ODiplom // ГМУ // 10.11.2014

Понятие и особенности социального обслуживания населения в РФ

Понятие и особенности социального обслуживания населения в РФ как вида социального обеспечения.

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в 90 –х годах оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. Население России заплатило высокую социальную цену за политические и экономические преобразования, проведённые в стране в последнее десятилетие ХХ века. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, разразившийся социальный и нравственный кризис отразились на жизни большинства семей. Катастрофически упали их реальные доходы и уровень потребления, реформа ценообразования уничтожила трудовые сбережения. Значительно увеличились масштабы преступности, стремительно, подобно эпидемии, распространились наркомания, проституция, беспризорность детей.

Также произошли существенные перемены в формировании гражданского общества. Одной из них стало возникновение и развитие социальной работы – подлинного общественного феномена, превратившегося в неотъемлемую часть российской действительности.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учётом специфики различных регионов Российской Федерации.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно –правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. Сегодня в отрасли трудятся более 450 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят немалый вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.

Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально – экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в целом.

1. Понятие и общая характеристика социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы социального обслуживания нетрудоспособных граждан всегда находились в фокусе как научных исследований многих областей знаний, так и политики любого государства. Особую актуальность данный вопрос приобретает сегодня, поскольку современные условия функционирования государственных систем строятся на приоритетах социальной направленности. Понятие "социальное государство" официально введено в каталог международных стандартов и повсеместно используется в правовой лексике практически всех правовых систем. Кроме того, именно оно составляет базовые характеристики социальной политики государств, реализуемых в рамках социальной защиты.

Сегодня провозглашение такого государственного статуса означает не просто достаточно высокий уровень экономического развития страны, но и высокую степень демократизма политической системы, наличие здоровых компромиссных отношений между политическими силами и высокий уровень социальной защиты граждан, прежде всего наиболее социально уязвимых. В этом плане социальное обслуживание таких граждан выступает в качестве главного показателя, предопределяющего реальность или фиктивность провозглашенных статусных принципов государства и конституционных гарантий.

Термин "обслуживание" наиболее часто встречается в нормах гражданского права и права социального обеспечения. Однако весьма распространено использование иной терминологической категории в рамках термина "предоставление услуг". Категории "обслуживание" и "услуги" часто используются в законодательстве и как синонимы. Таким образом, часто один термин заменяется другим. Особенно часто это происходит в социально-обеспечительных правоотношениях, где научная правовая категория "социальное обслуживание", как правило, выводится за рамки предоставления денежной помощи, то есть стоимостной теории, и включает все материальные блага, необходимые людям для существования, такие, как пища, одежда, жилище и т.д. Такой теории придерживалось большинство советских ученых-юристов, занимающихся проблемами социального обеспечения.

Таким образом, возникает явная необходимость проведения научного разделения между понятиями "право на обслуживание", "сфера обслуживания" и "сфера услуг". Профессор Н.А. Баринов, исследуя данный вопрос считал, что сфера обслуживания относится к области деятельности людей, предоставляющих такие услуги и доводивших их до потребителя в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан. Он исключал из сферы обслуживания гражданско-правовые отношения купли-продажи, найма жилого помещения и др. Вместе с тем термин "услуга", являясь категорией экономического плана, включает не только услуги в их традиционном понимании, но и определенные виды работ. Интересное исследование по данному вопросу провел Е.Д. Шешенин, считающий, что сфера услуг не тождественна сфере обслуживания, поскольку к первой относятся только экономические отношения, направленные на удовлетворение своих потребностей, а обслуживание включает все сферы, в том числе духовные и материальные. С ним солидарен Н.В. Путило, представляющий социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания. При этом государству отводится особая роль, в том числе в рамках его ответственности за состояние сферы обслуживания. Однако само понятие "право на обслуживание" как самостоятельная правовая категория не представлено действующим законодательством.

С нашей точки зрения, анализируемые категории несут разную правовую нагрузку. Понятие "обслуживание" значительно шире и включает комплексный набор удовлетворения потребностей, среди которых материальные, социально-культурные, духовные, имущественные, коммунально-бытовые и др. Обслуживание само по себе неоднозначно и часто представляется как единый спектр денежных и имущественных отношений.

Применительно к праву социального обеспечения социальное обслуживание, как правило, сводится к проблеме оказания услуг в рамках реабилитационных мероприятий нетрудоспособным гражданам с целью реализации социально-восстановительных функций. Часто и сама данная отрасль права представляется в форме правоотношений по социальному обслуживанию. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. В Словаре по социальной работе Р. Баркера социальное обслуживание определяется как "представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)".

Елена Мачульская полагает, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, как в юридической, так и в социологической, экономической, научной литературе отсутствует единая точка зрения в отношении понятийного определения данных терминов. При этом следует обратить внимание на то, что научные взгляды отличаются по данному вопросу кардинальным образом. Среди них можно условно выделить следующие:

- социальное обслуживание представляется исключительно в контексте услуг. Так, Большой толковый социологический словарь определяет социальное обеспечения и обслуживание как юридическое предоставление права на услуги, предусматриваемые социальной политикой, а уровень жизни – как уровень материального благосостояния, равный качеству жизни. Аналогичная трактовка представлена некоторыми толковыми словарями. Эта же точка зрения отражена в Докладе ООН о развитии человека за 2000 г., в котором отмечается, что социальные права не могут быть осуществлены без увеличения и более справедливого распределения бюджетных ассигнований на базовые социальные услуги. То есть обеспечение и обслуживание объединены единой терминологической правовой категорией – услуги. Такая же трактовка представлена большинством работ, посвященных социальной работе. Например, Е.И. Холостова предлагает свой классификатор признаков социального обслуживания с учетом их видового деления;

- социальное обслуживание представляется в виде денежных обязательств. Так, большой экономический словарь определяет данный термин как обеспечение в виде ценных бумаг и товаров, которые служат гарантией погашения кредита или выполнения какого-либо обязательства. Обеспечение денег представлено как совокупность материальных условий, способствующих стабильности денежного обращения и обеспечивающих использование денег в соответствии с объективным экономическим законом денежного обращения, включая банковское обслуживание;

- в некоторых случаях социальное (материальное обслуживание) представлено в виде профессиональной и добровольной помощи индивидам, группам или общинам по усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования или созданию оптимальных для них социальных условий. То есть материальное обеспечение рассматривается как социальное обслуживание.

Существуют и иные точки зрения, обосновывающие социальное обслуживание через призму предоставления услуг либо как видовую разновидность услуг. Особое место в данном направлении занимают экономические научные разработки.

Отсутствует единая точка зрения и у юристов. Так, например, Ю.А. Тихомиров и В.Н. Зенков, рассматривая социальное законодательство в рамках интеграционной отраслевой системы, социальное обслуживание представляют как "своего рода нормативно-функциональный блок", пронизывающий все области права. В узком смысле это предоставление различного рода льгот и преимуществ. Следует обратить внимание на то, что характеристика понятий "обеспечение" и "обслуживание" чаще всего объединена единой терминологической каймой.

В процессе анализа современных критериев (признаков) социального обеспечения мнение о единстве обеспечительных отношений высказывается М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой и З.А. Кондратьевой. Формы обслуживания называются ими в части условий предоставления обеспечения.

Интересный анализ категории "социальное обслуживание" предложен В.И. Катаевой, а также молодым ученым С.Е. Костырем. Исследуя теоретические основы развития социального обслуживания в условиях формирования рыночных отношений, они утверждают и предпринимают попытку научного обоснования того факта, что рынок социальных услуг в настоящее время более эффективен в качестве механизма аккумуляции всех видов ресурсов по сравнению с планово-финансовым хозяйством. Социальное обслуживание рассматривается как особая социальная система с особой организацией ее специализированных элементов (свойство самоорганизации), формулирующих единое целое для реализации конкретных целей. Социальному обслуживанию, как и любой другой системе, "свойственно развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых либо модификации имеющихся связей, элементов отношений, соотношений, структур со своими локальными целями и средствами их достижения". Социальное обслуживание представляется как одно из направлений социальной работы. Подробно рассматриваются вопросы соотношения методов, систем и структур в рамках социального обслуживания, предлагается модель системно-структурного анализа данного явления, этапы реализации, характеристики и т.д.

Г.С. Максимова отмечает, что социальное обслуживание является подсистемой социальной сферы общества, основной составляющей системы социальной защиты, вспомогательным институтом по отношению к базовым институтам общества, обладающим как их свойствами и функциями, так и особенностями, свойственными институту социального обслуживания функциями: социозащитной, стратификационной и др. Основные и особые функции института социального обслуживания в трансформирующемся российском обществе амбивалентны, размыты, реализуемы не в полномобъеме.

П.Д. Павленок определяет социальное обслуживание как комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи.

Таким образом, под термин "социальное обслуживание" подпадает обширный и разнообразный спектр правоотношений, таких, например, как медицинское обслуживание нетрудоспособных граждан, их направление и проживание в социальных учреждениях, в том числе в домах-интернатах; практически вся сфера услуг: оказание патронажной помощи, трудоустройство, обучение, переобучение, переквалификация и многие другие составляющие социально-трудовой реабилитации. Вместе с тем обособление данной понятийной категории от категорий "предоставление услуг", "социально-трудовая реабилитация" и др. неверно. На наш взгляд, это взаимосвязанные, взаимозависимые категории, представляющие части единого целостного правового института.

Следует отметить, что в настоящее время с целью удовлетворения возникших социальных потребностей в России развивается обширная и разнообразная инфраструктура социального обслуживания. Деятельность входящих в нее учреждений позволяет корректировать социально-психологическое состояние наиболее уязвимых слоев населения, стабилизировать социальное состояние общества в целом, воздействовать на эти факторы с целью снижения уровня социальной напряженности, ее прогнозирования в будущем.

Система социального обслуживания с принятием Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" стала органично включаться во все современные парадигмы развития государства. В принятой программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу социальное обслуживание выделено в качестве приоритета социальной политики и занимает достойное место рядом с образованием и здравоохранением. Акцентируется внимание на качестве социального обслуживания и расширения спектра предоставляемых населению социальных услуг.

Система социального обслуживания – одна из самых динамичных в социальной сфере. Ее уровень является важнейшим критерием и характеристикой современного общества.

