ODiplom // ГМУ // 17.04.2018

Основы местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 17.04.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Основы местного самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В России, несмотря на внедрение новых технологий муниципального управления, продолжается рост недовольства населения качеством предоставления социальных услуг. Это обусловлено недостаточно высоким уровнем работы государственных и муниципальных органов социального управления. В настоящее время уровень выполнения функций органами местного самоуправления оставляет желать лучшего, поэтому необходимо глубокое понимание особенностей функций местного самоуправления в РФ.

Понятие местного самоуправления

Основы местного самоуправления

Осуществлять управление на местном уровне – это значит воздействовать на местные сообщества и направлять их развитие путем планирования, организации, регулирования, контроля и других методов. Под методами в данном случае понимают:

  • способы, средства и приемы практического осуществления управленческой деятельности;
  • способы, средства и приемы воздействия одного субъекта правоотношений на другого;
  • инструменты для принятия управленческого решений.

Что такое местное самоуправление в современных условиях – это прежде всего управленческая деятельность направленная главным образом на решение вопросов местного значения.

В науке термин местное самоуправление трактуется по разному. Так русский государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал "децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением" [1].

В.Н. Парахина в своей книге привела определение данное еще в советское время Л.А. Велиховым: это "государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения" [2].

Статья 130 Конституции Российской Федерации определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [3].

Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

В настоящее время широкое распространение получило восприятие местного самоуправления как "...организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения"[4].

Методы муниципального управления

Методы муниципального управления – это конкретные механизмы воздействия населения, органов и должностных лиц местного самоуправления на объекты управления в целях оптимального функционирования и развития муниципального образования. Методы муниципального управления отражены на рисунке ниже.

Методы муниципального управления

Методы муниципального управления.

Рассмотрим ключевые методы местного самоуправления подробно. Начать следует с правовых методов.

Правовые методы муниципального управления – это система правовых актов, регулирующих деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающих статус всех звеньев системы муниципального управления.

Административные методы представляют собой систему распределения прав, задач, функций и обязанностей, а также установления ответственности и форм взаимодействия населения, органов и должностных лиц местного самоуправления, позволяющую быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации. Административно-организационным методам присущи такие признаки, как оперативность, прямое воздействие на управляемый объект, обязательность выполнения принимаемых решений, строго определенная ответственность за невыполнение решений и персональная ответственность за выдачу ошибочных решений.

Экономические методы местного самоуправления составляют систему воздействия посредством экономических рычагов на социальные и экономические процессы в целях обеспечения эффективной муниципальной политики. С помощью экономических методов субъекты местного самоуправления добиваются должного поведения управляемых объектов путем воздействия на их материальные интересы.

Социально-психологические методы управления представляют собой методы, при использовании которых учитываются индивидуальные характеристики отдельных субъектов муниципально-правовых отношений как специалистов и руководителей, так и коллективов, общественных объединений, юридических лиц [5].

Организационно-правовые методы управления разделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно- методическое инструктирование, договоры.

Методы муниципального управления на основе материальной мотивации включают в себя экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей. К ним относятся экономическое стимулирование, экономическая ответственность, экономическое прогнозирование.

Методы муниципального управления на основе моральной мотивации ориентированы на моральные интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, в обществе. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, методы психологического побуждения и т. п.

Метод диспозитивный – метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий равноправное положение субъектов и предоставляющий им право на самостоятельный выбор своего поведения.

Метод императивный – метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий положение субъектов, построенное на субординации и прямом подчинении.

Наиболее универсальными методами организации деятельности муниципального управления являются прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль и учет.

Прогнозирование – профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов на основе учета и анализа соответствующих статистических данных и достижений науки.

Планирование – определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей достижения определенных результатов. Система планирования работы органов местного самоуправления позволяет согласовывать во времени все стороны деятельности руководства органов местной власти и их структурных подразделений.

Стандартный план работы местной администрации

Стандартный план работы местной администрации

Организация управленческого труда муниципальных служащих является одним из важнейших методов муниципального управления. Так, организовать работу муниципальных служащих означает:

  • определить функции, права, обязанности муниципальных служащих;
  • распланировать структуру отделов и штаты;
  • наделить материальными и денежными средствами;
  • подобрать и расставить управленческие кадры;
  • своевременно направить муниципальных служащих на переподготовку и повышение квалификации и т. п.

Регулирование – один из методов муниципального управления, устанавливающий режим, рамки и порядок какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов, а также осуществляющий их корректировку с учетом требований изменений внешней и внутренней среды. Наиболее распространенными формами регулирования в практической деятельности стали регламентирование и стандартизация. Основными документами, регламентирующими организацию деятельности органов местного самоуправления, являются регламенты.

Оперативное распорядительство означает издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов. Согласование – это координация, объединение действий различных субъектов муниципального управления в целях достижения общих задач.

Контроль – метод, устанавливающий соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным параметрам. Контроль в сфере муниципального управления также заключается в проверке фактического исполнения законов и муниципальных правовых актов, анализе путей и средств их выполнения. Контроль в деятельности местной администрации включает в себя:

  • контроль за своевременным (в сроки) и качественным (полным и точным) выполнением документов;
  • обобщение результатов исполнения;
  • информирование руководства о ходе и результатах исполнения документов.

Итак, муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей. Кроме того, в системе местного самоуправления можно выделить методы убеждения и принуждения, методы коллегиального и единоличного управления, общие и специальные методы, стратегические и тактические методы и т. п.

Функции муниципального управления

В теории муниципального управления вопрос о функциях управления является одним из центральных, так как он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях муниципального управления.

Отдельные функции в муниципальном управлении выделяются объективно. Этот процесс порождается сложностью объекта муниципального управления. Возникновение функций управления – это результат дифференцированных целенаправленных воздействий разделения и специализации труда в сфере муниципального управления. Любой объект муниципального управления направлен на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.

Универсальность, вытекающая из сущности управления, не зависит от формы управления и состоит в целенаправленном воздействии на объект управления. Содержание управления связано с содержанием объекта, определяется им и вытекает из него. Функции, в которых должна раскрываться сущность управления муниципальным образованием как категория науки управления, являются одной из форм реализации отношений управления, следовательно, универсальны, т.е. они характеризуют любой процесс управления.

Функции управления муниципальным объектом – особый вид деятельности, выражающий направления целенаправленного воздействия на отношения людей в процессе управления муниципальным образованием. Функции муниципального управления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, на достижение которых направлена муниципальная деятельность. Функция управления – это элемент системы муниципального управления, она определяет содержание муниципального управления.

Основная классификация конкретных функций муниципального управления регламентирует процесс разделения и специализации труда в сфере управления. На этой основе выделяются структурно обособленные объекты муниципального управления [6].

В современном обществе местное самоуправление выполняет ряд функций. В.Н. Парахина выделяет следующие:

  • как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для выполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;
  • как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг;
  • как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами [2].

Органы местного самоуправления играют роль организационной структуры, выступающей от лица субъекта местного самоуправления населения муниципального образования, следовательно, указанные органы должны осуществлять два типа функций объективно присущих этому субъекту:

  • проектная функция;
  • программная функция.

Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, артикулировании, разработке проекта развития муниципального образования и принятии необходимых решений в форме правовых актов, создающих правовую базу для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Литература

  1. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. – Санкт-Петербург, 1908 г.
  2. Парахина В.Н. Муниципальное управление – М.: КНОРУС, 2011
  3. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
  4. Кирсанов С. А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: Андреевский издательский дом, 2011
  5. Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева – М.: ЭКСМО, 2011
  6. Зотов В.Б. Система муниципального управления – СПб.: Питер, 2011