ODiplom // Экономика // 25.01.2018

Оценка зависимости России от природных ресурсов

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 25.01.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Оценка зависимости России от природных ресурсов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Рассмотрим основные показатели роста и развития России за 2005-2016 года и сопоставим их с динамикой показателя доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП, по данным Всемирного банка.

Экономический рост и развитие России

В таблице приведена динамика основных показателей роста и развития России.

Основные показатели роста и развития России

Наименование

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

ВВП, млрд.долл.

1697

2134

2378

2878

2768

2928

3475

3692

3766

3722

3470

3397

Прирост ВВП, %

6,38

8,15

8,54

5,25

-7,82

4,50

5,28

3,66

1,79

0,74

-2,83

-0,22

ВВП на душу населения, долл.

19326

20970

22799

24006

22122

23108

24074

24879

25144

24880

24124

24026

Прирост ВВП на душу населения, %

6,78

8,51

8,72

5,29

-7,85

4,46

4,18

3,34

1,06

-1,05

-3,04

-0,41

Доля ренты от использования природных ресурсов в ВВП, %

19,35

19,42

16,31

18,07

14,15

13,90

16,15

15,56

13,73

13,47

10,31

-

ВВП России с 2005 года по 2016 год вырос на 100,23%, за тот же период ВВП на душу населения в России вырос на 24,32%.

При этом наблюдается снижение показателя доля ренты от использования природных ресурсов в ВВП. Доля ренты в 2005-2015 годах снизилась на 9,04% (данных за 2016 год по данному показателю на момент публикации еще нет).

В ранее проведенном исследовании расчет зависимости экономического роста от наличия природных ресурсов в России показал, что увеличение доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП на 1 приведет к увеличению показателя прироста ВВП всего лишь на 0,39. Следовательно, взаимозависимость влияния доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП России на экономический рост достаточно невелика.

При этом показатель доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП России был достаточно высок в 2005. Вместе с тем за последние годы он демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. На фоне двукратного роста ВВП доля ренты от использования природных ресурсов в ВВП сократилась почти вдвое.

Структура ВВП России

Отраслевая структура ВВП России в 2016 году представлена на рисунке.

Отраслевая структура ВВП России в 2016 году

Отраслевая структура ВВП России в 2016 году [1]

Таким образом, в структуре экономики преобладает торговля, операции с недвижимым имуществом, продукция обрабатывающей промышленности. Доля сырьевых отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых составляет всего 8,6%, что свидетельствует об отсутствии критической зависимости экономики от результатов использования природных ресурсов. Поскольку доля ренты от использования природных ресурсов в ВВП за последние годы снижалась можно судить об изменении структурной зависимости национальной экономической системы от использования природных ресурсов.

Структура экспорта России

Структура экспорта России 2016 года представлена на рисунке.

Структура экспорта товаров России в 2016 году

Структура экспорта товаров России в 2016 году [2]

Вместе с тем в структуре экспорта преобладают доходы от продажи топливно-энергетических товаров, которые составляют 58,5% от всего объема экспорта. В том числе на сырую нефть пришлось 26,7%, на нефтепродукты – 20,7%, на природный газ – 12,0%.

Учитывая, что общий объем экспорта товаров составил в 2016 году 285,7 млрд. долл. [3] – на долю топливно-энергетических товаров пришлось 167,1 млрд. долл.

Следовательно, в структуре ВВП России доля экспортных доходов от продажи топливно-энергетических товаров в 2016 году составляет всего около 4,92%.

При этом в сопоставлении с другими странами, экспортирующими преимущественно топливно-энергетические товары, по зависимости от экспорта таких товаров российская национальная экономическая система находится лишь на 14-м месте в мире. Соотношение между странами по данным за 2013 год приведено на рисунке.

Доля экспорта нефти в ВВП

Доля экспорта сырья в ВВП стран за 2013 год [4]

В соответствии с этим причислить Россию к странам, которые зависят от экспорта топливно-энергетических товаров, можно достаточно условно. Однако, Россия, являясь шестой по размеру экономикой мира, является достаточно крупной страной, которая экспортирует достаточно топливно-энергетических товаров, чтобы испытывать определенное влияние от объемов экспорта относимых к ним природных ресурсов. Однако с точки зрения структуры ВВП Россия не является сырьевой страной, так как экспорт топливно-энергетических товаров для национальной экономической системы менее важен, чем, например, для нефтяных стран, у которых доля экспорта нефти составляет от трети до двух третей от общего объема ВВП страны.

Вместе с тем нельзя отрицать, что экспорт сырьевых товаров, прежде всего, топливно-энергетических, весьма важен для России, как социально-политической, так и с финансово-экономической точки зрения. Хотя зависимость от этого не так велика, как была ранее, о чем свидетельствует снижение доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП и отсутствие существенного влияния данного показателя на экономический рост.

Оценка зависимости России от природных ресурсов

Сопоставив приведенные выше данные с причинами возникновения ресурсного проклятия, можно сделать вывод, что в России оно не действует, в России также не наблюдается рост без развития и разоряющий рост.

