ODiplom // Педагогика // 22.08.2016

Обучение ребенка с ДЦП в ДОУ

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 22.08.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обучение ребенка с ДЦП в ДОУ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье рассмотрены психологические особенности детей дошкольного возраста с ДЦП и специфика обучения ребенка с ДЦП в детском саду.

Появление в семье особенного ребёнка требует от родителей особого внимания и терпения. С ребёнком страдающим ДЦП необходимы дополнительные занятия и очень много выдержки, так как таких детей практически нельзя ругать в силу неустойчивости их психики. Проблемный ребёнок должен быть отдан в специальное дошкольное заведение, где опытные педагоги и психологи помогут в его воспитании и развитии.

Обучение ребёнка с ДЦП в ДОУ

Психологические особенности детей дошкольного возраста с ДЦП

Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особом коррекционном воспитании. Наиболее часто встречающимися я являются отклонения в познавательной сфере.

По мнению Т.А. Власовой для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

Результатами многолетних исследований подтверждено, что у детей страдающих ДЦП имеются трудности пространственного анализа и синтеза, а также нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга.

Отдельно необходимо отметить нарушения тактильной чувствительности под которой подразумевается то, что чувствует человек при прикосновении к предметам. Другими словами тактильная чувствительность – это ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов.

Отсутствие или слаборазвитая тактильная чувствительность у детей с ДЦП препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.

Отдельно рекомендуется выделить тот факт, что у детей с ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой стороны, – их автономность. Причем, чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребёнка.

Кроме того дети с ДЦП проявляют повышенную агрессивность и невосприимчивость к окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста, страдающие ДЦП нуждаются в участии психолога процессе воспитания и развития с самого раннего возраста.

Особенности коррекционной работы с детьми с ДЦП в ДОУ

В настоящее время в ДОУ приняты базовые направления для воспитательно-коррекционной работы с детьми с ДЦП. Кним относится следующее:

  • развитие игровой деятельности;
  • развитие познавательной деятельности;
  • становление речи и речевых навыков;
  • развитие навыков по самообслуживанию и личной гигиене;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • подготовка к школе.

В настоящее время все дошкольные заведения для детей с ДЦП действуют в соответствии с государственными стандартами и их деятельность строго регламентирована. В ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией – необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение.

В ДОУ работа строится по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающая;
  2. коррекционно-реабилитационная работа.

Система обучения и воспитания детей с ДЦП действует с опорой на следующие принципы:

  • Принцип компетентности. Вся работа с ребёнком должна проводиться профессионально грамотно.
  • Принцип взаимосвязи в работе специалистов. Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы.
  • Принцип взаимодействия с родителями. Родители являются полноправными участниками реабилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребёнка в учреждении.
  • Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
  • Принцип ежедневного учёта психофизического состояния ребёнка при определении объёма и характера проводимых с ним занятий.
  • Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции и т.д.

Литература

1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.- 231с.

2.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: "Академия", 2011. – 192 с.

3. Ткачова В.В. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст.

Смотрите также