ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Понятие, цель, нормативное регулирование аудиторской деятельности

Понятие, цель, нормативное регулирование аудиторской деятельности.

Понятие аудиторской деятельности

"Аудитор" (лат.– "слушатель"). Наиболее часто встречается мнение, что история возникновения аудита как профессии относится к XIX в., а исторической родиной считается Великобритания.

В России слово "аудитор" появилось во времена Петра I. Институт аудиторов был введен в армии, где они расследовали дела, связанные с имущественными спорами. Были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторов в 1888 г., 1907-1912 гг., 1929-1930 гг. В России аудиторов называли присяжными бухгалтерами, однако должного признания они не получили.

Потребность в аудите создали следующие условия:

- Несовпадение интересов составителей информации (администрации) и пользователей (контролирующие органы, акционеры, инвесторы).

- Принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, может повлечь за собой негативные экономические последствия.

- Необходимость специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не обладают пользователи информации.

- Отсутствие времени и материалов для оценки информации и ее качества.

Первая российская аудиторская организация "Инаудит" была создана в 1987 г. в эпоху перестройки. В декабре 1993 г. был опубликован Указ Президента, утверждающий "Временные правила аудиторской деятельности в РФ", в которых определялись правовые нормы аудита в РФ, указывалось на необходимость аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности. В августе 2001 г. опубликован ФЗ "Об аудиторской деятельности", законодательно утвердивший аудит в России.

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

С развитием рынка происходит расширение ассортимента и объема услуг, предоставляемых аудиторскими организациями. Например, наряду с традиционными услугами и консультированием по учету, многие из них занимаются консультированием по налогообложению, уделяют внимание вопросам управленческой деятельности, информационным технологиям, маркетингу. Такие организации называются аудиторско-консалтинговыми.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность и добросовестность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм, который означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

- сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

- подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Виды аудита

В соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность коммерческих организаций должна включать в себя аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Выделяют следующие виды аудита:

Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

• организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

• организация является финансово-кредитной; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей; инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фондом, источниками образования средств которого служат добровольные отчисления физических и юридических лиц;

• объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ;

• организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены;

• обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Таким образом, перечень субъектов обязательного аудита не является закрытым.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

Добровольный аудит – проводится по инициативе высших органов организации (администрации, совета директоров) или ее учредителей. Целью его может быть подготовка к обязательному аудиту или помощь в организации бухгалтерского учета.

Принудительный аудит – аудиторская проверка по требованию государственных правоохранительных органов.

По направления деятельности различают:

аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

аудит банков и других кредитных учреждений (банковский аудит);

аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (общий аудит).

Эти виды аудита отличаются по методике проведения, по содержанию и объекту проверки. На каждый из этих видов аудита выдается отдельный аттестат аудитора.

По отношению к объекту контроля аудит бывает:

- внутренний – осуществляется в организации (объединении);

- внешний – осуществляется аудиторами и аудиторскими организациями, являющимися по отношению к организации независимыми.

Аудит, проводимый в организации с определенной периодичностью (ежегодно), называется повторяющимся, а проводимый впервые в данной организации – первоначальным.

Особенности обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2002 г. утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций. Типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2002 г.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматривается обязательство аудиторской организации представить в Министерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, один экземпляр отчета аудитора, подготовленного для руководства (собственников имущества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях требований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.

Конкурс проводится ежегодно и является открытым. Организатором конкурса является орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту.

Организатор конкурса:

• извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в т.ч. о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке определения аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;

• в течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляет сбор заявок на участие в нем аудиторских организаций.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса.

К участию в конкурсе допускаются аудиторские организации, отвечающие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направляет ей приглашение, которое должно содержать:

- техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;

- образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются – технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией, создаваемой организатором конкурса.

В состав конкурсной комиссии включаются представители организатора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.

На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.

После получения организатором конкурса технических и финансовых предложений аудиторских организаций конверты с техническими предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финансовых предложений аудиторских организаций в два этапа.

