создания условий, в которых налогоплательщики могут добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из основных направлений организации налогового контроля является уменьшение количества фактов уклонения от уплаты налогов, что непосредственно возложено на органы налогового контроля.
Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.
В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.
Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.
Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.
Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.
Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Цели налогового контроля показаны на рисунке 1
Рисунок 1. – Цели налогового контроля
Формы налогового контроля включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и мониторинг.
Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).
Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.
Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:
В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.
В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.
Методы налогового контроля представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. – Методы налогового контроля
Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.
Следовательно, документарный метод налогового контроля в рамках данного регламента предполагает проведение формальных, учетных, юридических проверок, а также экономического анализа.
Фактический метод налогового контроля, напротив, оперирует иными категориями, в частности, учетом налогоплательщиков, показаниями свидетелей, опросами экспертов и т.п. данными.
Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.
№ |
Признак |
Виды |
---|---|---|
1. |
Виды налогового контроля в зависимости от времени проведения |
|
2. |
Виды налогового контроля в зависимости от субъекта |
|
3. |
Виды налогового контроля в зависимости от места проведения |
|
Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.
Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.
Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.
Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.
Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.
Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.
Литература