Народное море в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 13.12.2015

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Народное море в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Взгляды Некрасова на крестьянскую жизнь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" была начата Некрасовым в 1863 году и писалась им до самой смерти. Прошло два года после отмены крепостного права. Ошибки российских реформаторов стали проявляться все ярче и ярче. Стало очевидно, что многое в Манифесте было направлено на поддержку крепостников. Помещики сохранили право собственности на все земли. Согласно "Общему положению о крестьянах от февраля 1861 года "Крестьянин получал надел, за который обязан отрабатывать в пользу помещика определенные повинности работой или деньгами...". Это мешало русскому мужику развивать свое хозяйство. Это отражено в поэме Николая Алексеевича Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Голос крестьянина звучит устало и с нотками безнадеги:

Добра ты царска грамота,
Да не про нас ты писана...

народное море в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Начиная работу над поэмой, Н.А. Некрасов ставил перед собой задачу создать книгу, в которой была бы изображена полная картина народной жизни безо всякой лжи и прикрас. В поэме Некрасову удалось создать образ современной ему России глазами всех сословий. Произведение как мозаика, кусочек к кусочку, судьба к судьбе, и вот уже перед нами эпичное произведение показывающее все "бушующее народное море".

Трещит крестьянский пуп!
Под солнышком без шапочек,
В поту, в грязи по макушку
Осокою изрезаны,
Болотным гадом-мошкою
Изъеденные в кровь, –
Небось мы тут красивее?

Русский мужик трудолюбив. Работая, он не думает, что силы надоровет. Труд делает крестьянина похожим на русскую матушку-землю.

Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.

Крестьянин работает самозабвенно, забывая о все невзгодах. Если труд в радость, то и песня льется из уст работяги. Крестьянский труд не ставит разницы между мужчиной и женщиной. Женщины работают наравне с мужчинами.

Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные,
Господь прибавь им сил!

Русский крестьянин никогда с работой не расстанется. Барин был – работай на барина. Нет барина – работай, чтобы себя прокормить. Таким образом, в поэме показано, что русский мужик "трудом венчан".

Но не только трудолюбие, но и пьянство характерно русскому мужику. Некрасов с грустью отмечает, что "на пьяного крестьянина грустно глядеть". Поэт соединяет в русском мужике две противоположности: пьянство и трудолюбие.

Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..

Одновременно с осуждением пьянства, чувствуется и понимание его мотивов. В жизни крестьянина мало радости. Непосильный труд, голодная семья. А если уж беда случиться, то родных прокормить некому. А вдруг пожар в деревне?

Но не всякий мужик пьет с горя. Пьют и потому что любят пить.

Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось, соскочит дурь!

Но, несмотря на все тяготы жизни душа крестьянина прекрасна. В ней живет поэзия. Это очевидно из описания и особенностей персонажа Яким Нагой. Стоит только присмотреться – и удивишься, насколько это сложная личность. Но, непосильный труд истощил пекаря,

Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.

Отсутствие просвета в жизни, надежды подтолкнуло Якима к пьянству:

Пиши: В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..

Однако Яким не только трудяга, но и умный и образованный человек. Об этом свидетельствует следующее:

Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.

Глупый необразованный человек с купцом бы тягаться явно не стал. Кроме того, Яким не чурался красоты. В его убогом доме множество картин. Простые картины радуют сердце старика. Эти картиночки для Якима дороже всяких денег. Во время пожара Яким не деньги, за всю жизнь накопленные, бросается спасать, а картиночки со стен снимает.

Некрасов подчеркивает, что общей своей массе крестьяне люди необразованные. В книжной лавке наибольшей популярностью пользовалась зарубежная беллетристика, а не отечественная классика.

Спустил по сотне Блюхера,
Архимандрита Фотия,
Разбойника Сипко,
Сбыл книги: "Шут Балакирев"
И "Английский милорд"...

Некрасов сетует на то, что русский мужик не Гоголя или Пушкина несет с базара. Но грех ругать крестьянина. Он обладает ангельским терпением и сносит все, что готовит ему судьба:

У каждого крестьянина
Душа что туча черная –
Гневна, грозна, – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А всё вином кончается.
Пошла по жилам чарочка –
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!

Терпение не вечно, но крестьянин все еще через чур забит и боязлив. Нет у него воли заявить свои права на землю: "Пьем – значит, силу чувствуем"! Ведь характер крестьянина формировался при крепостном праве. Подчинение помещику полностью подорвало личную инициативу. Пока что единственный протест против беспредела – пьянство.

В поэме Некрасова отражен, тот факт, что крестьянин – жертва крепостного права. Мужик вынужден подчиняться таким самодурам как Оболт-Оболдуев:

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

После отмены крепостного права ситуация изменилась далеко не везде в пользу крестьян. Яркий пример- помещик Утятин. К старости он почти потерял человеческий образ:

Худой! Как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Даже после манифеста не захотел он отпускать крестьян. Его сыновья обманули мужиков лишив их земель. Однако не только крестьяне, но и помещики стали жертвами крепостного права. Лишились они покоя. Крестьяне уже не так безприкословно подчинялись воле барина. Правду Некрасов говорил:

Порвалась цепь великая –
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески
Не милуем его.

Крестьянин должен возмутиться против этого беспредела. Но кто же поведет за собой эту мощную силу? Образ будущего крестьянского вождя Некрасов создает в виде Гриши Добросклонова. Не зря жители Вахлатчины ценят и уважают его и помогают поступить в семинарию. Гришка молод и силен, но жизнь его тяжела:

У Гриши – кость широкая,
Но сильно исхудалое
Лицо – их недокармливал
Хапуга-эконом.

Крестьяне чувствовали душевную красоту Добросклонова. Поет он самозабвенно, мечтает, что "...будет жить для счастья убогого и темного родного уголка". Однако Некрасов уже знает какая судьба ему уготована:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но именно с него начинается путь русского крестьянина к истинной свободе. После прочтения поэму "Кому на Руси жить хорошо" приходит понимание того, что только Некрасов мог так тонко объединить в единую канву повествования столь разных персонажей. Чувствуется, что поэт верит в русский народ:

В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Но Некрасов понимает, что не каждый мужик может отказаться от привычки быть рабом. Пример этому – лакей Ипат. Вся его жизнь строилась на потакании безнравственности и жестокости барина. Он с умилением рассказывал:

Как был я мал, наш князюшка
Меня рукою собственной
В тележку запрягал;
Достиг я резвой младости:
Приехал в отпуск князюшка
И, подгулявши, выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби!
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет –
И водки поднесет.

Но в конце поэмы поэт с надеждой говорит "Еще народу русскому пределы не поставлены"... Русский крестьянин станет свободным не только от барина, но и от своих предрассудков.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" – несомненно, вершина творчества Некрасова. В эпопее сконцентрировано все, что, он хотел сказать о русском народе.