ODiplom // ГМУ // 06.01.2017

Понятие, цели, функции и принципы государственного управления

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: ГМУ

Опубликовано: 06.01.2017

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Понятие, цели, функции и принципы государственного управления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В любых социально-экономических системах в современных государствах государственное управление составляет неотъемлемую часть процесса общественного и экономического развития.

Понятие государственного управления

В современной науке сложилось многообразие определений понятия "государственное управление", что позволяет выделить широкую и узкую трактовку этого социального института.

Узкое понимание понятия государственного управления соответствует сфере функционирования органов исполнительной власти.

В более широкой трактовке понятие государственного управление означает непосредственную деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц, по регулированию общественных отношений.

Вместе с тем, наиболее объективным представляется иной подход, согласно которому понятие государственного управления трактуется следующим образом – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства через систему государственных органов и их должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственно деятельностью государства: институты политического руководства и административного управления.

На рисунке показаны свойства государственного управления.

Свойства государственного управления

Свойства государственного управления

Среди множества видов социального управления государственное управление характеризуется особыми свойствами:

  1. Наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией РФ, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами.
  2. Наличие у субъекта управления государственных властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на все общество.
  3. Масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех или большинства граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения или его большей части, а не отдельных граждан.
  4. Право государства на применение в процессе управления методов принуждения, которые направлены на обеспечение соблюдения правил поведения, установленных государством.

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе "древа целей", позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие "достойный уровень благосостояния" в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Функции государственного управления

Функции управления в общем виде можно охарактеризовать как стабильные виды управленческой деятельности субъекта, осуществляемые для достижения поставленной цели.

Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

Функции государственного управления делят на общие и специфические.

Общие функции государственного управления:

  • анализ,
  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование и программирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль,
  • регулирование.

Специфические функции государственного управления присущи только этой сфере, никакие другие субъекты, кроме органов государственной власти, их не выполняют.

  • государственное регулирование экономики,
  • налогообложение,
  • лицензирование,
  • проведение выборов и референдумов,
  • оборонная функция.

Некоторые функции государственного управления ориентированы на регулирование исключительно жизнедеятельности общества – это социально-организационные функции, другие функции направлены на упорядочение и совершенствование деятельности органов государственной власти и управления – это внутриорганизационные функции.

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

1. структурно-целевые;

2. структурно-организационные;

3. структурно-функциональные;

4. структурно-процессуальные.

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Выводы

Формулирование целей государственного управления, процесс их достижения посредством использования конкретных методов и инструментов управления, выполнения определенных функций органами государственной власти и управления основываются на ряде принципов.

Принципы как продукт сознательной деятельности человека следует отличать от закономерностей, действие которых не зависит от людей.

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» N 79-ФЗ от 27.07.2004
  3. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2014.
  4. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014.
  5. Кифанов А.Г. Основы государственного управления. – М.: Кноркс, 2011.
  6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2014.
  7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2013.
  8. Система государственного и муниципального управления. / под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2015.
  9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Инфра-М, 2013.