Обломов и Ольга Ильинская

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 01.07.2014

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обломов и Ольга Ильинская [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Проблематика отношений Обломова и Ольги Ильинской.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев.

Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".

Гончаров как бы вводит читателя в роман. С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов.

В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы.

"Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу".

Гончаров создает полный образ героя. Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова.

"Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".

Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова не только при помощи иллюстрации интерьера, но и посредством отношений с Ольгой Ильинской.

Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "посовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.

Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.

В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".

Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.

Перед нами самый самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:

1. Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.

2. Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель.

При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова.