ODiplom // ГМУ // 13.12.2013

Основные направления региональной политики

Основные направления региональной политики.

Для любого федеративного государства, особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Современная непростая ситуация в региональном развитии обусловлена сочетанием последствия экономического кризиса, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов (и, в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала), политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов.

Сегодня наше государство продолжает курс на децентрализацию государственного управления, на сбалансированное и интенсивное социально-экономическое развитие всех регионов нашей страны. Так, Дмитрий Анатольевич Медведев, в своем послании Федеральному собранию, подчеркнул: "Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач".

В проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, разработанном Министерством регионального развития РФ, определяются базовая и стратегическая цели региональной политики Российской Федерации. Базовой целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Стратегической целью региональной политики является – формирование эффективного и компактного государства.

Таким образом, в региональной политике России на современном этапе развития страны, политическая воля высшего руководства направлена на укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения.

Значение и содержание региональной политики в современной России

В России, как в государстве, расположенном на огромной территории и устроенном на федеративных началах, региональный фактор играет чрезвычайно существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии страны. В настоящее время в России формируется принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом, территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем, среди которых особенно выделяются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, кардинальное изменение условий размещения производства и функционирования поселений.

Региональная политика – составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная политика направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.

Выделяют следующие элементы региональной политики:

Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

Исследователи различают два уровня региональной политики:

Федеральный – определение "объективных" критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой "индивидуальных" мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;

Региональный – выбор модели поведения региональных властей: "либеральная" модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.

Региональная политика в Российской Федерации – законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.

В настоящие время профильное Министерство регионального развития РФ курирует следующие масштабные федеральные целевые программы по социально-экономическому развитию регионов:

- "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"

- "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы"

- "Юг России (2008 – 2012 годы)"

-"Социально-экономическое развитие Калининградской области на период до 2014 года

- "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"

- "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"

Эти федеральные целевые программы направлены на развитие важных для страны, в стратегическом и геополитическом плане, регионов. Реализация этих программ уже приносит положительные результаты. Вместе с тем, назрела необходимость совершенствования программно-целевых инструментов социально-экономического развития регионов. Нужны новые, современные механизмы инвестирования средств в регионы, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество услуг населению.

С другой стороны – обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов Российской Федерации и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.

Стратегической целью региональной политики является – формирование эффективного и компактного государства.

В концепции обозначены основные проблемы реализации региональной политики на данном этапе развития России:

-процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти до конца не завершен.

-отсутствует механизм ответственности территориальных органов за исполнение возложенных на них полномочий

-процесс практической реализации общих принципов организации местного самоуправления неоправданно затянулся

-отсутствует целостная система стратегического планирования развития общественной инфраструктуры.

-существуют недостатки налоговой и бюджетной систем, которые мешают развитию регионов.

Последствием этих проблем является то, что базовая цель региональной политики – сокращение различий социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации – так и не достигнута. Приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономические различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, по ряду позиций увеличиваются.

Очевидно, что применение на федеральном уровне различных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая межбюджетные трансферты, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов.

Сохранение этих тенденций влечет фактическую дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства, может привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов, возникновению межнациональных конфликтов, в том числе проявлению различных форм нетерпимости, бытового национализма и ксенофобии.

Таким образом, Все эти в общих чертах обозначенные обстоятельства, диспропорции в региональном развитии России диктуют необходимость формирования концептуально новой комплексной и последовательной региональной политики с правильным выявлением проблем регионального развития, причин их возникновения и формирование ценностей политики регионов, целей и задач и соответственно планомерная их реализация.

Основные направления региональной политики России

В проекте Концепции совершенствования региональной политики Российской Федерации определяются пять задач для достижения целей региональной политики в Российской Федерации в долгосрочном периоде:

-рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов;

-переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики;

-внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий;

-реализация в полном объеме общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является размещение федеральной инфраструктуры в целях создания условий для развития субъектов Российской Федерации с учетом их конкурентных преимуществ.

Развитие субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.

Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: "В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер".

Должна возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

Развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы.

Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственная поддержка развития таких субъектов Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в единое социально-экономическое пространство России может осуществляться путем:

- создания особых экономических зон регионального развития, в том числе применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации, с предоставлением льгот и преференций, прежде всего, за счет средств федерального бюджета;

- субсидирования тарифов на услуги естественных монополий на территориях, где они влекут чрезмерно высокие издержки производства, а также отдельных видов деятельности по оказанию услуг населению в целях повышения их конкурентоспособности;

- организации доступа к дешевым финансовым ресурсам, в частности, путем субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговых платежей, а также предоставления дополнительных преференций налогового и таможенного характера в целях стимулирования инновационного развития и модернизации приоритетных для регионов производств;

- принятия мер, направленных на сохранение исторического и (или) природно-ландшафтного облика территорий и культурных традиций при повышении качества социальной среды.

В концепции приводится ряд задач, которые должны решать налогово-бюджетные инструменты региональной политики:

- сокращение различий в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для реализации ими собственных полномочий при сохранении стимулов к интенсивному социально-экономическому развитию.

Усиление ответственности и подотчетности органов власти субъектов Российской Федерации за эффективность собственной деятельности и конечные результаты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В соответствии с этими задачами, концепцией предусмотрено совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики.

Новые подходы требуются также применительно к организации институциональной составляющей управления региональным развитием.

Механизмом повышения эффективности проведения политики федерального центра на региональном уровне может стать радикальное усиление координирующей, управляющей и контрольной роли института полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Как и применительно к региональному уровню, повышение эффективности отправления муниципальных полномочий связано с укреплением финансовой самостоятельности муниципалитетов. В этой части требуется внесение в бюджетное и налоговое законодательство изменений, направленных на расширение доходной базы местного самоуправления путем:

увеличения количества местных налогов и доли местных налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации путем перераспределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

совершенствования системы выравнивания бюджетов муниципальных образований различных типов в части ужесточения методики расчета и передачи трансфертов;

внедрения механизмов роста доходов местных бюджетов в зависимости от результативности действий органов местного самоуправления по наращиванию собственной доходной базы и реализации экономического потенциала своей территории.

Решение указанных задач, прежде всего, достигается путем создания органами местного самоуправления благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования, что связано с рациональным размещением муниципальной инфраструктуры в единой системе стратегического планирования в Российской Федерации, повышением доступности и качества муниципальных услуг населению, вовлечением в гражданский оборот земельных участков и муниципального имущества, не предназначенного для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также повышением транспарентности муниципального правового регулирования и ликвидацией административных барьеров.

Выводы

Региональная политика – очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика – самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' – анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия – особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' восстановления после кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

Литература

Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 30.12.2008) // СПС "Консультант Плюс". Версия Проф.

Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации"

Проект федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации"

Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук // учебное пособие. – М., 2009. – 197 с.

Пикулькин, А.В. Система государственного управления [Текст]: учебник для вузов / А.В. Пикулькин; под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 2009. – 241 с.

Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика [Текст] / Р.Ф. Туровский. – М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. – 234 с.