ODiplom // Блог // 04.01.2017

Неон-нуар

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Блог

Опубликовано: 04.01.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Неон-нуар [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Неон-нуар являет собой достаточно новое и редкое направление в культуре, несмотря на то, что корни лежат в очень известном всем классическом нуаре. Именно неизученность данного направления позволяет неон-нуару стать новым направлением для культурологических исследований.

В настоящее время в культуре действует множество различных течений. Каждое из которых обладает уникальными особенностями позволяющими оставить след на определенной эпохе. Одним из таких культурных направлений можно назвать нуар и все его подвиды.

Нуар получил свое название от французского Noir (черный). "Film noir" – "черный фильм", именно так в 1946 году охарактеризовали французские кинокритики направление американского кино [].

Важно подчеркнуть, что в фильмах нуар любой направленности сюжет всегда детективный. Вспомним хотя бы знаменитые фильмы Альфреда Хичкока или культовый фильм 1947 года "Леди в озере". На жанре нуар выросло не одно поколение киноманов, однако, будучи весьма консервативным направлением нуар обрастает различными направлениями, такими как неон-нуар, аниме-нуар и т.д. Самым спорным жанром современного нуара, несомненно можно назвать неон-нуар.

Понятие неон-нуар

В современной культуре появляются новые направления в искусстве. Одним из них, несомненно, является "неон-нуар". Большинство современных российских культурологов и искусствоведов не признают неон – нуар как направление искусства, считая его псевдо культурным направлением. По их мнению современный неон-нуар нельзя назвать жанром как таковым. Это скорее набор каких-то признаков, штампов, часто крайне субъективных ощущений и впечатлений, которые присутствуют в тех или иных продуктах масс-культуры. Но во всех них есть то самое настроение [11].

Суть неон-нуара, отражается в его смысловом и визуальном отображении. Основа неон-нуара как городского направления нео-культуры отражена на рисунке ниже.

город в неон-нуаре

Рисунок 1. Город в неон-нуаре

Сложные связки этих идей с образом города можно найти едва ли не в Античности и Возрождении, хотя в неон-нуар они приходят через экспрессионизм от символистов и декадентов fin de siecle [3].

Неон-нуар характерен для отражения американской действительности в арт-обработке, направленной на гиперболизацию ночной жизни. Город неон-нуара с осыпанными огнями высотками Чикаго и Лос-Анджелеса прямо противопоставлен традиционной одноэтажной Америке, которая имеет место в фильмах Гриффита и Форда.

Одним из приемов характерным для неон-нуара является использование света и линий. Вертикали и косые дестабилизируют кадр, внося в него напряжение и нервозность, свет в такой среде падает причудливыми формами и линиями, словно от него пытаются защититься.

В последние годы в фильмах в стиле неон-нуар произошли некоторые изменения, так на смену барам из неон-нуара, пришли ночные клубы, вместо джаз-бэнда наевшийся кислоты диджей, а вместо глубоких теней глухих переулков – неверный свет стробоскопов [6].

А начался неон-нуар в такой сфере искусства как кинематограф, по мнению ряда исследователей, с "Драйва" Николаса Виндинг Рефна. И хотя "Вход в пустоту" вышел на два года раньше, тем не менее, началось все с "Драйва" [10].

особенности неон-нуара в кино

Рисунок 2. Особенности неон-нуара

Рассмотрим ключевые особенности фильмов в стиле неон-нуар на пример фильма с Районом Госслингом "Драйв". Итак, город прожорлив. Его жизнь отравлена кислотой яркого света и неоновых огней. Герои фильма творят бесчинства в огнях клубов и дорог. Главной чертой фильмов в стиле неон-нуар несомненно является элемент насилия и жестокости. В них присутствует явная антитеза между светом и яркостью огней и тьмой подлости, смерти и предательства. В фильмах снятых в стиле неон-нуар чуствуется безысходность. Надежды на счастливый конец ждать не приходится. Герои с первой минуты уже в крепкой петле, которая дальше лишь сильнее затягивается.

Герои теряют свои имена и скрывают лица красочными масками. Водителя, сыгранного Райаном Гослингом, никак не зовут, а главная героиня "Особо опасны" сокращается из Офелии до О. Персонажа "Отвязных каникул", выводящего героинь из полицейского участка на солнечный свет, оборачивающийся нескончаемой неоновой ночью, зовут Элиэн, а героям "Горячей линии Майами" фанаты игры были вынуждены сами придумывать имена.

Отражение субъективности восприятия, ход мыслей, страхи помогают зрителю вжиться, прочувствовать атмосферу безысходности. Загадочность главного персонажа и возможный переход роли к другим лицам является ключевой особенностью сюжета. Например, жертва может оказаться нападающим, детектив может стать преследуемым, так и наоборот – детектив может оказать как жертвой, так и преступником. И все-таки, традиционная сценарий включает в себя классический треугольник: детектив, жертва и убийца, вполне разумно считать детектива главным действующим лицом, но в жанре умышленно нарушается это правило.