Социальное обслуживание становится полноценным инструментом общества тогда, когда каждый человек может удовлетворить свои потребности в сервисных социальных услугах. К сожалению, пока в России преобладает другой подход, при котором средства социального обслуживания направляются в основном на социальную помощь и реабилитацию категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Не оспаривая актуальность такого рода помощи, следует признать, что необходимо расширять спектр и качество сервисных услуг, удовлетворяя потребности представителей различных социальных слоев общества, т.к. социальное обслуживание является одним из способов оптимизации социальных взаимодействий и отношений в обществе, что связано с целями социальной политики и управления. Социальное обслуживание рассматривается как определенный вид деятельности в сфере услуг, как социальное действие, направленное на воспроизводство на новом, более высоком, уровне непосредственной жизнедеятельности социальных объектов и регулирование социальных отношений между субъектами и объектами данной деятельности в определенной социальной среде.

Важную роль в развитии системы социального обслуживания играют региональные факторы. Поэтому социальное обслуживание может рассматриваться как институт не только общегосударственного, но также и регионального масштаба.

Социальное обслуживание, будучи социальной системой, безусловно, автономно от других общественных систем. Именно поэтому ряд исследователей рассматривают социальное обслуживание не просто как часть, а как иерархическую подчиненную часть некой более общей системы. Так, Г.В. Сулейманова и Ли Су Ен, сводят социальное обслуживание населения России к одному из направлений социального обеспечения.

Сфера социального обслуживания, являясь частью социальной сферы и системы социальной защиты, тем не менее, самостоятельна, опирается на собственную инфраструктуру и отличается от других подсистем социальной защиты тем, что в ней индивид рассматривается как объект (получатель услуг), и как субъект, реализующий свой личный социализирующий потенциал. Из сферы социальной защиты социальное обслуживание может быть выделено как самостоятельная область лишь при его взаимодействии с основными субъектами социальной сферы: образованием, здравоохранением, культурой и др.

Первые законодательные шаги к развитию системы социального обслуживания населения в России были сопряжены с принятием "Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации" в 1993 году. В частности, в ней указывалось, что становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения и одним из секторов социальной сферы, по существу, превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности людей в РФ.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – Закон об основах социального обслуживания) и Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятые в 1995 году.

В ст.1 Закон об основах социального обслуживания подчеркивается, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В свою очередь, трудная жизненная ситуация в том же законе определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Существенным моментом в концептуальном плане является то, что социальное обслуживание рассматривается как процесс, имеющий временную протяженность, которая определяется рядом факторов:

- субъективной потребностью индивида в соответствии с показателями здоровья, степенью утраты способности к самообслуживанию и передвижению;

- объективной (экспертной) оценкой специалистов, работников социальных служб, которые дают заключение не только об ограничениях жизнедеятельности, но и определяют виды социальной помощи, сроки ее оказания, дают рекомендации для организации процесса социального обслуживания.

Социальное обслуживание рассматривается и как деятельность определенных специалистов (по социальной работе), направленная либо на удовлетворение витальных потребностей обслуживаемых, либо на поддержание активной жизнедеятельности. В связи с чем при поддержании активной жизнедеятельности социальное обслуживание не должно выглядеть только как предоставление благ, льгот, пособий, оказание услуг человеку, принимающему все это как должное. Социальное обслуживание как деятельность должно еще и побуждать индивида совершать ответную активную деятельность в пределах возможно допустимого.

Социальное обслуживание можно представить как систему, в которой одновременно и последовательно возникают и распадаются множество однозвенных и полизвенныхмикрозвенных групп, взаимодействия в которых носят функциональный характер.

В заключение данного параграфа нельзя не отметить то, что в связи с тем, что действующее законодательство в сфере социального обслуживания населения перестало, по сути, отвечать современным потребностям общества, содержит ряд устаревших и противоречивых правовых норм, что на практике не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, в конце 2013 года был принят новый Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2015 года.

Принятие указанного закона было направлено на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности на основе единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.

Согласно ст.3 указанного Закона под социальным обслуживанием граждан будет пониматься деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В свою очередь, социальная услуга определяется Законом как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

2. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание, как и любая другая профессиональная, правовая деятельность и общественные отношения, основывается на определенных принципах, то есть на основополагающих идеях, на которых функционирует данный общественный институт. Законодателем установлено семь основных принципов социального обслуживания и каждый из них играет определенную роль. Принципы социального обслуживания, в конечном счете, отражают отношение государства к гражданам, нуждающимся в данном обслуживании.

Говоря о принципах социального обслуживания, следует определить, что в их основу легли общеправовые принципы, установленные Конституцией РФ – гарантированность и неотчуждаемость прав и законных интересов человека и гражданина; признание прав и свобод непосредственно действующими; охрана достоинства личности, гарантированность социальной защиты и социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом и т.д.

В соответствии со ст.5 Закона об основах социального обслуживания социальное обслуживание основывается на принципах: 1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4) гуманности; 5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальности; 7) профилактической направленности.

Следует отметить, что с вступлением с 1 января 2015 года в действие нового Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указанная система значительно видоизменится. Так, согласно ст.4 указанного Закона социальное обслуживание будет основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, и будет осуществляться также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Как видно, из прежних принципов, закрепленных в ст.5 Закона о социальном обслуживании, в будущем будут сохранены лишь адресность, добровольность и конфиденциальность.

Тем не менее, остановимся несколько подробней на каждом из указанных в ст.5Закона о социальном обслуживании принципов, действующих в настоящее время.

Адресность – это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах. Поскольку государственная социальная помощь оказывается определенным группам населения, которые действительно в ней нуждаются, то перед оказанием помощи происходит проверка материального положения лиц, обратившихся с заявлением об оказании им помощи. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися, получают государственную социальную помощь, как правило, по месту своего проживания.

Принцип адресности означает персонифицированное социальное обслуживание, предоставляемое конкретному лицу. Для реализации данного принципа, в первую очередь, необходим учет лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, что может быть обеспечено составлением и ведением банка данных указанных лиц по их месту жительства и месту нахождения.

Следующим принципом осуществления социального обслуживания является принцип доступности, который означает свободный доступ нуждающихся граждан к данному виду социальной услуги, независимо от места жительства или места нахождения, от экономических, социальных, организационных или языковых барьеров.

Принцип доступности также означает, что каждый гражданин имеет право на получение социальной помощи, на доступ к информации об учреждении, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.

Помимо этого, социальные учреждения обеспечивают доступность услуги, осуществляя меры по снятию ограничений территориально-транспортного, кадрового и временного характера. Каждый имеет доступ к администрации учреждения, специалисту, группе специалистов. Прием граждан осуществляется круглосуточно.

Доступность этой информации проверяется на основании требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей и ГОСТ Р 52142 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 326-ст).

Состав информации об услугах в обязательном порядке должен быть (в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей") следующим:

- перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;

- характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;

- наименование государственных стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать услуги;

- взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);

- возможность влияния клиентов на качество услуги;

- адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с клиентами учреждения;

- возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;

- установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;

- правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;

- гарантийные обязательства учреждения – исполнителя услуг.

Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.

Так, согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства. В случае если гражданина направляют в учреждения, то он или его законный представитель должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.

Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей.

Принцип гуманности – это один из базовых принципов социальной работы, который лежит в основе деятельности ее субъектов. В общем смысле данный принцип означает человечность и человеколюбие, проявление сочувствия, оказание помощи. Гуманность в процессе социального обслуживания заключается в терпимом, доброжелательном и достойном отношении к лицам, нуждающимся в данном обслуживании, со стороны, в первую очередь, социальных работников, а также родственников и близких. Основной лозунг гуманности можно выразить следующим выводом – "поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.

Такое обслуживание может осуществляться по личному заявлению несовершеннолетнего или заявлению их законных представителей, а также по направлению (ходатайству, постановлению, акту) заинтересованных лиц и организаций.

Данный принцип пронизывает такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания социальных услуг.

Так, для осуществления этого принципа формируются индивидуальные программы социальной реабилитации в соответствии с потребностями и особенностями жизненной ситуации несовершеннолетнего. При этом несовершеннолетний должен понимать значение проводимых мероприятий для улучшения его жизненной ситуации.

Такая программа может дополняться и корректироваться в течение всего срока оказания помощи несовершеннолетнему. Для утверждения обоснованности и содержания программы социальной реабилитации выносится решение социального консилиума, которым проводится оценка эффективности реализуемых реабилитационных программ. Также на этой стадии определяются временные рамки осуществления программы. Заседания социального консилиума проводятся не реже 1 раза в месяц. Законные представители несовершеннолетнего имеют доступ к информации о содержании программы реабилитации, ее целях и результатах.

Данный принцип гарантирует также каждому несовершеннолетнему или его законному представителю оказание социальной помощи специалистами, имеющими профильную подготовку, квалификацию и опыт работы, необходимые для оказания социальных услуг в полном объеме и в соответствии с потребностью несовершеннолетнего. То есть услуга оказывается специалистами, имеющими соответствующее образование. При этом каждый специалист участвует в оказании услуг в соответствии с должностной инструкцией и индивидуальной программой социальной реабилитации. Допуск специалистов к оказанию услуг проводится на основе документов, подтверждающих его квалификацию, профессиональную подготовку и опыт работы. Качество работы такого специалиста проверяется и оценивается не реже 1 раза в 6 месяцев.

Применительно к осуществлению социального обслуживания, принцип конфиденциальности предполагает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания в процессе осуществления деятельности по социальному обслуживанию, составляют профессиональную тайну. Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиента.

Информация о клиенте хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами. Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента. Для этого имеется процедура контроля за оформлением и хранением документов, которая осуществляется регулярно.

В работе специалистов учреждений социальной помощи существует Этический кодекс работника социальной службы, который знают и соблюдают все работники социальных служб.

Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (административную, гражданскую, уголовную).

И, наконец, под принципом профилактической направленности подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Это связано с тем, что профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе, так как важно не допускать возможные отклонения в действиях или поведении социального объекта, чтобы потом не бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Так, например, Всемирная организация здравоохранения определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей.

Этот принцип является обязательным для работников социальных учреждений.

Различают следующие формы и виды профилактических мер:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Методами профилактики являются наблюдения, наличие телефонов доверия, консультаций. Так, например, создаются центры социально-психологической помощи, где люди, оказавшиеся в критической ситуации, могут получить профессиональную помощь.

В настоящее время очень актуальной является профилактика преступности, алкоголизма, наркомании, целью которой является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

В рамках рассматриваемого вопроса следует также отметить, что в силу ст. 7 Закона о социальном обслуживании государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. При этом постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, Постановлением администрации Новосибирской области от 02.11.2009 № 409-па утверждено Положение о порядке социального обслуживания отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Аналогичные нормативные акты имеются и в других субъектах Российской Федерации.

Гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, социальное обслуживание может осуществляться на дому. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Более подробно рассмотрим данный вопрос в следующей главе.

3. Стационарное и полустационарное социальное обслуживание

Виды (формы) социального обслуживания населения перечислены в главе II Закона об основах социального обслуживания. К их числу относятся: 1) Материальная помощь; 2) Социальное обслуживание на дому; 3) Социальное обслуживание в стационарных учреждениях; 4) Предоставление временного приюта; 5) Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; 6) Консультативная помощь; 7) Реабилитационные услуги.

Следует отметить, однако, что с 1 января 2015 года согласно ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги будут предоставляться их получателям только в трёх формах. Иными словами, новый Закон предусматривает только три формы социального обслуживания: стационарное и полустационарное обслуживание, социальное обслуживание на дому.

При этом, как указано в ч.2 ст.19 указанного Закона социальные услуги будут предоставляться организацией социального обслуживания:

- в полустационарной форме – в определенное время суток;

- в стационарной форме – при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме будут обеспечиваться жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 – 7 статьи 20 рассматриваемого закона.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусматривает обязательность обеспечения получателям социального обслуживания в стационарной или полустационарной форме следующих прав и возможностей:

1) сопровождение получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Согласно ч.5 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, будут регулироваться законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.

Необходимо также отметить, что ст.20 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закрепляет точный перечень видов социальных услуг, предоставление которых с учетом индивидуальных потребностей будет возможно получателями этих услуг. А именно:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Еще раз напомним, вышеперечисленные нормы будут действовать с 1 января 2015 года, в связи с чем считаем целесообразным остановиться наиболее подробно на рассмотрении стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан с точки зрения действующего в настоящее время законодательства.

Итак, в соответствии со ст.10 Закона об основах социального обслуживания социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

ГОСТ Р 52495-2005 определяет стационарное учреждение социального обслуживания как учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания (п. 2.3.2.1). ГОСТ Р 52498-2005 уточняет данное определение (п. 4.2.1).

Во-первых, он вводит дополнительно понятие стационарного отделения учреждения социального обслуживания, которое функционально приравнивается к самостоятельному учреждению. В частности, стационарное отделение может создаваться в рамках комплексного центра социального обслуживания населения.

Во-вторых, указанный стандарт выделяет несколько вариантов стационарных условий:

- постоянное проживание граждан в учреждении (отделении);

- временное (сроком до 6 месяцев) проживание граждан в учреждении (отделении);

- пятидневное в неделю проживание граждан в учреждении (отделении).

В-третьих, данный документ уточняет категории клиентов – граждане (взрослые и дети), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе.

В-четвертых, приведенное в стандарте определение в самом общем виде определяет содержание стационарной формы социального обслуживания, которое включает в себя: предоставление социальных услуг; создание соответствующих условий жизнедеятельности; проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера; питание и уход; организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

К стационарным можно отнести следующие виды учреждений, предусмотренные ГОСТ Р 52498-2005: детский дом-интернат для умственно-отсталых детей (п. 4.3.4), детский дом-интернат для детей с физическими недостатками (п. 4.3.5), дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов (п. 4.3.13), специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.14), психоневрологический интернат (п. 4.3.15), социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 4.3.17), геронтологический центр (п. 4.3.18), геронтопсихиатрический центр (отделение) (п. 4.3.20), дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.21), дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (п. 4.3.22).

Порядок зачисления граждан на стационарное социальное обслуживание определяется субъектами РФ.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о предоставлении временного приюта.

Согласно ст.11 Закона об основах социального обслуживания временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Временный приют означает предоставление клиентам социальных служб возможности временного размещения (проживания) в специализированных учреждениях социального обслуживания.

Необходимо отметить, что в отношении граждан без определенного места жительства и занятий действует Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Данное Положение регулирует деятельность таких учреждений социальной помощи, как дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и др. Названные учреждения создаются в соответствующей системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

Основными задачами подобных учреждений являются:

1) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий (в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;

2) оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к новым условиям жизни в обществе.

Во исполнение своих основных задач такие учреждения осуществляют:

1) предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце);

2) обеспечение талонами на одноразовое (в сутки) бесплатное питание на срок, определяемый для каждого типа учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;

4) направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

5) содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями;

6) содействие в социальной адаптации к новым условиям жизни в обществе;

7) оформление в случае необходимости в дома-интернаты;

8) оказание содействия в назначении, перерасчете и выплате пенсий (в центре социальной адаптации);

9) содействие в трудовом устройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;

10) содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

11) содействие в получении страхового медицинского полиса;

12) оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.

Срок временного пребывания в том или ином социальном учреждении временного приюта для лиц без определенного места жительства и занятий устанавливается для каждого типа учреждения органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого вопроса следует также рассмотреть организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Согласно ст.12 Закона об основах социального обслуживания в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ГОСТ Р 52498-2005данная форма социального обслуживания предоставляется двумя типами учреждений:

- полустационарное учреждение (или отделение учреждения) – это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения) (п. 4.2.2);

- комплексное учреждение – то учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому (п. 4.2.4).

В соответствии с ГОСТ Р 52498-2005 отделения дневного пребывания могут организовываться в следующих видах учреждений социального обслуживания:

- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями – государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются (п. 4.3.6);

- центр социальной помощи семье и детям – государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса (п. 4.3.7);

- комплексный центр социального обслуживания населения – государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса (п. 4.3.8);

- кризисный центр помощи женщинам – государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях (п. 4.3.11);

- центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг (п. 4.3.12).

Порядок зачисления граждан на полустационарное обслуживание в виде дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания населения определяется субъектами РФ.

Для Новосибирской области, как и для многих регионов России, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения. Удельный вес лиц пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) в общей численности населения Новосибирской области составлял на начало 2013 года 23% (2012 год – 22%).

В 2013 году социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывали 312 учреждений, из них 14 стационарных, 129 центров (отделений) социального обслуживания на дому, 31 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, 43 центра социального обслуживания, 45 служб (отделений) срочного социального обслуживания, 48 социально-реабилитационных служб и 2 социально-оздоровительных центра.

На начало 2014 года в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей) проживало 4,7 тыс. человек.

Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов действует нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Следует отметить, что в Новосибирской области в настоящее время действуют следующие нормативные акты, регулирующие порядок социального обслуживания населения:

- Постановление Правительства Новосибирской области от 06.02.2012 № 49-п "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Новосибирской области";

- Постановление Правительства Новосибирской области от 23.05.2011 № 211-п "Об утверждении Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания в Новосибирской области";

- Постановление администрации Новосибирской области от 02.11.2009 № 409-па "Об утверждении Положения о порядке социального обслуживания отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации";

- Постановление Губернатора Новосибирской области от 06.07.2006 № 305 "О тарифах на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания";

- Постановление администрации Новосибирской области от 05.09.2005 № 73 "О предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатного надомного и полустационарного социального обслуживания, а также социального обслуживания на условиях полной или частичной оплаты в учреждениях социального обслуживания на территории Новосибирской области";

- Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 08.12.2011 № 637-ТС "Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Новосибирской области".

По данным Министерства социального развития Новосибирской области в нашем регионе стационарное социальное обслуживание граждан осуществляется в следующих учреждениях, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением:

1) дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению);

2) дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению);

3) дом-интернат (отделение) интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, находящиеся на постельном режиме или передвигающиеся в пределах палаты с посторонней помощью);

4) специальный дом-интернат (специальное отделение) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) и инвалиды старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, и других лиц, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, в том числе в период нахождения в доме-интернате для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов);

5) геронтологический центр (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет), в том числе инвалиды старше 18 лет, нуждающиеся в проведении мероприятий социально-медицинского, реабилитационного характера с целью продления активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала);

6) психоневрологический интернат (психоневрологическое отделение) (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, страдающие хроническими психическими заболеваниями и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе);

7) детский дом-интернат для умственно отсталых детей (принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации);

8) стационарное отделение комплексного центра социального обслуживания населения (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, находящиеся на постельном режиме или передвигающиеся в пределах палаты с посторонней помощью);

9) стационарное отделение комплексного социально-оздоровительного центра (принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалиды старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, нуждающиеся в проведении социально-оздоровительных, реабилитационных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса).

Говоря о полустационарном обслуживании в Новосибирской области, следует отметить следующее.

Забота о пожилых людях – требование времени. По данным Министерства социального развития Новосибирской области в Новосибирской области проживает 579059 граждан пожилого возраста.

Пожилые люди вносят многогранный вклад в социальное развитие области, приветствуют позитивные изменения в обществе, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей.

Для поддержания активного образа жизни граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию, в настоящее время сформировалась система полустационарного социального обслуживания в форме отделений дневного пребывания на базе центров социального обслуживания населения. Именно в этих учреждениях организовано предоставление социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания.

4. Социальное обслуживание на дому

В системе социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов особое место занимает социальная помощь на дому. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами

Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера.

Согласно ст.9 Закона об основах социального обслуживания социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание на дому осуществляется специальными учреждениями либо специализированными отделениями в учреждениях социального обслуживания общего типа.

В соответствии с п. 2.3.2.4 ГОСТ Р 52495-2005 учреждение социального обслуживания на дому – это учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания. К числу таких учреждений относятся, например:

- центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, необходимых им социальных услуг в надомных условиях (п. 2.3.3.29);

- специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях нуждающимся в них гражданам (п. 2.3.3.30).

Порядок зачисления граждан на социальное обслуживание на дому, а также условия обслуживания определяется субъектами РФ. В разных регионах страны форма надомного обслуживания развита неодинаково, что обусловлено многими причинами социально-экономического, природно-климатического, национально-этнического и иного характера.

