ODiplom // ГМУ // 28.11.2018

Открытое правительство в России

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 28.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Открытое правительство в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Идея "открытого правительства", несомненно, прогрессивна, т.к. концепция открытых систем в теории систем показывает, что открытые системы лучше закрытых систем. Именно открытое правительство позволит значительно повысить качество государственных услуг.

Понятие открытого правительства

Открытое правительство в Российской Федерации

Термин "открытое правительство" стал активно использоваться Администрацией Президента США Б. Обамы в 2009 г. Под "открытым правительством" понималась такая система государственного управления, которая базируется на трех принципах:

1. Прозрачность

2. Участие

3. Сотрудничество

Поскольку навыки и знания отдельных индивидуумов, особенно в области информационных технологий, нередко превосходят компетенции служащих в органах власти, правительству следует создавать условия, которые бы привлекали граждан применять свои умения и навыки для помощи государственным органам в решении проблем, стоящих перед всем обществом. Подобный обмен знаниями должен быть удобен, прост и широко доступен на основе технологических решений. При этом целью сотрудничества становится создание новых возможностей для предпринимательства, открытия инновационных видов деятельности, результаты которой могут быть полезны и обществу, и государству. "Открытое правительство" – это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, посредством вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социально-значимых проектов правовых актов[1].

Открытое правительство призвано обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

Метод взаимодействия, позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования правовых актов, является основополагающим в работе "Открытого правительства".

возможности открытого правительства

Возможности открытого правительства для граждан

Принципы открытого правительства

Открытость федеральных органов исполнительной власти – это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:

Принцип информационной открытости – своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

Принцип понятности – представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

Принцип вовлеченности гражданского общества – обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

Принцип подотчетности – раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Для соблюдения принципов открытости федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

Механизмы реализации открытости

Механизмы реализации принципов открытости

Механизмы открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства [2].

В современной России в рамках Открытого правительства федеральные органы исполнительной власти утверждают ведомственные планы реализации принципов открытости в своей деятельности. Разработка ведомственного плана осуществляется с учетом полученных результатов мониторинга уровня открытости, проводимого в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, с привлечением общественного совета, заинтересованных референтных групп и экспертов. Ведомственные планы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти и подлежат публичному размещению на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Итак, концепция "открытого правительства", в том виде, в котором она сейчас широко распространена в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация "открытого правительства" необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики. Кроме того, это международный тренд, и от того, идёт страна в ногу со всем мировым сообществом или отстаёт, зависит её престиж. Тесное взаимодействие с гражданами может быть ценным каналом получения обратной связи и идей, тем не менее, ключевую роль в государственном управлении по-прежнему будут играть специалисты-профессионалы, несущие персональную ответственность за принимаемые ими решения.

Нормативно-правовое регулирование открытого правительства в РФ

В условиях информационного общества происходит преобразование государственного управления. Использование современных технологий не только помогает индивидам оперативно получать актуальную информацию о субъектах государственного управления, напрямую обращаться к государственным органам, но и позволяет субъектам государственного управления оперативно получать и анализировать информацию о явлениях общественной жизни, требующих принятия управленческого решения. Однако все это требует адекватного нормативно-правового регулирования [3].

Электронное и открытое правительство тесно связаны. Одно базируется на другом. Нормативное определение, данное в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., гласит, что это "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов". Однако, в конечном счете, сущность государственных услуг сводится к одному – качественно новые процедуры взаимодействия органов государственной власти с населением в информационную эпоху в противовес бюрократизму и волоките.

Нормативное регулирование электронного правительства в Российской Федерации осуществляется в основном на подзаконном уровне. В первую очередь это Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р "О Концепции региональной информатизации до 2010 г.", Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. № Пр-212, Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р "О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.", Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 27 декабря 2012 г.) "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 гг.)" [4].

Теперь необходимо отметить те номативно-правовые акты которые напрямую связаны с термином "открытое правительство".

Важным шагом в становлении Открытого правительства стало то, что в 2012 году Президент РФ подписал Указ от 8 февраля № 150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство". Когда были подготовлены основные мероприятия, вышел Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", где Правительству РФ было поручено обеспечить применение федеральными органами исполнительной власти различных форм публичных консультаций при обсуждении законопроектов, установлены показатели, отражающие качество и количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, определены временные рамки по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти.

Важную роль в регулировании деятельности Открытого правительства играет Федеральный закон № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [5]. Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. "а" ч. 1 ст. 2)6. Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.

Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем – как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных7.

Правительство РФ Распоряжением от 10 июля 2013 г. № 1187-р8 утвердило перечень размещаемой в сети Интернет общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляется им.