Чувство вины является тем единственным звеном, которое объединяет героев фильма в стиле неон-нуар. Герои крайне одиноки и часто бесполезны для обществаи ли вовсе для него опастны.

Датский писатель и режиссер Николас Виндинг Рефн заработал довольно прочную репутацию среди создателей необычных фильмов, которым удается удачно балансирование между Арт-хаусом и неон-нуаром.

Сюжет фильма следующий: Джулиан уезжает из США в Таиланд. Уехать из родной страны его заставило бегство от правосудия. В Америке он совершил убийство своего отца. По приезду в Бангкок Джулиан открывает клуб Тайского бокса. Но обучение единоборствам не основная его деятельность, под прикрытием клуба, он занимается контрабандой наркотиков.

Бизнес работает, клуб надёжно прикрывает его деятельность, идилию портит необдуманные действия его брата Билли. Последний, в пылу, чувствую безнаказанность, убивает Тайскую проститутку. За что незамедлительно лишается своей жизни. Убийство совершил отец девушки, под прикрытием злого и принципиального полицейского в отставке по имени Чанг. За свою принципиальность и склонность к мести, Чанг получил прозвище "Ангел мести". Из-за принципиальности, после убийства юноши он отрубает отцу девушки руку, в наказание за распутную профессию его дочери.

После убийства Билли в Бангкок приезжает его мать, и призывает Джулиана к мести за убийство брата. Вняв просьбам и призывать матери, Джулиан начинает собственное расследование, с целью мести. В ходе расследования выходит на Чанга, но не всё так просто. Принципиальный полицейский хоть и в отставке, но имеет авторитет и поддержку от бывших коллег, что делает месть не простой задачей. С этого момента начинаются основные события. Джулиан окунается в мир проституции, азарта, перестрелок и погонь [12].

Фильм "Только Бог простит" содержит в себе все базовые элементы как классического нуара, так и неон-нуара. Здесь и демонстрация захудалых закоулков Бангкока, и насилиее и яркие огни ночных клубов переполненных наркотиками и проститутками.

Важно отметить характерную особенность неон-нуара согласно которой действие неонового нуара происходит в специфичных декорациях "Страны Нигде Никогда".

Говоря о музыке в фильмах в стиле неон-нуар, то над всем жанром царит Клифф Мартинес, если не делавший саундтреки, то вдохновлявший их.

Клифф Мартинес – американский композитор музыки к кинофильмам и бывший барабанщик следующих исполнителей: Кэптэйн Бифхарт, The Dickies, The Weirdos, Лидия Ланч и Red Hot Chili Peppers.

В промежутках между синтетическими дискотечными ритмами повествование связывается протяжным медленным пением – вот выходит на сцену караоке-бара карающий бывший полицейский в "Только Бог простит", а вот девушки из "Отвязных каникул" под аккомпанемент стоящего на причале рояля поют Бритни Спирс.

Везде царит жестокость и насилие, так и в "Отвязных каникулах", где героини невредимыми ангелами мщения проходят через свинцовый шторм, и в "No Church in the Wild", где толпы протестующих встречают минимальное сопротивление стен полицейских, речь во многом идёт о безнаказанности, то в "Особо опасны" насилие порождает насилие, а в "Только Бог простит" Рёфн неторопливо рассказывает о неизбежности возмездия [11].

Манера изображения насилия, используемая здесь напрямую занята таким приемом как этетизация насилия для создания психоделической атмосферы и оправдания асоциальности главных героев.

Что же касается неон-нуара в играх то к сожалению он не нашел себя в данной сфере. Существует одна игра от независимых инди-разработчиков "Hotline Miami". Это бессмысленная аркада стилизованная по игры 90х годов 20 века. В ней нашло отражение гипертрофированное насилие и безликость масок.

Обложка игры 'Ноt Miami'. Разработчики Юнатан Сёдерстрём и Деннис Ведин

Рисунок 3. Обложка игры "Ноt Miami". Разработчики: Юнатан Сёдерстрём и Деннис Ведин

Особенность игры состоит в том, что она нарочно его злит игрока, провоцирует его на насилие. Заметьте – не "бросает вызов", а именно злит. На этот счет можно списать и моментальное наказание за малейшую оплошность, и раздражающие нюансы управления, и привычку игры чуть-чуть менять вооружение врагов после каждого перезапуска. После десятка смертей аккуратность начисто стирается, оставляя лишь желание на самом деле эффектно пробежаться по уровню, расшвыривая противников и вышибая мозги. А за быстрое прохождение еще и комбометр растёт, уровень увеличивается, новые оружия открываются. Оружия, чтобы еще быстрее бегать и убивать.

Скриншот из игры 'Hot Miami'. Разработчики Юнатан Сёдерстрём и Деннис Ведин

Рисунок 4. Скриншот из игры "Hot Miami". Разработчики: Юнатан Сёдерстрём и Деннис Ведин

После знакомства с Hotline Miami начинает казаться, что большинство привычных игр просто детский лепет, потому что погружение в мир психоделичной агрессии происходит без какого либо сознательного участия игрока, при том – потрясающе комплексно, воздействуя и картинкой, и звуком, и самим игровым процессом. А это очень дорогого стоит [1].