Доходы от экспорта топливно-энергетических товаров служат одним из факторов роста экономики России, за счет чего в период с 2004 по 2017 годы осуществлялись такие крупные проекты стоимостью выше 10 млрд. руб., как:

  • строительство крупных морских портов,
  • строительство атомных электростанций,
  • строительство гидроэлектростанций,
  • строительство и реконструкция железных дорог, аэропортов, развитие транспортного сообщения и т.п.,
  • строительство крупных судов и атомных подводных лодок,
  • развитие космонавтики, мостостроения, обрабатывающей промышленности, металлургии, машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, а также других областей и секторов экономики.

Следовательно, не происходит падения уровня конкурентоспособности отраслей экономики, не связанных с добычей природных ресурсов. Наоборот, происходит их развитие, хотя и не такими темпами, как, например, в Китае.

Учитывая наличие в России государственных институтов, административных и экономических рычагов регулирования отраслей экономики и предприятий, связанных с добычей и экспортом природных ресурсов и сырья, данное условие возникновения ресурсного проклятия также не соблюдается.

С точки зрения доли экспортных доходов от продажи сырья в доходной части российского консолидированного и федерального бюджета, следует отметить следующее:

  • Хотя ранее наблюдалась высокая доля таких доходов, она выросла после изменений экспортных пошлин и налогов. Т.е. сырьевые компании стали перечислять больше денег в бюджет страны, чем относить на собственную прибыль.
  • Доля экспортных доходов от продажи сырья в федеральном бюджете сократилась с 51,3% в 2014 году до 42,9% в 2015 году, а в 2017 году составила примерно 37,5%.

Доходы бюджета сильно зависят от экспорта топливно-энергетических товаров. Указанные типы проектов, стоимостью выше 10 миллиардов рублей, финансируются во многом за счет государственных средств. Объемы экспорта вооружений растут, иностранные заказы на строительство энергетических объектов увеличиваются. Вывод очевиден.

Таким образом, несмотря на важность добывающей промышленности и экспорт сырьевых товаров для экономики России, это не делает ее сырьевой страной, ни с точки зрения структуры экспорта, ни в плане доходов бюджета, ни с точки зрения доли доходов в структуре ВВП.

Чрезмерный приток в страну доходов от экспортной реализации природных ресурсов не наблюдается, так как доля таких доходов составляет всего 4,92% в ВВП России, что существенно меньше доходов от несырьевых секторов национальной экономической системы. Кроме того, наблюдается снижение доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП. Для сравнения: в 2013 году доля доходов от экспортной реализации природных ресурсов в ВВП России составляла 10,75%.

Развитие теневых процессов в экономике, связанное с притоком в страну денег от быстрой реализации природных ресурсов, было характерно для девяностых годов прошлого века, когда с экспорта сырья не платились налоги в российский бюджет. В данный момент такие процессы отсутствуют.

Высокий уровень волатильности цен на природные ресурсы и сырье на мировом рынке является объективно обусловленным условием возникновения ресурсного проклятия, на который напрямую влиять нельзя. Поэтому следует учитывать, что цены, в первую очередь, на нефть, подверженные существенным колебаниям, оказывают негативное влияние на состояние экономики страны, замедляя, таким образом, экономический рост. Следовательно, данное условие соблюдается и для России, и для любых стран, которые испытывают зависимость от экспорта природных ресурсов, прежде всего, нефти.

Снижение темпов развития реального сектора экономики, так как сырьевые доходы обеспечивают комфортный уровень жизни, не в полной мере характерно для России:

  • Во-первых, доходы от экспорта топливно-энергетических товаров объективно не могут поддерживать комфортный уровень экономического развития и тем более темпы экономического роста, так как составляют примерно одну десятую от общего объема ВВП России.
  • Во-вторых, двукратное снижение доли ренты от использования природных ресурсов в ВВП России за последние годы свидетельствует о развитии преимущественно несырьевых отраслей и других секторов экономики.

Выводы и направления развития экономики России

Природные ресурсы длительное время являлись и продолжают оставаться основой экономического роста России, достижение устойчивости которого является ключевой макроэкономической государства. От экономического роста зависит будущий уровень экономического развития страны, показатели жизни населения, конкурентоспособность в международной сфере и перспективы будущего развития России.

Вместе с тем проблема объективной ограниченности природных ресурсов и необходимость экономического роста является актуальной для России, так как ресурсодобывающие отрасли национальной экономической системы в значительной мере определяют тенденции экономического роста. Однако на сам факт развития национальной экономики влияет не столько наличие природных ресурсов, сколько их ограниченность, поскольку, начиная с середины двадцатого века, прогнозируется их исчерпание в ближайшие десятилетия. В результате, страны, не обладающие значительными запасами природных ресурсов, к которым, в первую очередь, относятся западные страны, классифицируемые как развитые, а также японская экономика, заинтересованы в перераспределении природных ресурсов в свою пользу с наименьшими экономическими затратами.