Так, условия и порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания на дому в Новосибирской области определены в частности постановлением администрации Новосибирской области от 05.09.2005 № 73 "О предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатного надомного и полустационарного социального обслуживания, а также социального обслуживания на условиях полной или частичной оплаты в учреждениях социального обслуживания на территории Новосибирской области".

Следует отметить, что на основании медицинского заключения гражданам может быть отказано в зачислении на нестационарное социальное обслуживание при наличии медицинских противопоказаний, к числу которых в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" относятся следующие заболевания: бактерио- или вирусоносительство; хронический алкоголизм; карантинные инфекционные заболевания; тяжелые психические расстройства; активные формы туберкулеза; венерические заболевания; другие заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Основаниями снятия граждан с нестационарного социального обслуживания (в том числе на дому) являются: 1) смерть гражданина; 2) личное заявление обслуживаемого лица; 3) истечение сроков обслуживания; 4) выявление медицинских противопоказаний; 5) нарушение условий договора, правил поведения.

Пункт 2 ст.9 Закона об основах социального обслуживания специально выделяет помощь на дому таким категориям нуждающихся, как одинокие граждане и граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью.

В соответствии с ГОСТ Р 52495-2005 одиноким гражданином может быть признан гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь (п. 2.4.6).

Согласно Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы способность к самообслуживанию относится к основным категориям жизнедеятельности человека (п. 5) и определяется как способность самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены (п. 6). При комплексной оценке ограничений данной способности выделяют 3 степени их выраженности:

- 1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

- 2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

- 3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц (п. 6).

Для рассматриваемых категорий социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания и направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде для поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

В силу специфики проблем данных категорий вышеуказанные граждане нуждаются преимущественно в услугах социально-бытового и социально-медицинского характера, направленных на поддержание их жизнедеятельности. Конкретное содержание социальных услуг определяется их назначением.

Пункт 4.1.1.3 ГОСТ Р 53058-2008 и ГОСТ Р 53059-2008 содержат подробные перечни социально-бытовых услуг, предоставляемых соответственно гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. В общем виде их можно свести к следующим:

- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

- помощь в приготовлении пищи;

- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом – для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения;

- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

- сдача вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;

- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и другие.

Конкретные действия, входящие в состав социально-медицинских услуг, перечислены в п. 4.1.2.3 ГОСТ Р 53058-2008 и ГОСТ Р 53059-2008:

- обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);

- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);

- профилактика пролежней;

- поддержание условий проживания граждан пожилого возраста в соответствии с гигиеническими требованиями;

- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений и другие.

Таким образом, социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Несомненным положительным аспектом данной формы социального обслуживания является то, что лицо, нуждающееся в социальном обслуживании, остается в привычной социальной среде.

В заключение настоящего параграфа нельзя не отметить, что основу системы нестационарного социального обслуживания в Новосибирской области составляют многопрофильные центры обслуживания. Они имеют отделения социальной помощи на дому, срочной социальной помощи, социально-реабилитационные отделения.

Отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначаются для постоянного или временного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке.

В 2013 году центрами (отделениями) социального обслуживания на дому обслуживалось более 12 тыс. человек, из них свыше 4 тыс. человек – в сельской местности. Из общего числа обслуживаемых более 46% – инвалиды, 58% – лица в возрасте 75 лет и старше.


5. Срочное социальное обслуживание

Согласно ст.22 Федерального закона от 2.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке):

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

Подобные социальные учреждения оказывают так называемую вспомогательную социальную помощь, т.е. когда социальная помощь еще в полном объеме не нужна либо гражданин находится в таком состоянии, что вполне может обеспечить самостоятельно свои жизненные потребности, но нуждается в том, чтобы ему помогли, "подтолкнули" в нужном направлении.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года разовое оказание материальной помощи в рамках срочного социального обслуживания оказываться не будет, поскольку ст.21 нового Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не предусматривает данный вид в качестве срочной социальной услуги (ст.21). Кроме того, согласно ч.2 ст.21 нового Закона предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи будет осуществляться в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Основанием для предоставления срочных социальных услуг будет являться заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

Подтверждением предоставления срочных социальных услуг будет являться акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг будет подтверждаться подписью их получателя.

В заключение следует также отметить, что в Новосибирской области в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, действует сеть служб срочного социального обслуживания. Численность лиц, обслуженных службами срочного социального обслуживания, в 2013 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 21% и составила 264,9 тыс. человек.

Социально-реабилитационные центры (отделения) предназначаются для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.

В 2013 году в области функционировало 48 социально-реабилитационных служб. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных за год, составила 27,9 тыс. человек.

Выводы

Cложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества, так как, в обществе рыночных отношений есть значительная часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.

Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обуславливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

По – моему мнению, это говорит о том, что без развития производства, предпринимательства, самозанятости населения повышается риск стать бедным, все эти люди вынуждены будут просить защиты у государства. Социально – экономическое положение ограничено финансовыми возможностями не позволяющими, обеспечить полное финансирование системы социальной защиты населения в соответствии с имеющимися потребностями. Исходя из этого, необходимо сохранение базового уровня расходов на социальные нужды, более рациональное использование финансовых ресурсов, поиск внебюджетных резервов и привлечение дополнительных источников финансирования.

