Образ Рудина

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Литературные записки

Опубликовано: 01.07.2014

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Образ Рудина [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Особенности образа Рудина.

Рудин – герой тургеневского поколения, который получил хорошее образование за границей, в Берлинском университете. Тургенева волновал вопрос, что может сделать культурный дворянин в новых условиях, когда перед обществом встали конкретные практические вопросы.

Впечатление диссонанса усугубляет и внешность Рудина: "высокий рост", но "некоторая сутулованность", "тонкий голос", несоответствующий "широкой груди", и "жидкий блеск его глаз".

Молодые люди не замечают, что в красноречии Рудина есть изъян: он говори вдохновенно, но "не совсем ясно", не вполне "определенно и точно", он плохо чувствует окружающих, увлекаясь "потоком собственных ощущений".

Превосходно владея отвлеченным философским языком, Рудин беспомощен в обычных описаниях, не умеет смешить и не умеет смеяться.

Годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души.

Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Молодому, светлому чувству Натальи отвечает в романе жизнеутверждающая природа: "По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые тучи и по временам роняли на поле потоки внезапного и мгновенного ливня".

Рудин не выдерживает испытание любовью, обнаруживает свою человеческую неполноценность.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения, воспитанного философским немецким идеализмом.

В русской жизни суждено ему остаться странником.

Финал романа героичен и трагичен одновременно, подчеркивается эпичность проблемы поколения. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей "гениальности" без "натуры", он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено.

Один из героев романа говорит: "Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье".

Этой фразой Тургенев подчеркивает неспособность дворянства того периода понять приоритеты России и необходимость изменений в национально-общественном развитии.