Однако, как перед странами, не обладающими природными ресурсами, так и перед странами с изобилием природных ресурсов стоит задача оптимизации экономического роста в условиях ограниченных ресурсов. Следовательно, в зависимости от наличия или отсутствия природных ресурсов необходимо обеспечивать рациональный экономический рост, который не должен достигаться исключительно за счет увеличения добычи и потребления природных ресурсов.

При этом если для развитых стран, не обладающими природными ресурсами, ключевым аспектом решения такой проблемы является сокращение их потребления во многом за счет технико-технологического прогресса, то для страны с изобилием природных ресурсов должны добиваться экономического роста за счет качественно иных преобразований в рамках национальной экономической системы.

В рамках данной концепции возможно три основных направления развития и роста национальной экономической системы.

При небольших запасах природных ресурсов, если их добыча и реализация имеют стратегическое значение для экономики страны, наиболее оптимальной стратегией выступает инвестирование всех полученных от экспорта природных ресурсов средств в закупку новых технологий. Также это может использоваться в отношении редких природных ресурсов, которыми другие страны обладают в скудных количествах. Концепция такого использования природных ресурсов справедлива для достижения роста инвестиций в экономику страны и ускорения темпов экономического роста.

При наличии значительных запасах природных ресурсов, доход от добычи и экспорта которых имеет существенное значение для экономики страны, рост доходов ресурсодобывающих отраслей ведет к сокращению капиталовложений в промышленный сектор, что делает закупку новых технологий менее эффективной. Поэтому доходы от экспорта ресурсов следует направлять на развитие собственных исследовательских проектов, а также внедрение разработок и результатов фундаментально-прикладных исследований. Для такой страны требуется долгосрочная ориентация на внутренний инновационный тип экономического развития. В противном случае, рост доходов от добычи и экспорта природных ресурсов будет вести лишь увеличению потребления без создания внутри страны дополнительной стоимости. В результате будет наблюдаться отрицательная зависимость между темпами экономического роста и изобилием природных ресурсов.

В случае, если зависимость между изобилием природных ресурсов и темпами экономического роста страны отсутствует, иными словами, экспорт сырья не занимает значительной доли в общей структуре экспорта, национальная экономическая система должна быть ориентирована на поддержание умеренных темпов экономического роста либо за счет комплексного развития сырьевых и не сырьевых секторов, либо за счет направления добываемых природных ресурсов и/или доходов от их продажи на внутреннее развитие. При этом следует отметить, что разные страны, имеющие запасы одинаковых природных ресурсов, могут различным образом реагировать на подъем сырьевых отраслей, поскольку это зависит как от социально-экономического устройства, так и наличия политических, институциональных и стратегических установок развития каждой страны. Поэтому в странах богатых природными ресурсами необходимо создание сильных институтов, как властных, так и экономических, которые должны определять и обеспечивать рациональное распределение имеющихся ресурсов согласно национальным интересам государства.

Для России представляется целесообразным второй вариант, который позволит усилить действие фактора технико-технологического процесса на экономический рост, а также добиться определенной степени импортозамещения, роста отечественных промышленно-производственных предприятий несырьевого сектора. Кроме того, такой подход способствует применению передовых технологий, включая ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии. В среднесрочной перспективе такая переориентация экономического роста должна способствовать переходу к инновационному типу развития и позитивно влиять на повышение качества выпускаемых товаров и услуг. С другой стороны, объективным представляется и введение государством ограничителей в целях охраны природных ресурсов. Наконец, такой подход позволит достичь роста социальной инфраструктуры, развития институциональных элементов и увеличения инвестиций в человеческий капитал.

Ключевым противоречием для российской национальной экономической системы выступает в данном случае возможность выбора между достижением высоких темпов экономического роста в ущерб его качеству и поддержанием относительно невысоких темпов роста в сочетании с выпуском более качественной продукции с повышенной добавленной стоимостью. При этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе за счет перехода к инновационному типу развития должен произойти переход к устойчивому экономическому росту в пределах 5-7% за счет технико-технологического прогресса при дальнейшем снижении зависимости от сырьевых отраслей экономики.

Таким образом, рассматривая зависимость национальной экономической системы России от доходов сырьевого сектора, следует констатировать, что хотя ресурсное проклятие у нас не действует, сохраняющаяся зависимость от природных ресурсов может быть использована как фундаментальная основа для реального роста. При таком подходе доходы от продажи топливно-энергетических товаров позволят формировать условия для внедрения в реальном секторе экономики результатов фундаментально-прикладных исследований и разработок, чтобы передовые технологии служили интересам государства в сфере экономического развития. Именно в этом аспекте государство обязано использовать свои регулирующие возможности, определяя вектор экономического роста. В современных условиях представляется очевидным, что Россия может в будущей перспективе усиливать свои позиции именно за счет результатов научных, технических, технологических исследований и разработок, внедрения новшеств и инноваций, чтобы окончательно решить проблему зависимости от добываемых природных ресурсов.

Источники

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab10-1.xls
  2. Мониторинг и анализ социально-экономического развития РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/e-i-ts1.xls
  4. Нефтяная игла [Электронный ресурс] // Русский эксперт – Режим доступа: https://ruxpert.ru/Нефтяная_игла