На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, максимальный балл по каждому критерию составляет:

• 60 баллов – оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации, содержащего показатели и экономические расчеты, максимально соответствующие типовому техническому заданию на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;

• 20 баллов – оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

• 20 баллов – оценка квалификации специалистов, которые предлагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудиторов, с учетом опыта проведения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности организации.

По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, которые допускаются ко второму этапу. На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.

Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену проведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения аудиторской организации, содержащего более высокую цену, рассчитывается как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умноженной на 100 баллов.

После завершения оценки технического и финансового предложений аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения – 0,6, оценка финансового предложения – 0,4.

По результатам оценки указанных предложений конкурсная комиссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее количество баллов. При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который является основанием для проведения дальнейшей процедуры утверждения аудитора проверяемой организации в соответствии с законодательством РФ.

Правила отбора применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий, однако являются примерными.

Аттестация аудиторов в РФ

Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе по гражданско-правовому договору, либо в качестве индивидуального предпринимателя.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО. Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны быть граждане РФ, а если ее руководитель иностранный гражданин, то не менее 75%. В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аттестованных аудиторов.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она осуществляется в форме квалификационного экзамена по дисциплинам: основы предпринимательской деятельности, финансы, бухгалтерский учет, аудит, налоги и налогообложение. Экзамены проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах в течение трех дней, и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничений срока его действия.

Министерство финансов РФ организует систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах (в России – 60), включенных в государственный реестр.

Квалификационный аттестат аудитора выдается в области общего аудита; аудита бирж, внебюджетных и инвестиционных фондов; аудита страховщиков и банковского аудита.

Обязательные требования к претендентам:

Наличие документа о высшем экономическом (юридическом) образовании;

Наличие стажа работы по экономической (юридической) специальности не менее трех лет.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничений срока его действия.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

- установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

- вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

- установлен факт нарушения аудитором аудиторской тайны или не соблюдается принцип независимости аудиторов;

- установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

- установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

- установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

- аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Аудитор вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата.

С 1 января 2006 года аудиторская деятельность не лицензируется.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике выделяют две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них предполагает строгое регламентирование аудиторской деятельности централизованными органами (Австрия, Франция, другие европейские страны). Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), в которых аудиторская деятельность саморегулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. В частности, определяются и конкретизируются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роль и функции государственных и общественных организаций, а также продолжается работа в области стандартизации аудита.

В настоящее время функции государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Министерство финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Государственное регулирование – это:

- выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

- нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. организация разработки и утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, порядка проведения аттестации аудиторов и принятии в пределах своей компетенции иных нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- анализ отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства РФ об аудиторской деятельности и подготовка на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в РФ;

- ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений, а также контрольного экземпляра Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- осуществление иных предусмотренных ФЗ "Об аудиторской деятельности" полномочий.

В целях обеспечения общественных интересов при осуществлении аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ создан Совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений. В состав такого совета должны включаться профессиональные участники рынка аудиторской деятельности; представители федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, пользователей аудиторских услуг. Не менее 51% общего состава совета должны представлять делегаты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

- обсуждает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

- рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных актов и рекомендует их к утверждению;

- одобряет кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторов, перечень программ повышения квалификации аудиторов;

- оценивает деятельность саморегулируемых аудиторских объединений по внешнему контролю качества работы;

- осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

В составе профессионального аудиторского объединения должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

- в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

- самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора, а также приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.

В настоящее время принято рассматривать четырехуровневую систему регулирования аудиторской деятельности:

1-ый уровень включает все кодексы, все Указы Президента РФ и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе.

2-ой уровень включает подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

3-ий уровень включает внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений, регулирующие специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений, а также нормативные документы министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

4-ый уровень включает внутренние стандарты аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), используемые при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг. Их содержание является коммерческой тайной.

Федеральные правила (стандарты) аудита

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Значение стандартов заключается в том, что они:

- способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

- устанавливают единые требования при осуществлении обязательного аудита;

- содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;

- помогают пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;

- обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторов.

Все стандарты могут быть подразделены на три основные группы:

Общие правила (стандарты) – это свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, его независимости и др.

Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т. д.

Правила (стандарты) составления отчета предусматривают требования к оформлению результатов аудиторской проверки.

