ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Особенности выполнении аудиторами специальных заданий и сопутствующих услуг

Особенности выполнении аудиторами специальных заданий и сопутствующих услуг.

Сущность, назначение и содержание аудиторского заключения по специальным аудиторским заданиям

Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям.

Под специальным аудиторским заданием понимается выполнение установленных договором и (или) поручением между аудитором и иным юридическим лицом действий по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным (по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством) и инициативным (во всех остальных случаях).

Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:

- государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (органы дознания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможенные органы и т.д.);

- иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств (счетные и контрольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъектов, страховые организации, независимые оценщики и т.д.).

Срок проведения задания определяется по договоренности с аудиторской организацией и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Аудиторские организации (аудиторы) должны быть независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших выполнение задания.

Примерная структура заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям:

- название документа в целом – "Заключение по специальному аудиторскому заданию";

- адресат;

- вводная часть (представление аудиторской организации, объект задания, определение ответственности исполнительного органа экономического субъекта за составление бухгалтерских документов);

- аналитическая часть (описание выполненной работы, описание и обоснование использованных методов, изложение существенных вопросов);

- итоговая часть (мнение аудитора по результатам выполнения задания);

- дата выдачи заключения;

- подпись аудитора.

Выполнение специального аудиторского задания по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, а также по поручению государственных органов

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности (состоянии дебиторской задолженности, наличии материально-производственных запасов и др.).

Аудитор должен помнить, что каждая статья отчетности связана с другими статьями отчетности. Проверяя взаимосвязанные статьи, аудитор должен использовать аналитические и другие аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям.

Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту.

Заключение аудиторской организации по специальному заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд, арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством РФ дать аудиторской организации поручение о проведении специального аудиторского задания при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Выводы аудитора должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. Каждый вывод аудитора должен содержать выявленные аудитором факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и др.

В виде приложений к заключению могут быть графики, таблицы, отражающие результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документов и др. В тексте заключения делаются ссылки на прилагаемые документы.

Содержание аналитической части заключения должно обеспечить государственным органам, поручившим задание, возможность однозначно определить обоснованность заключения аудитора, его доказательную ценность.

Данные, полученные в ходе выполнения задания, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда только с разрешения указанных органов.

Особенности аудита прогнозной финансовой информации

Под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

Проверка прогнозной финансовой информации экономического субъекта является услугой, сопутствующей аудиту. Она не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной информации.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза.

Эта информация может быть в форме:

1. Прогноза – это прогнозная финансовая информация, подготовленная на основании допущений относительно будущих событий и действий руководства (например, планируемые показатели денежных потоков, прибылей и убытков);

2. Перспективной оценки – это прогнозная информация, подготовленная на основании гипотетических допущений относительно будущих событий и действий, которые не обязательно будут иметь место (например, суммы предполагаемых расходов в случае введения обязательных платежей);

3. Комбинации прогноза и перспективной оценки.

Ответственность за содержание прогнозной финансовой информации несет руководство экономического субъекта: ответственность за выражение мнения о ней – аудиторская организация.

Проверка прогнозной финансовой информации проводится с целью установления ее надежности, реалистичности и возможности использования.

Аудитор не может выразить мнение по поводу того, сможет ли организация достичь результатов, указанных в прогнозной информации. Его задача – получить доказательства того, что:

- наилучшие оценки руководства обоснованны, а гипотетические допущения согласуются с назначением информации;

- прогнозная информация надлежащим образом подготовлена на основании той же информации, допущений и принципов, что и финансовая отчетность за предыдущие периоды;

- все существенные допущения раскрыты в надлежащей мере с указанием того, являются ли они наилучшими оценками или гипотетическими допущениями.

Представление о процессе подготовки прогнозной финансовой информации может быть получено на основе анализа:

- опыта и компетентности лиц, готовящих информацию;

- характера документации, подтверждающей допущения руководства;

- степени использования статистических, математических методов и компьютерной техники;

- точности прогнозной информации, подготовленной в предыдущие периоды.

В отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должна содержаться следующая информация:

- название документа – "Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации", сведения об аудиторской организации, дата отчета и адресат;

- указание на то, что проверка проводилась в соответствии со стандартом аудиторской деятельности;

- указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации;

- указание на отсутствие или наличие фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке прогнозной финансовой информации, и на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых;

- мнение аудиторской организации в отношении правильности подготовки прогнозной финансовой информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления;

- подпись аудитора.