Образ Мцыри

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 05.02.2013

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Образ Мцыри [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Образ Мцыри.

Образ Мцыри

Мцыри является одним из важнейших произведений М.Ю. Лермонтова. В поэме отражены основные взгляды поэта на Кавказ, его симпатия к горцам. Кроме того, в поэме "Мцыри" четко прослеживается стремление М.Ю. Лермонтова отразить все грани человеческой свободы и необходимость в ней для развития и существования человека, как личности.

Образ Мцыри является ключевым элементом поэмы. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Образ Мцыри – это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

Говоря об образе Мцыри важно отметить, что в поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. М.Ю. Лермонтов сделал так не случайно, так как именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Именно он делает образ Мцыри в поэме столь цельным и запоминающимся. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы":

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Образ Мцыри не будет полным без того факта, что в он стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Мцыри считает, что был недостаточно силен чтобы вырваться из плена и поэтом у смерть пришла к нему заслуженно. М.Ю. Лермонтов в образе Мцыри подчеркивает силу духа персонажа, его привязанность к родной земле.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...

Вырвавшись из серости монастырских стен, Мцыри попадает в прекрасный, но в тоже время опасный мир. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые ему было не дано познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Для того, чтобы как можно ярче раскрыть образ Мцыри М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом.

Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упъюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

В поэме М.Ю. Лермонтова очевидно, что все действия и поступки Мцыри являются образцом несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

Цельность образа Мцыри подчеркивается эпизодом с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.

Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти, Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.