Примерная структура стандарта включает следующие разделы:

- общие положения,

- основные понятия,

- сущность стандарта,

- практические приложения.

Федеральные аудиторские стандарты разрабатываются на базе международных и утверждаются Правительством РФ. В настоящее время утверждено 23 федеральных стандарта:

№ 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

№ 2. Документирование аудита.

№ 3. Планирование аудита.

№ 4. Существенность в удите.

№ 5. Аудиторские доказательства.

№ 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

№ 7. Внутренний контроль качества аудита.

№ 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

№ 9. Аффилированные лица.

№ 10. События после отчетной даты.

№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

№ 12. Согласование условий по проведению аудита.

№ 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и возможных фактов мошеннических действий в ходе аудита.

№ 14. Учет законов и нормативных актов в ходе аудита.

№ 15. Получение информации о деятельности аудируемого лица.

№ 16. Порядок проведения выборочных проверок в ходе аудита.

№ 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

№ 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.

№ 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

№ 20. Аналитические процедуры.

№ 21. Особенности аудита оценочных значений.

№ 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

№ 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

В разработке федеральных аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, отечественных и зарубежных экспертов.

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские организации разрабатывают внутренние стандарты, учитывающие специфику их работы. При проведении проверок эти стандарты должны облегчить сбор необходимых доказательств, сократить время проверки, уменьшить риск ошибок при формулировании заключения.

В то же время данные стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Содержание внутренних стандартов является коммерческой тайной.

Внутрифирменные аудиторские стандарты могут быть объединены в три блока:

Методики по внутренней структуре аудиторской организации и технологии организации ее деятельности.

Методики по реализации требований правил (стандартов) аудита.

Методики проведения проверки по разделам аудита.

Методики первого блока раскрывают специфику работы аудиторской организации, ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с клиентами, структуру внутреннего контроля и внутренней отчетности, полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования и квалификации, вопросы профессиональной этики и др.

Основу методик второго блока составляют перечень нормативных документов, регулирующих проверяемый участок учета; бухгалтерская отчетность, в которой отражается данный участок учета; состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета по счету; классификатор возможных нарушений по данному участку учета (счету); вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита; перечень аудиторских процедур при проверке данного участка (счета); последовательность выполнения аудиторских процедур.

Методики, относящиеся к третьему блоку, разрабатываются по следующим направлениям:

- бухгалтерское – методики проверки по разделам бухгалтерского учета (аудит кассовых операций, аудит операций по счетам в банках, аудит основных средств, аудит затрат на производство и др.);

- юридическое – методики проверки правового обеспечения деятельности аудируемого лица (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства и др.);

- специальное – методики проверки групп предприятий, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, предприятий с иностранными инвестициями и др.).

Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской организации и ее сотрудников.

Национальные и международные стандарты аудита

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Возникла потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS). В состав международных стандартов аудита входит более 50 официально действующих стандартов.

Аудиторские стандарты, подготовленные Комитетом, базируются на следующих основополагающих принципах:

- аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы;

- во всех вопросах работы аудитора соблюдаются объективность и независимость его суждений;

- аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки;

- аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом;

- в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и др., накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;

- в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено.

Международные стандарты аудита (МСА) способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применение различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются к сведению. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время членами МФБ является 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров России, и членом-наблюдателем – Российской коллегией аудиторов.

Методика работы над стандартами и положениями, принятая в МФБ, следующая:

- отбор тем, предназначенных для изучения;

- создание специальных подкомитетов;

- изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения Комитетом по международной аудиторской практике;

- в случае утверждения проекта представление его на рассмотрение организациям-членам МФБ и международным организациям;

- рассмотрение комментариев и предложений для внесения изменений;

- издание утвержденной новой редакции проекта в виде стандарта или положения.

В октябре 2000 г. в Москве было представлено первое официальное русское издание МСА и Кодекса этики МФБ, подготовленное Международным центром реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ) в соответствии с официальным разрешением МФБ.

