ODiplom // Менеджмент // 16.11.2017

Общая характеристика предприятия

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 16.11.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Общая характеристика предприятия [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Общая характеристика предприятия обычно является первым параграфом аналитической или практической главы диплома или курсовой. Общая характеристика предприятия содержит в себе краткое описание предприятия, его структуру и описание деятельности предприятия.

Общая характеристика предприятия - основные элементы

В параграфе Общая характеристика предприятия анализируется общее состояние дел и организационная структура предприятия. Анализ необходимо начинать с формулировки характеристики хозяйствующей единицы, включающую:

  • краткую историческую справку о создании организации, установление правового статуса, т.е. организационно-правовой формы ее в зависимости от форм собственности (государственная, муниципальная, частная, индивидуальная, семейная, смешанная, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа, объединения предприятий, их филиалы и представительства, предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом и др.);
  • анализ всех видов деятельности, необходимых для функционирования организации;
  • описание целей, масштаба и основного вида деятельности организации с учетом характеристики и факторов внешней среды, в которой она действует, специфику выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
Общая характеристика предприятия структурно включает в себя три элемента: описание предприятия и его организационно-правовой формы; анализ специфики деятельности, ассортимента продукции или услуг; организационную структуру предприятия и функции подразделений.

Общая характеристика предприятия

Следует учитывать, что такая структура параграфа характерна для работ с серьезной аналитической частью, когда в отдельных параграфах анализируется финансово-хозяйственная деятельность предприятия в соответствии с темой работы.

В то же время, например, в работах по менеджменту или маркетингу в общую характеристику предприятия следует включать основные экономические показатели деятельности предприятия, финансовые результаты и т.п.

Отдельные направления экономических дисциплин или специфические темы могут требовать включения в данный параграф характеристики отдельных процессов, относящихся к теме работы, например, дипломные работы по товароведению должны включать описание системы товароведческого учета в рамках параграфа "Общая характеристика предприятия".

Общая характеристика предприятия может также включать описание основных подсистем, которые существуют в компании.

В связи с этим следует иметь ввиду, что современное предприятие является сложной системой, обладающей многочисленными переплетенными подсистемами и каналами информационно-аналитических, административно-управленческих, материально-финансовых, производственно-технологических потоков.

С целью выявления факторов, мешающих взаимодействию подсистем и каналов, рекомендуется выполнять анализ всех подсистем в комплексе. Информацию для проведения такого анализа находят в таких документах как Устав, Учредительный договор, Положения и др., в которых описываются процедуры прохождения информационно-аналитических, административно-управленческих, материально-финансовых, производственно-технологических потоков.

Основными типами подсистем предприятия являются:

  • информационно-аналитическая, собирающая и обрабатывающая информацию, полезную для успешного функционирования предприятия: маркетинговая, исследовательская, планово-экономическая, информационная, бухгалтерская;
  • административно-управленческая, обеспечивающая управление и координацию различных подсистем: координации и регламента, стимулирования, продвижения;
  • производственно-технологическая, обеспечивающая освоение новых технологий и успешное техническое функционирование производства: технологическая, производственная, опытных разработок;
  • материально-финансовая, обеспечивающая функционирование материально - финансовых потоков: продаж, закупок, складская, финансовая.

Общая характеристика стратегии предприятия

Рассматривая стратегию развития предприятия, целесообразно учитывать влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотиваций потребителей и пр.) в целях адаптации фирмы к меняющимся рыночным ситуациям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику. В связи с этим, общая характеристика предприятия должна содержать характеристику развития предприятия с точки зрения стадии жизненного цикла, на которой находится предприятие.

Жизненный цикл большинства организационных структур управления состоит из стадий: зарождения, роста, зрелости, упадка и/или "омоложения".

Каждой стадии жизненного цикла соответствуют свои особенности, которые необходимо учитывать. К таким особенностям относятся: функциональные приоритеты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), производство, маркетинг, распространение продукции, политика работы с кадрами, финансовая политика, стандарты и контроль.

При смене стадии развития они должны меняться. Если это не происходит, то можно ожидать ухудшения эффективности работы и финансовых показателей предприятия. Общая характеристика предприятия должна содержать описание данного аспекта применительно к рассматриваемому предприятию.

Общая характеристика организационной структуры предприятия

Эффективность работы предприятия существенно зависит от формы организационной структуры, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям. Для существования организационной структуры управления необходимо:

  1. разделение и кооперация общественного труда;
  2. обособление звеньев (органов) управления по функциям управления, необходимых для достижения цели системы;
  3. наличие отношений по управлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации) между выделенными звеньями и ступенями управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно, - права и ответственность за их выполнение.

Организационная структура управления предприятием есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с установления целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, т.е. структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

В параграфе общая характеристика предприятия необходимо привести схему существующей организационной структуры управления рассматриваемого объекта, описать функциональные обязанности основных звеньев управления, определить показатели эффективности организационной структуры, определить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, оценить квалификационный уровень персонала и изменения в его составе, определить динамику показателей причин текучести кадров, определить эффективность системы управления.

Персонал предприятия подразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру персонала предприятия. Это также необходимо отразить в рамках параграфа общая характеристика предприятия.

В заключение общей характеристики должно быть отмечено, удовлетворяет или не удовлетворяет (с указанием причины) существующая организационная структура управления деятельности данного объекта. Если нет, то в дипломе или курсовой работе в качестве одного из мероприятий по совершенствованию эффективности деятельности предприятия разрабатывается и предлагается реорганизация структуры управления, которая должна соответствовать целям управления.

Совершенствование структур управления может идти по трем основным направлениям:

  • совершенствование механистических структур за счет внутренних сокращений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления;
  • создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механистическую. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период;
  • замена структур механистического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличие сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

Если же предложение по реорганизации структуры управления не выносится в качестве самостоятельного мероприятия, то общая характеристика предприятия в этом случае должна также содержать краткое обоснование выбранного пути совершенствования организационной структуры. Сделать это можно в виде тезиса.

Кроме того, с целью определения оценки эффективности предлагаемой системы управления можно сделать сравнительный анализ существующей и предлагаемой организационных структур. Для предлагаемой структуры управления необходимо рассчитать основные показатели ее эффективности и сравнить их с существующим вариантом. В качестве критериев эффективности могут быть приняты - срок окупаемости затрат, размеры прироста доходов, минимум текущих затрат, максимум прибыли, минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др.

Но данный аспект целесообразнее не включать в общую характеристику предприятия, а выдвигать в качестве отдельного мероприятия.

Также ознакомьтесь с публикацией: Краткая характеристика организации