ODiplom // ГМУ // 03.07.2018

Организация муниципального самоуправления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 03.07.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Организация муниципального самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Организация муниципального самоуправления является важнейшим элементом государственного управления. Основы и принципы организации местного самоуправления регламентируется Конституцией и федеральным законодательством. В силу регулярного реформирования государственного управления МСУ требует особого внимания.

Общие принципы организации местного самоуправления

организация местного самоуправления

Общие принципы местного самоуправления регулируются нормами Конституции РФ и ФЗ РФ №131-ФЗ.

Общие принципы организации муниципального управления характеризуются рядом признаков нашедших отражение на рисунке ниже.

Характеристики общих принципов МСУ

Характеристики общих принципов МСУ

Рассмотрев особенности принципов, следует их перечислить. Итак, принципы организации муниципального управления следующие:

  1. Самостоятельность решения вопросов местного значения;
  2. Организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
  4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  5. Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;
  6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  7. Законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
  8. Гласность деятельности органов местного самоуправления;
  9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

  10. Государственная гарантия муниципального управления

Только в случае последовательного следования вышеуказанным принципам возможно эффективное управление на муниципальном уровне в России.

Проблемы развития муниципального образования

В каждом муниципальном образовании имеют место нерешенные проблемы, требующие скорейшего решения. Однако выявить их не всегда так просто как кажется. Проблемы и разработка их решения подразумевают следование определенным целям по совершенствованию местного самоуправления. Все цели следует разделить на группы в соответствии с типами, представленными на рисунке.

Типы целей усовершенствования МСУ

Виды целей совершенствования МСУ

Реализация целей по улучшению организации муниципального управления не представляется возможным без участия регионов в различных государственных программах и создания индивидуальных программ для каждого отдельного региона.

Важную роль в адекватной организации МСУ играет программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Такие программы являются директивными документами, неразрывно связанными заранее оговоренными ресурсами, исполнителями и сроками. Такие программы направлены на решение приоритетных для муниципального образования задач.

Компоненты системы принципов организации местного самоуправления

Принципы организация местного самоуправления представляют собой основы функционирования местного самоуправления на любом этапе развития [1].

Конституция Российской Федерации в статье 3 закрепляет народовластие. Реализация народовластия происходит как через органы государственной власти, которые формируются при участии населения и посредством МСУ. Исходя из этого, система местного самоуправления является частью конституционного строя РФ и формой народовластия.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть ключевые параметры местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества. Однако нельзя не упомянуть трактовку местного самоуправления в науке о государственном управлении, как основы конституционного строя. В данном случае речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве. Они представлены на рисунке.

Конституционные положения МСУ

Конституционные положения, закрепляющие местное самоуправление, как элемент конституционного строя

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на МСУ. Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В данном случае мы говорим не об индивидуальном праве, а общем, т.е. коллективном праве местного сообщества на реализацию МСУ. Согласно нормам ФЗ РФ N 131-ФЗ, записанным в статье 3, существуют правовые пределы:

  1. предел осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования;
  2. ФЗ определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления

Формы прямого волеизъявления

В ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2] закреплены равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Права не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Права граждан РФ в сфере МСУ

Права граждан РФ в сфере МСУ

Очевидно, что действующее российское законодательство понимает под термином "местное самоуправление" самостоятельную деятельность населения в сфере решения проблем на местном уровне. Конституция РФ официально фиксирует такое восприятие МСУ в статье 130, согласно которой, именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения [3].

Теперь обратимся к перечню вопросов местного значения. Они перечислены в ФЗ №131-ФЗ. Ниже представлен полны перечень из статьи:

  1. Принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
  3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения
  4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
  5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений
  6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования

    Охрана общественного порядка

  7. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования
  8. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения
  9. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
  10. Муниципальное дорожное строительство
  11. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
  12. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
  13. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании [3]

И, наконец, МСУ является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1].

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"