Стандарты аудита – это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Структура стандартов обычно следующая:

- введение – отражается цель стандарта, задачи аудитора, даются определения важнейших терминов;

- разделы, излагающие суть стандарта;

- приложения.

МСА делятся на девять групп и имеют трехзначную нумерацию: десятая группа – это Положения о международной аудиторской практике (ПМАП), имеющие четырехзначную нумерацию.

Введение (Предисловие к МСА и сопутствующих услуг, 100 Гарантирующие услуги, 110 Глоссарий, 120 Концептуальная основа МСА).

Обязанности. Эти стандарты объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности (200 Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности, 210 Условия договоренностей об аудите, 220 Контроль качества аудиторской работы, 230 Документация, 240 Обязанности аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности, 250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, 260 Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление).

Планирование. Эта и последующая группы посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности аудируемого лица, определения уровня существенности и аудиторских рисков (300 Планирование, 310 Знание бизнеса, 320 Существенность в аудите).

Система внутреннего контроля (400 Оценка рисков и система внутреннего контроля, 401 Аудит в условиях компьютерных и информационных систем, 402 Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций).

Аудиторские доказательства. Эта группа содержит стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств (500 Аудиторские доказательства, 501 Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей, 505 Внешние подтверждения, 510 Первая аудиторская проверка – начальные сальдо, 520 Аналитические процедуры, 530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки, 540 Аудит оценочных значений, 550 Связанные стороны, 560 Последующие события, 570 Допущения о непрерывности деятельности предприятия, 580 Заявление руководства).

Использование результатов третьих лиц – даются рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних аудиторов и экспертов (600 Использование результатов работы другого аудитора, 610 Рассмотрение работы внутреннего аудита,620 Использование работы эксперта).

Аудиторские выводы и заключения – указываются правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации (700 Аудиторское заключение по финансовой отчетности, 710 Сопоставимые значения, 720 Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность).

Специальные области аудита (800 Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию, 810 Проверка прогнозной финансовой информации).

Сопутствующие услуги – раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур (910 Задания по обзору финансовой информации, 920 Задания по выполнению согласованных процедур, 930 Задания по подготовке финансовой информации).

ПМАП – даются рекомендации, разъясняющие применение МСА (1000 Процедуры межбанковского подтверждения, 1001 Среда КИС – автономные персональные компьютеры, 1002 Среда КИС – интерактивные компьютерные системы, 1003 Среда КИС – системы баз данных, 1004 Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов, 1005 Особенности аудита малых предприятий, 1006 Аудит финансовых отчетов банков, 1007 Контакты с руководством клиента, 1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы, 1009 Методы аудита с использованием компьютеров, 1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности, 1012 Аудит производных финансовых инструментов, 1013 Электронная коммерция: влияние на аудит финансовой отчетности).

Независимость аудиторов

Законодательно установлены ограничения для аудиторских организаций в части их прав на проверку любого экономического субъекта.

Аудит не может осуществляться:

аудиторами – учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц в близком родстве, являющимися их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых – учредители (участники) аудируемых лиц, их должностные лица, бухгалтеры и иные лица, несущие ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, выступающими их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если перечисленные выше обстоятельства выясняются после заключения договора на проверку или дачи поручения, договор подлежит расторжению. При умышленном сокрытии аудитором подобных обстоятельств заказчику возмещаются расходы, а аттестат аудитора может быть аннулирован.

Необходимость независимости аудиторов подчеркивается не только в законодательных актах, но и в этическом кодексе аудиторов, в котором перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора:

- предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;

- финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;

- финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях, в другие организации);

- косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих и т.п.;

- родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управленческим персоналом организации клиента;

- чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным по сравнению с реальными рыночными ценами;

- неосторожные советы и рекомендации аудитора о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;

- прежняя работа аудиторов в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;

- рассмотрение вопроса о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

Независимость считается нарушенной, если перечисленные обстоятельства возникли, продолжали или были прекращены в период выполнения профессиональных аудиторских услуг.

Услуги, сопутствующие аудиту

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения независимости и профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги. К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее им не созданных. К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта. К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов", информационное обслуживание и т. д.

