Художественный мир Б.Л. Пастернака

Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.04.2019

Нестерова И.А. Художественный мир Б.Л. Пастернака // Энциклопедия Нестеровых

Борис Леонидович Пастернак был талантливым поэтом, прозаиком, переводчиком и публицистом. Его талант был оценен в России и за рубежом. Он был награждён Нобелевской премией по литературе.

Особенности художественного мира Бориса Пастернака

Пастернак

Б.Л. Пастернак – талантливый русский писатель, поэт, переводчик и публицист обладал удивительным талантом раскрывать острые проблемы, так чтобы никто не остался равнодушным. Его художественный мир насыщен как видами природы, так и драмами человека.

Явления природы у Пастернака не просто наделены свойствами живых существ, они обладают ими. Природа и поэт у Пастернака равноправны. Он не просто описывает природу, он её одушевляет. Особенностью творчества Бориса Пастернака можно смело назвать и единство мироощущения и поэтической картины мира:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Одна из отличительных черт художественного мира Пастернака -метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него и сама по себе крайне необычна. Она выполняет не характерную для неё роль. Рассмотрим данный аспект подробнее. Итак, традиционно метафора весны означает пробуждение природы и чистоту. У Бориса Пастернака весна настолько насыщена бытовыми подробностями, что эффект пробуждения природы теряется. Это можно наблюдать в стихотворении "Весна" 1918 года.

В произведениях Бориса Пастернака ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а посредством отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Метафора у Пастернака восстанавливает единую картину мира.

Источником пастернаковской метафоры являются взаимопроникающие образы. Его метафора крайне важна, так как выполняет великую работу по восстановлению единства духовного и материального мира.

В поэтическом мире Бориса Пастернака крайне важен лирический герой, образ поэта, который создается в стихах. Невыделенность лирического героя, но "растворенность" в окружающем мире создается Пастернаком с помощью звуковой организации стиха.

Особенный звуковой строй выявляет единство поэта и вселенной. Он восстанавливает целостность бытия и становится образным выражением единства разрозненных предметов и явлений.

Новое соотношение человека и мира рождало в произведениях Бориса Пастернака новое понимание происхождения искусства и поэзии. Отдельно следует рассмотреть специфику эстетики Бориса Пастернака. У него искусство не отражает жизнь. Оно не призвано у него описывать жизнь, распространяться о душевных страданиях. У Пастернака искусство есть эквивалент жизни. Оно берет в ней свое начало. Отсюда и вывод о том, что искусство для поэта- орган речи самой жизни.

Оригинальность художественного образа возникает у Пастернака не тогда, когда он не похож на образы у других, но полностью соответствует действительности. Это и есть художественный реализм Пастернака.

Вечность и время всегда есть в стихах Бориса Пастернака. Однако проявляют они себя в поэтическом слове по разному. Почему? А потому, что они сообщают стилистическому облику слова еще и философское содержание.

Совмещение в одном стихотворении разноплановой в стилистическом отношении лексики использовалось писателем с целью сопряжения различных планов быта и бытия. По этой причине Пастернак не избегает разговорного стиля таким образом сближая поэзию и обыденную речь. При этом это совмещение так преобразует обыденность, что в ней начинает проступать вечность.

Не чужда лирике Пастернака и прямая постановка философских проблем, таких как:

  • Смысл жизни человека;
  • Высшее назначение человека.

Борис Пастернак строит свои произведения не на логике, а на образе. Обыденное в его лирике обнажает присутствие вечного, о чем постоянно свидетельствует искусство, которое рождалось из самой жизни.

Художественное своеобразие романа "Доктор Живаго"

Роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения "классического анализа", то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа "Доктор Живаго" становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.

Главной темой романа "Доктор Живаго" становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.

Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.

Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.

Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ "железу", оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.