Неон-нуар нашел свое место и в музыке. Это незамысловатые песни о любви, доверии, желаниях и преодолении в полу-электронном звучании. Короткие музыкальные истории для гитары, баса, синтезаторов и ритм-машины. Данная музыка по нраву не всем. Она усыпляет своей монотонностью несмотря на иллюзию живого звучания.

Итак, неон-нуар представляет собой новое течение в культуре. В силу его специфичности, кажущейся доминанте насилия он не может стать тем, чем стал для искусства классический нуар. Несмотря на то, что неон-нуар проник в музыку, кинематограф и игровую индустрию он мало кому известен.

Место неон-нуара в современной культуре

Несмотря на то, что неон-нуар не очень известен общей массе населения как в нашей стране, так и зарубежом его ценность отрицать нельзя.

Очень важно для современной культуры восприятие города в рамках неон-нуара. Город, его смысловая и визуальная составляющие в становятся воплощением двух традиционных для искусства и философии идей. Первая – идея среды, социума, которые формируют индивида. Всякий герой и всякое место здесь – это ставшее, то, что несет в себе прошлое как исток своей самости. Вторая – идея объективности зла, его реальности, способной въедаться в вещи и явления мира.

Сложные связки этих идей с образом города можно найти едва ли не в Античности и Возрождении, хотя в неон-нуар они приходят через экспрессионизм от символистов и декадентов fin de siecle. Впрочем, в истоках его мрачного урбанизма следует также упомянуть американскую сельскую готику и всех урбанистов от модерна.

В социальном плане город в рамках неон-нуара – это паранойяльный объект, который одновременно и абсолютно равнодушен к герою, и что-то хочет от него.

Рассматривая неон-нуар как стиль, нужно обрисовать систему, призванную воплотить определенное идейно-образное содержание. В силу этого привычнее говорить о своего рода философии классического нуара и неон-нуара, поскольку в этом случае становятся важны как трансжанровые черты, так и приемы, которые позволяют выразить стилевые особенности этого кинематографа. Первое, что хотелось бы отметить отметил – это, конечно же, близость эстетики любого нуара от классического до неон-нуара европейскому модерну.

Неон-нуар отличается от классического нуара тем, что его трудно опознать не специалисту. Конечно в жанре неон-нуар присутствует особая – изощренность в подаче материала. Но она другая более неопределенная. Неон-нуар же отличается скомканностью и определенной небрежностью режиссерской работы. Вспомним фильм "Только Бог простит".

Ценность неон-нуара:

  1. Раздувает до небывалых размеров эффект того, что действий мало и они затянуты
  2. Действия не лишены статичности и производят впечатление очень мощной и насыщенной динамики
  3. Тщательная работа над композицией: недостаток движения в сцене с лихвой компенсируется освещением и ракурсом
Умение изобразить молчание длинной в минуту при этом не отпугнуть зрителя – вот особенность и ценность неон-нуара. Кроме того, жестокость в неон-нуаре – не призыв к насилию, а всего лишь художественный прием, не более.

Итак ценность неон-нуара состоит в том, что само это направление в современной культуре – это что-то вроде громадной культурной памяти, содержащей в себе не только структуры сюжетов, приметы стиля, но и самый широкий контекст мирового кино и культуры – от сюрреализма до комикса и научной фантастики, потому что неон-нуар – это часть эволюции классического нуара, ставшего достоянием мировой культуры и привлекшего внимание не только кинематографа, но и игрой индустрии, индустрии моды и музыки. Важно понимать, что мы имеем дело с трансжанровым феноменом, который за время своей эволюции наработал устойчивые черты.

Учитывая замечательные художественные достижения жанра нуар и его ответвлениям особенно неон-нуару, можно лишь удивляться непростительной невнимательности критиков к этому направлению.

Литература

  1. Hotline Miami // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stopgame.ru/game/hotline_miami
  2. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2011
  3. Артюх Анжелика Откуда взялся неонуар? // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://os.colta.ru/cinema/projects/70/details/21698/
  4. Вишняков, С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство – М.: Флинта, 2012.
  5. Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движение: Кино 2. Образ-время. М.: Искуство, 2011.
  6. История кино /Под ред. С. С. Секиринского – М.:Знак, 2004.
  7. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие / А.И.Кравченко. – М.: Академ. проект, 2009
  8. Кудряшов Иван Философия нуара: ностальгия, город, герой // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=9188
  9. Нуар – что это? Film Noir. Жанр нуар //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/143774/nuar---chto-eto-film-noir-janr-nuar
  10. Олег Уппит Кровь на танцполе: Всё об эстетике неон-нуара, нового криминального жанра в кино и играх // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/176705-neon-nuar
  11. Толстякова Е. Под знаком неонуара // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kinopoisk.ru
  12. Только Бог простит // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/504288/