ODiplom // Право и ТГП // 10.11.2017

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 10.11.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Судебная система Российской Федерации немыслима без Конституционного Суда. Конституционный Суд реализует конституционный контроль, который относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Конституционный контроль Конституционный Суд осуществляет согласно своих полномочий.

История и понятие Конституционного Суда в РФ

Понятие и функции Конституционного Суда Российской Федерации нашли свое отражение в нормах действующего законодательства. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" дает четкую трактовку данного института:

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1].

Официальной датой создания Конституционного Суда Российской Федерации принято считать 30 октября 1991 года.

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного Суда Российской Федерации

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного Суда Российской Федерации

История Конституционного Суда РФ берет свое начало в далеком 1989 году. Именно тогда Михаил Сергеевич Горбачев предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева [2]. Данный орган действовал до 1991 года и принял 23 решения. В 1991 году Комитет конституционного надзора СССР добровольно прекратил свою деятельность.

Конституционный Суд появился 30 октября 1991 года. Тогда и состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР. Первое заседание конституционного Суда было 14 января 1992 года.

В настоящее время в состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей. Судьи назначаются Советом Федерации Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает важное место в судебной системе Российской Федерации.

Судебная система РФ

Судебная система РФ

Полномочия и статус Конституционного Суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации"[1].

Деятельность Конституционного Суда РФ подразумевает наличие аппарата Конституционного Суда. Штат аппарата в настоящее время включает в себя более двухсот сотрудников.

Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Аппарат Конституционного Суда РФ

Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия Конституционного Суда РФ

Толкование Конституции Российской Федерации

Толкование Конституционным Судом Конституции осуществляется при рассмотрении любых вопросов, относящихся к его компетенции. В этом случае толкование Конституции является правом Конституционного Суда. Вместе с тем законом прямо закрепляется обязанность толкования Конституции в случае запроса компетентными должностными лицами или государственными органами.

В Российской Федерации полномочие по толкованию Конституции РФ реализуется по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Таким образом, толкование Конституции, в первую очередь, ограничено кругом субъектов, имеющих право поставить вопрос относительно толкования тех или иных Конституции. Непосредственное толкование Конституционным Судом Российской Федерации конституционных норм по запросам строго определенного круга субъектов имеет высшую юридическую силу по отношению к любым правоприменительным актам. В отличие от иных видов толкования оно имеет преимущественное значение для правотворческой деятельности. И, наконец, конституционное толкование, несмотря на возможность его опровержения научной доктриной, не может быть проигнорировано ни в какой другой правовой деятельности.

Толкование это разъяснение смысла текста Конституции РФ которое направленно на единое понимание и применения конституционных положений [3].

Конституционный Суд может дисквалифицировать международные и внутригосударственные договоры. Помимо этого, Конституционный Суд РФ рекомендует законодателю осуществить необходимое нормативно-правовое регулирование в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ. В этих случаях его правовые позиции выступают материальными критериями нового правового регулирования, задают ему известные параметры, являются своеобразными моделями будущих правовых норм.

Как считает Н.В. Витрук, изменение правовой позиции возможно и допустимо в случаях дополнений и изменений действующей Конституции РФ [4].

В настоящее время законодательство регламентирует систему правил и норм которым судьи Конституционного Суда РФ обязаны следовать при интерпретации базовых норм. Это очевидно из статьи 74 Федерального конституционного закона 1994 г. Говоря о толковании основных норм, мы имеем в виду только толкование, непосредственно связанное с применением базовых законоположений. Конституционный Суд РФ в ряде своих решений сформулировал правовую позицию о недопустимости принятия к производству запросов о толковании конституционных положений, конкретизированных в действующем законодательстве, ибо в таких случаях под видом толкования осуществляется проверка конституционности не заявленных в Конституционный Суд норм текущего законодательства [5].

В завершении следует отметить, что деятельность Конституционного Суда в Российской Федерации требует совершенствования путем ужесточения контроля за его деятельность и эффективностью.

Литература

  1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"
  2. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/history_spravki/20111024/469340306.html
  3. Право и закон /Под общей ред. В. И. Червонюка – М.: Колос, 2003.
  4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс – М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Солостовская Я.В. Некоторые проблемы толкования норм Конституции России // Вестник Саратовской юридической академии, № 2, 2016