Сопутствующие аудиту услуги действия оформляются договором с приложением задания на выполнение работ и оказание услуг. Задание должно содержать:

- перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

- перечень источников данных, представляемых аудиторской организации;

- перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя информации.

В ст. 1 п. 6 ФЗ "Об аудиторской деятельности" под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование.

Постановка бухгалтерского учета предусматривает разработку для организации системы организации бухгалтерского учета. К основным мероприятиям этого вида услуг относятся: разработка учетной политики организации, организация документооборота в бухгалтерии, организация управленческого учета, организация системы финансового контроля и др.

Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга носит разовый характер и позволяет устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода.

В соответствии со ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот вид услуг предполагает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, отчетов внебюджетным и социальным государственным фондам, а также статистической отчетности, необходимой для каждой конкретной организации.

2) Налоговое консультирование

Данная услуга включает подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности определения базы налогообложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствия законодательству заключенных организацией хозяйственных договоров (контрактов).

3) Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование.

На основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии организации можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.

4) Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций.

5) Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

6) Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.

Автоматизация учета предполагает выбор пакета прикладных программ для автоматизации учета из имеющихся на рынке программных средств и их адаптацию с учетом специфики деятельности клиента.

7) Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков.

8) Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

9) Проведение маркетинговых исследований.

10) Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.

11) Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации могут оказывать услуги по обучению специалистов аудиторских организаций и бухгалтерских работников, заниматься издательской деятельностью. При необходимости на осуществление таких услуг они должны получить соответствующие лицензии.

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Например, издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту. Данный вид услуг выполняется обычно аудиторскими организациями, имеющими коллективы авторов для разработки методической, учебной и популярной литературы по заданной тематике и полиграфическую базу.

Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией. В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать экспертов.

Права и обязанности индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых лиц

В процессе работы аудиторские организации взаимодействуют с существующими и потенциальными клиентами. У каждой стороны этих отношений определенные права и ответственность:

- общепринятые права и обязанности, утвержденные действующими нормативными актами, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

- рекомендательные права и обязанности, закрепленные в кодексах профессиональной этики и иных аналогичных документах:

- специфические права и обязанности, установленные внутрифирменными аудиторскими стандартами;

- права и обязанности, обусловленные оказанием конкретных аудиторских услуг, закрепленные в договорах гражданско-правового характера.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и ФЗ "Об аудиторской деятельности".

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;

создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Кодекс профессиональной этики аудитора

Для поддержания высоких моральных качеств профессиональной ответственности аудиторов разработан этический кодекс аудиторов. Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в свой среде аудиторское сообщество.

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании иных аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Неэтическое поведение отдельных аудиторов заслуживает порицания и наказания, вплоть до исключения из сообщества аудиторов.

В России в августе 2003 года Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ был принят Кодекс этики аудиторов России. Он основан на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров. В кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения аудиторов: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Аудитор всегда должен быть независимым, т.е. ему следует отказаться от оказания профессиональных услуг, если он или его организация находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки.

Аудитор должен быть честным. Если в ходе проверки выявляются ошибки, аудитор должен проинформировать об этом администрацию организации. Он не должен обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают проблемы с налоговыми органами, а также аудитор должен предупредить, что вся ответственность за ошибки лежит на исполнительном органе организации.

Аудитор должен быть объективным, т.е. рассматривая возникающие ситуации и факты нельзя допускать личной предвзятости.

Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен быть компетентен, т.е. он должен быть уверен в том, что услуги оказываются качественно, а для этого необходимо постоянно обновлять свои знания.

Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Аудиторы не вправе использовать эту информацию для своей выгоды или для выгоды третьей стороны.

Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не являются нарушением профессиональной этики в случаях:

когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;

когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;

для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;

когда клиент намеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Профессиональное поведение аудиторов должно быть соответствующим. Аудитору следует поддерживать добрые отношения с коллегами по профессии, воздержаться от необоснованной критики, рекламировать свои услуги честно, исключая возможность обмана клиента, поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.

Реклама аудиторских услуг должна быть честной, выдержанной в хорошем тоне, исключающем возможность обмана и введения в заблуждение клиентов.