ODiplom // Право и ТГП // 12.07.2012

Основные обязанности человека и гражданина РФ

Основные обязанности человека и гражданина РФ.

Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Данный конституционный принцип – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации.

Институт прав и свобод закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы.

1. Понятие и виды основных прав и свобод человека и гражданина РФ

Понятие "права человека" подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и собственность. А также права человека включают физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т. д. В некоторых странах в настоящее время добавили право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Принято считать, что данные права человека государственная власть не может даровать или отчуждать своими подзаконными актами и действиями.

Права гражданина являются следствием гражданства или юридической связи лица с конкретным государством. К правам человека как личности, принадлежащей к определенному политическому сообществу, причисляются следующие:

1) избирательное право;

2) право на объединение;

3) право на участие в управлении делами государства и т. д.;

4) социально-экономические права (на бесплатное государственное обучение и медицинское обслуживание).

В некоторых странах с тоталитарным режимом имеет место разделение прав: права трудящихся и права граждан, права трудящихся включают в себя больше пунктов прав и свобод. Например, трудящиеся граждане имеют дополнительные социально-экономические права: право на отдых, на образование.

Основополагающую роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона Российской Федерации: "Права и свободы человека и гражданина". В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Кроме Конституции, нормы данного института закреплены рядом соответствующих нормативно-правовых актов, прежде всего конституционными федеральными законами, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы: "О гражданстве Российской Федерации", "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О свободе вероисповедания" и другие.

Следует подчеркнуть, что институт Конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала прав и свобод человека, определяющие правовое положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Поэтому неудивительно, что Конституционное право выполняет важную доминирующую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина и наделении его правами, свободами и обязанностями. Следует отметить, что другие отрасли российского права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д.

К предмету прав и свобод человека в этой области относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в Конституции РФ. В ней в частности отмечается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности.

Понятие "основы" отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1. Во-первых, правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

2. Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и других.

3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, т. е. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации.

Правовой институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе Российского Конституционного права, непосредственно следуя за правовыми нормами, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Очевидно, что такая последовательность вполне закономерна, поскольку именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовой статус человека и гражданина.

Этим положением предопределено и соотношение первой и второй глав Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что выдвигавшееся в процессе разработки проекта Конституции предложение начать ее с главы о правах человека и гражданина не получило поддержки.

Правовые нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с другими конституционно-правовыми институтами, причем эта связь взаимная. Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основываются на основных началах статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения ( в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

2 Конституции включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющие основание, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято квалифицировать на три группы: личные, политические и социально-экономические.

1). Личные права и свободы.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции). Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни. В силу чрезвычайности такой меры, условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казнь сохраняется временно.

Право на охрану государством достоинства личности (ст.21). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст.22). Заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Право неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Право человека на защиту своего честного имени (ст.23). Установлено впервые, причем установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну(ст.24) проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

Свобода передвижения. В ч.1 ст27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее (ч.2 ст.27).

Право определять и указывать национальную принадлежность( ст.26). Никто не может быть принужден к определению своей национальности.

Свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст.28 Конституции каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).Конституция признает, что никто не может быть принужден к выражению своих нений и убеждений и отказу от них. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения общественным достоянием.

2). Политические права и свободы.

Право участвовать в управлении делами государства (ст.32). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст. 32, ч.5) в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные, коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.

Право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30).

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст31). Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя РФ, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

2). Социально-экономические права и свободы.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34). Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).

Право частной собственности (ст.35). Конституция признает и защищает частную собственность, расширяет гарантии ее охраны. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляется право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжения землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ч.1, 2 ст.36).

Право человека в сфере труда (ст.37). Конституцией данное право сформулировано применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом.

Право на отдых ( ч.5 ст.37). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Охрана семьи, защищенность материнства и детства (ст.38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства определяет перечень различного рода пособий,денежных и иных выплат, связанных с беременностью, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных, установленных законом случаях. (ч.1 ст.39)

Право на жилище (ст.40) Оно включает 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь( ст.41 )предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Право на образование (ст.43). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44).

2. Основные обязанности человека и гражданина РФ

Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, – обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).

Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).

Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в налоговом законодательстве. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: "каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам" (ст.58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ" (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

3. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ

1). Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45,46, 53, 55,56, 60,61.

Защита прав и свобод – обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45) Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и в ведение субъектов РФ (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы.

Самозащита прав и свобод. Человеку предоставлено право самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Закон "Об оружии" от 20.0593 г. предусматривает право на приобретение и использование оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям.

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46). В суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международная защита. Конституция РФ предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ.

Возмещение вреда. Согласно ст.53 Конституции РФ "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц". Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу и т.д.

Неотменяемость прав и свобод. Ч.2 ст.55 Конституции устанавливает, что в России законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод. В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Конституционные права граждане имеют и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

2). Конституционные гарантии правосудия.

Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключении произвола в судебном разбирательстве.

Гарантии подсудности. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основании конфиденциальности. Помощь адвоката подлежит оплате. Но поскольку не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь, Конституция устанавливает, что в случаях, когда это предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Конституция предоставляет каждому задержанному, заключенному, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48).

Презумпция невиновности (ст.49 ). Данная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Конституция подчеркивает, что вина должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.

Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Еще одна важная грань презумпции невиновности: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения. В ст.50 Конституции содержится гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Т.о., уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело.

Недействительность незаконно полученных доказательств( ч.2 ст 50). Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Гарантии от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Права потерпевших. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический вред, то этот вред подлежит возмещению.

Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Закон (УПК) охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от них зависит и прекращение дела в случае примирения с обвиняемым.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба.

Но права потерпевшего гарантируются Конституцией РФ (ст.52) также и в отношении "злоупотребления властью" что означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением нарушают закон.

Запрет обратной силы закона. Конституция РФ (ст.54) закрепляет, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

4. Формирование системы прав и свобод человека.

Возникновение понятия "права человека", т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое.

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей.

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю – только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

1) личные;

2) политические;

3) экономические, социальные и культурные.

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

Гражданские права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.

Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую её черту.

История становления прав и свобод человека и личности очень насыщена.Например в Конституции США 1787 года не было указаны права человека, но в 1791 году было принято 10 поправок к конституции США (право на оружие, неприкосновенность жилища и т.д.). В Конституции Франции не содержалось отдельного раздела по правам человека, однако в преамбуле это нашло отражение, в 1946 приняли, а 1957 году признали все права человека.

В Англии в 1211 году была принята – "Великая хартия вольностей" – через суд, неприкосновенность. Уже в 16 веке в Англии – Habeas corpus act подтверждает принадлежащие человеку права.

В России о правах человека в первые упомянуто в "Псковской судной грамоте". В ней нащупывались подходы к процессу защиты прав.

В реформах Петра I права человека нашли отражение в документе от 17.04.1722 года: "Охранения прав граждан". Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в XVIII в. в США н во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев (1749– 1802). Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй1.

Естественную свободу и равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на "безопасность, жизнь и собственность" отстаивали и декабристы.

Естественноправовые идеи Декларации 1789 г. в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного кружка петрашевцев, деятели русского демократического движения. Известный российский реформатор Сперанский в Своде законов ввел большой раздел национальных отношений. В 1906 году – последняя редакция Свода законов был раздел 8 тома 1 – права и обязанности российских поданных – подтверждались общие права на судебную защиту, неприкосновенность жилища, свободное избрание места жительства, приобретать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства, устраивать собрания. Свобода веры допускалась ещё с 18 века – в России всегда была большая степень веротерпимости.

В науке о формировании прав и свобод человека существует концепция трех поколений:

1. первое поколение прав – гражданские и политические свободы, совесть, петиции и т.д.

2. к началу 20 века (революции в России, Европе) – второе поколение пав – социально-экономические, культурные права. Впервые в советском законодательстве – право на труд, образование, здравоохранение, жилища – распространилось по всему миру "Социальная хартия Европы" – 1953 год – признали права инвалидов.

3. третье поколение прав – НТР. Достижение в биологии (трансплантация, клонирование), глобальные катастрофы (Чернобыль), экологические, демографические – человек имеет право на здоровую окружающую среду, свободу от экспериментов. Это всё должно быть закреплено международными актами.

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.

В-третьих, права человека – это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

В-четвертых, правам человека обязательно корреспондируют обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из важных условий их успешной реализации.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.). В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 -г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты специализированной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ).

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство – участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по международным каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия "человеческое измерение ОБСЕ". По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Копенгагене, Вене, Москве. Принятая в Париже Хартия для новой Европы уделяет большое внимание правам и свободам человека и гражданина.

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие. Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках, что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос встает в связи со вступлением России в Совет Европы – основные европейские конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно, что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.

Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции. Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

В Конституции Российской Федерации не делается прямое разделение прав и свобод на группы, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

5. Основания юридического ограничения прав и свобод человека и гражданина

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства Это согласуется с рядом важнейших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Согласно Ст.8 Конституции РФ права и свободы граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

– в пограничной полосе;

– в закрытых военных городках;

– в закрытых административно-территориальных образованиях;

– в зонах экологического бедствия;

– на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

– на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

Определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции РФ отсылки к федеральному закону относится к полномочиям только федерального законодателя, однако и он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией РФ критериям может быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что такие ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина. Нормирующим пределом для законодателя, а также органов исполнительной и судебной власти является ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.

Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.