В настоящее время граждане имеют доступ к интернет-порталу "Видео-Дума", сайту "Ваш контроль", собирающему оценки и комментарии о работе государственных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" осуществляется анализ мнений граждан о качестве предоставленных государственных услуг, на основе которого формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления государственных услуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка.

Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" [6]. (далее – РОИ) определил понятие общественных инициатив, а также утвердил Правила их рассмотрения [7].

Действующее законодательство регулирующее Открытое правительство далеко от совершенства. Несомненно, пока российское право построено на политических декларациях и усмотрении чиновника, ожидать гражданской активности не приходится. К сожалению, населению проще договориться с конкретным чиновником, которому также проще договориться с его начальником.

Для того чтобы представители гражданского общества проявили интерес к "Открытому правительству" и начали тратить свое время на взаимодействие с ним, им необходимо предоставить юридические гарантии, что их предложения будут каким-либо образом учитываться. Одних политических заверений недостаточно.

Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в рамках концепции формирования открытого правительства в Российской Федерации

Для повышения качества предоставления государственных услуг в органах государственной власти вводятся изменения не только в работе государственных служащих, но и в их подготовке. Важнейшим фактором является необходимо усиление антикоррупционой политики и повышение качества информационных площадок органов государственного управления.

Для повышения качества предоставления государственных услуг в рамках открытого правительства аттестация служащих стала проводится чаще, требования к госслужащим выросли.

Аттестация – это периодическая комплексная организационно-правовая процедура оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков, и профессионально важных качеств федерального государственного гражданского служащего проводимая с целью определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Объектом оценки при аттестации является не только теоретическая и практическая подготовленность муниципального служащего, но и непосредственное исполнение своих должностных обязанностей. Решение принимается на основании анализа служебной деятельности и её результатов.

Исходя из того, что главная цель аттестации федерального государственного гражданского служащего – совершенствование деятельности региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы, нельзя не отметить тот факт, что аттестация упростит процесс работы с заявителями в территориальном управлении.

Повышение роли информационных технологий. Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди давно достаточно свободно пользуются электронными услугами. Это значительно облегчает жизнь, потому что это облегчает им процесс получения необходимых государственных услуг. В настоящее время это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности.

Можно выделить четыре существующих в сфере исполнительной власти направления работы государственного аппарата с применением IT-технологий, определенных в Концепции формирования "Электронного правительства":

  • Повышение качества и доступности государственных электронных услуг, предоставляемых гражданам и организациям; упрощение процедур и сокращение сроков их оказания; снижение административных издержек; внедрение единых стандартов обслуживания.
  • Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней граждан и институтов гражданского общества.
  • Повышение качества административно-управленческих процессов.
  • Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления; обеспечение контроля результативности деятельности органов государственной власти, обеспечение безопасности "Электронного правительства" при его функционировании

Построение системы оказания государственных услуг в электронном виде должно быть скоординировано с построением системы электронных расчетов за оказываемые услуги, включая расчеты за услуги при реализации программы социальной поддержки населения.

В настоящее время возможность предоставления органами исполнительной власти электронных услуг является важнейшим методом повышения качества услуг. Потребители услуг Федеральной службы по аккредитации смогут существенно сократить время, потраченное на бюрократические проволочки. Соответственно люди станут намного лояльнее относиться к чиновникам территориального управления, и это поможет сгладить конфликтность. Ускорение процесса реализации государственных услуг в аккредитации позволит развиваться малому и среднему бизнесу. Возможность оформления заявки на оказание государственной услуги через интернет увеличит мобильность и позволит потребителям скорректировать сроки в реализации тех или иных планов.

Кроме повышения качества услуг, внедрение информационных технологий упростит работу государственных служащих Федеральной службы по аккредитации, позволит модернизировать документооборот и ускорить процесс выдачи тех или иных документов.

На современном этапе одним из важнейших и определяющих элементов внедрения информационных технологий являться создание высокоинформативного интернет-сайта удобного для использования заявителями. К сожалению в настоящее время качество сайта Федеральной службы по аккредитации оставляет желать лучшего.

В рамках работы открытого правительства следует усилить антикоррупционных меры.

Литература

  1. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в РФ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1, С.127-146
  2. Дмитрий Медведев утвердил Стандарт открытости //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://maxpark.com/community/5202/content/2491858
  3. Данилов Н.А. Электронное правительство и трансформационные изменения публичного сектора // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование. Научный журнал. 2012. № 5. С. 26 – 35
  4. Кононенко Д.В. Модернизация концепций электронного правительства: сравнительно-правовой анализ (РФ И США)// Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция Выпуск № 2 / 2013
  5. Федеральный закон № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Российская газета, N 124, 11.06.2013
  6. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
  7. Добрынин Н.М. Кому нужно "открытое правительство"?//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=963