Оборотные средства в торговле

Автор: Андрей Нестеров ✔ 05.12.2019

Нестеров А.К. Оборотные средства в торговле // Энциклопедия Нестеровых

Предприятия розничной торговли имеют особую специфику управления оборотными средствами, в рамках которой должны сосредоточить свои усилия на повышении их оборачиваемости, в первую очередь, это касается товарных запасов.


Особенности управления оборотными средствами в розничной торговле

Предприятия розничной торговли имеют определенную специфику управления оборотными средствами, которая выражается в отсутствии ряда элементов оборотных средств в их структуре, а также в необходимости уделять особое внимание запасам товаров, предназначенных для перепродажи. Для данной сферы деятельности также характерна несбалансированность оборотных средств в зависимости от источников финансирования и чрезмерная зависимость от скорости их оборачиваемости.

оборотные средства в торговле

В настоящее время предприятия розничной торговли действуют в сложных условиях внешней среды, которые обусловлены интенсификацией конкуренции, это затрудняет управление оборотными активами.

К таким условиям следует отнести:

  • Рост товарооборота розничных сетей;
  • Усложнение условий конкуренции между сетевыми и несетевыми розничными магазинами;
  • В ходе снижения ключевой ставки Банка России стоимость кредитов для хозяйствующих субъектов постепенно снижалась, следуя за понижением ключевой ставки.

Объективные факторы, негативно влияющие на управление хозяйствующими субъектами своими оборотными активами, обычно нивелируются с течением времени.

Оборотные средства в торговле

Структура запасов товаров торговых предприятий

Управление оборотными средствами предприятий розничной торговли исходит из характера их розничного товарооборота и характера экономической деятельности торгового предприятия, что предполагает необходимость распределения запасов товаров, предназначенных для перепродажи согласно следующей классификации:

1. Макроструктура предусматривает общее деление товаров:

  • товары народного потребления и товары производственно-технического назначения,
  • продовольственные и непродовольственные товары.

2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению:

  • кондитерские товары,
  • хлебобулочные изделия,
  • вкусовые товары,
  • табачные изделия,
  • молочные продукты,
  • безалкогольные напитки, пиво,
  • ликероводочная продукция,
  • одежда,
  • обувь,
  • стройматериалы,
  • резино-технические изделия и др.

3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу. Например: мужская, женская и детская одежда составляют категорию одежды; вода, газированные напитки, соки относятся к категории безалкогольных напитков.

4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента. Например: мужские костюмы, рубашки, брюки; светлое, темное пиво.

Для розничных торговых предприятий центральное значение имеет товарно-групповая структура запасов, поскольку исследование динамики их товарно-ассортиментной и микроструктуры применяется преимущественно при анализе текущего спроса на продукцию, которая реализуется в розничном предприятии. Крупные сетевые магазины для анализа структуры товарооборота чаще всего применяют собственную классификацию товарных групп, тогда как небольшие предприятия следуют традиционным подходам к их классификации.

Ключевая особенность управления оборотными средствами розничных предприятий заключается в необходимости достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль. В этой связи следует отметить, что важнейшим резервом повышения эффективности работы розничного торгового предприятия в части увеличения продаж товаров и повышения объемов прибыли является принятие решений в данной сфере на основе результатов анализа эффективности использования оборотных средств. Необходимость повышения эффективности использования оборотных средств обусловлена тем, что за счет этого достигается создание объективных условий для повышения продаж товаров на предприятиях торговли.

В торговле управление оборотными средствами сосредоточено, в первую очередь, на запасах товаров, предназначенных для перепродажи.

К содержанию

Управление товарными запасами в торговле

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

  • время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
  • особенности территориального размещения производства;
  • условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;
  • звенность товародвижения;
  • возможности для хранения товара и др.

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия и оценить эффективность использования товарных запасов.

При формировании структуры оборотных средств и использовании источников их финансирования торговые предприятия могут модифицировать, как базовую, так и оптимальную структуру источников оборотных средств, в пользу увеличения доли заемного капитала для финансирования потребности в оборотных активах. Поскольку оборачиваемость оборотных активов в торговых предприятиях должна поддерживаться на достаточно высоком уровне, то выгода от использования заемных средств повышается с ростом оборачиваемости оборотных активов.

К содержанию

Повышение эффективности управления оборотными средствами в торговле

  1. Особенности управления оборотными средствами в розничной торговле характеризуются необходимостью достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль.
  2. Важнейшим резервом повышения эффективности работы розничного торгового предприятия является улучшение использования оборотных средств, а также создание объективных условий для повышения продаж товаров. При этом управление оборотными средствами сосредоточено, в первую очередь, на товарных запасах.
  3. Предприятия торговли, не имея незавершенного производства и обладая значительными товарными запасами, основной упор делают на ускорение своего товарооборота и увеличение объемов продаж.
  4. Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Для торговых предприятий применяется подход, включающий анализ показателей оборачиваемости оборотных активов, показателей товарных запасов и нормирования товарных запасов.
  5. При формировании структуры оборотных средств и использовании источников их финансирования торговые предприятия часто увеличивают долю заемного капитала для финансирования потребности в оборотных активах. При поддержании оборачиваемости оборотных средств на высоком уровне, выгода от использования заемных средств растет с ускорением оборачиваемости оборотных активов.
  6. Поскольку оборачиваемость оборотных активов в торговых предприятиях должна поддерживаться на достаточно высоком уровне, то выгода от использования заемных средств повышается с ростом оборачиваемости оборотных активов.
  7. Основными направлениями повышения эффективности использования оборотных средств для предприятий торговли выступают увеличение объемов реализации, оптимизация товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости, совершенствование технологий продаж, оптимизация ассортимента реализуемых товаров, повышение эффективности эксплуатации материально-технической базы, оптимизация структуры источников финансирования оборотных средств.