В том случае, когда обстоятельства требуют более жестких подходов к ограничению прав и свобод человека, необходимо вносить соответствующие поправки в Конституцию. Наличествуют ли такие обстоятельства в настоящее время? Решая данный вопрос, отметим, что, вероятно, можно было бы вести речь о внесении антитеррористических поправок, тем более что общественное мнение при сложившейся в настоящее время в стране ситуации, возможно, поддержало бы такие нововведения. Очевидно, можно говорить и о возможности проведения таких поправок через парламент. Однако решать данный вопрос, безусловно, нужно очень осторожно, ибо любое изменение конституционного текста чревато многими политическими последствиями, в том числе и на международном уровне.

Определяя критерии ограничения прав человека, необходимо исходить из следующих принципиальных позиций:

1) форма ограничения прав человека – федеральный закон;

2) цель ограничения прав человека – общественная безопасность;

3) критерий ограничения прав человека – крайняя необходимость, при соблюдении следующих условий: наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам; невозможность защиты правоохраняемых благ иными способами; соразмерность вводимых ограничений; причиняемый вред меньше, чем предотвращаемый вред;

4) общий характер таких ограничений – ограничения не носят персонифицированной направленности, их действие распространяется на каждого;

5) соблюдение общепризнанных международных норм и принципов – ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;

6) разумная достаточность мер государственного ограничения прав – ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако в любом случае не допускается ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;

7) соразмерность ограничения прав, свобод и цели, во имя которой ограничиваются права, – безопасность всех рассматривается как приоритет по отношению к соблюдению (гарантированию) определенных свобод каждого отдельного гражданина (человека).

8) установленные ограничения должны быть четко сформулированы и не допускать произвольного толкования. Норма, ограничивающая права и свободы, должна ясно определять пределы ограничений.

В международной практике считается общепризнанным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных |\iep. К таким обстоятельствам закон относит:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Здесь учтены события как зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным положением понимается конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, подходить к его введению нужно осмотрительно.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и международные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод.

Статья 56 Конституции РФ допускает, что "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положения, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защиту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, направленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47–50).

Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении". В Федеральном конституционном законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Применительно к правам человека Федеральный закон "Об обороне" определяет военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан. Так же как и чрезвычайное положение, военное положение вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Кроме ограничений прав человека, в период военного положения на граждан могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; участвовать в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования.

Данные ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан допускаются только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства, а также при условии, что они не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан.

Во исполнение международно-правовых обязательств в Федеральном конституционном законе "О военном положении" содержится норма, касающаяся обязанности Президента РФ в случае введения военного положения в Российской Федерации принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан (ст. 22).

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что правовой режим военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц. Но эти временные ограничения отдельных прав граждан на период военного положения должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую- либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Одним из главных признаков режимов военного и чрезвычайного положения является временный характер их существования. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" если оно вводится на всей территории России, то срок его действия не должен превышать 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. После устранения причин, вызвавших необходимость во введении чрезвычайного или военного положения, они отменяются также указом Президента РФ. Ограничения прав и свобод в особых условиях – это вынужденная мера, имеющая временный характер, которая прекращается при отмене режимов чрезвычайного и военного положения, а права и свободы человека, которые были ограничены, восстанавливаются в полном объеме.

Выводы

Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям. Так, в зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека. В зависимости от характера субъекта – на индивидуальные и коллективные. Можно классифицировать их на основные и дополнительные.

В Конституции Российской Федерации не делается прямое разделение прав и свобод на группы, но в изложении заметна сгруппированость прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

В юридической науке существует понятие ограничения прав и свобод гражданина. Ограничения диктуются, прежде всего, необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Российская газета, N 7, 21.01.2009

2. ФКЗ "О военном положении" в ред. Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 N 6-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ

3. ФКЗ "О чрезвычайном положении" в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 N 2-ФКЗ, от 07.03.2005 N 1-ФКЗ от 30.05.2001

4. Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

5. Алексеев С.С. Теория государства и прав- М.: Норма, 2009

6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: – м.: Норма, 2010.

7. Имашева Е. Г.Конституционное право зарубежных стран-М.: Норма, 2010.

8. Кавкина В.А. Конституционное право РФ – М.: Норма, 2011.

9. Капилярова Ю.М. Конституционное право – М: Проспект, 2010

10. Кирсанова А.Л. Конституционное право РФ- М.: Норма: 2011 С.67

11. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации – М.:Юрайт, 2011.

12. Малько А. В., В. В. Нырков, К. В. Шундиков Теория государства и права- М.: Норма, 2009

13. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор – член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2001.

14. Семанюк Е.А. Конституционное право РФ – М.: Юрайт, 2010

15. Смоленский М.Б. Конституционное право РA – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

16. Симиникина П.Р. Права человека в современной России – М.: Норма, 2012.

17. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. – М.: НОРМА: 2008С.345

18. Уляшенко Л.Д. Конституционное право РФ –М.: Проспект, 2009

19. Юлько П.Р. Конституционное право РФ – Ростов-на –Дону: Феникс, 2010

20. Квитко Александр Федорович Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук – М.: 2008