Для этого предусматриваются следующие мероприятия:

– финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета;

– найти способы устойчивого финансирования системы социальной защиты и социальных программ в соответствии с утвержденными показателями бюджетов всех уровней;

– выделить в приоритетном порядке средства на развитие социальных услуг и реализацию утвержденных социальных программ, направленных на социальную поддержку семьи и детства, инвалидов, пожилых людей, в первую очередь в сельской местности;

– перераспределить государственную помощь в сторону её увеличения наиболее нуждающимся гражданам;

– осуществить расширение участия населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетной дотации в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости;

– содействовать перераспределению средств, высвобождающихся при сокращении дотационности жилищно – коммунального хозяйства на цели адресной поддержки нуждающихся семей;

– содействовать переходу к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– упорядочить финансовый контроль, повысить ответственность учреждений и организаций системы социальной защиты населения за целевое использование бюджетных ассигнований и средств государственных внебюджетных фондов;

– необходимо пересмотреть подходы к оценке труда и решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно – хозяйственного персонала центров.

Основная проблема связана с практической реализацией законов, а также неопределённостью места этих законов в системе государственного социального законодательства, где по – прежнему "домининируют" не совсем "стыкующиеся" с ними законы Российской Федерации "О ветеранах", "Об инвалидах", "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", "Об основах федеральной жилищной политики".

Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

В целях обеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальной помощи, предмета регулирования федерального закона "О государственной социальной помощи" [20], законодательной трансформации социальных льгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.

При этом мы должны помнить, что всякие льготы должны стимулировать экономическое и социальное развитие гражданина, стимулировать экономическую активность человека, а не порождать социальное иждивенчество. Иначе мы будем постоянно сталкиваться с ситуацией, когда не очень точно и профессионально введенные льготы и выплаты скорее обостряют социальную ситуацию, чем оздаравливают общество.

Социальное обслуживание должно быть доступно всем категориям граждан без исключения. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы не только обеспечить предоставление гарантированного минимума социальных услуг, но и создать условия для реализации личного потенциала человека.

Литература

Межибовская И.В. Правовая категория "социальное обслуживание" в системе социальной защиты Республики Казахстан / И.В.Межибовская // Вестник Пермского университета.- 2013.- № 3.-С. 144 – 151.

Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект) / Н.А.Баринов.- Саратов: Изд-во "Стило", 2001. С.21.

Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: Дис.... канд. юрид. наук.- М., 1999. С.136.

Баркер Р. Словарь социальной работы / Р.Баркер.– М.: Логос, 1994. С.113.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е.Мачульская.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. С.171.

Большой толковый социологический словарь. Англо-русский, русско-английский / Под ред. Джери Дэвид и Джери Джулии.- М.: Вече-аст., 1999.- Т. 2. С.65, 273.

Право социального обеспечения: Учебник / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева.- М.: ООО "ТК "Велби", 2004. С. 5.

Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист, 1998. С.162.

Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.- М.: Фонд "Правовая культура", 1994. С.257.

Абдраимова К.К. Развитие сферы нематериального производства в переходном периоде (на примере образовательных и медицинских услуг): Автореф. дис.... канд. экон. наук.- Караганда, 2003.- 31с.

Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, В.Н. Зенков, В.В. Лапаева и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков.- М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. С.5.

Тучкова Э.Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук.- М., 1990. С.39.

Михайлова Н.В. К вопросу об экономическом содержании форм социального обеспечения / Н.В.Михайлова // НИИ труда: Сб. науч. статей "Вопросы совершенствования пенсионного обеспечения".- М., 1987.- С. 27-28.

Катаева В.И. Методологические основы становления системы социального обслуживания в условиях рынка / В.И.Катаева // Вестник Пермского университета. Сер.: Юрид. науки.- 2001.- № 2.- С. 280 – 303.

Костырь С.Е. Правовые основы социального обслуживания на дому / С.Е.Костырь // Российское законодательство и развитие юридической науки: Сб. статей молодых ученых / Пермский государственный университет.- Пермь, 2001.- С. 205 – 217.

Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста (региональный аспект) / С.Г.Максимова //Социальное обслуживание.- 2008.- № 2.- С.90-118.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие / П.Д.Павленок.- 4-е изд., доп.- М., Дашков и Ко, 2005. С.12.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ.- 1995.- № 50.- ст.4872.

Воробьева Э.Л. Социетальное развитие сферы социального обслуживания (наматериала регионального исследования) //Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 1. С. 8.

См.: Социальное обслуживание пожилых людей.Учебное пособие / М.В.Воронцова, Н.Ф.Коротенко, А.К.Абрамян.– Таганрог: РГСУ.- Изд-ль Ступин А.Н., 2012. С.50.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. на 23.07.2008) // СЗ РФ.- 1995.- № 50.- ст.4872.

Федеральный закон от 2.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. на 21.11.2011) // СЗ РФ.- 1995.- № 32.- ст.3198.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ.- 2013.- № 52 (часть I).- ст. 7007.

Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" / С.М.Зубарев // Государственная власть и местное самоуправление.- 2013.- № 6.- С. 31 – 34.

Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- № 237.

ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст).- М., Стандартинформ, 2006

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 02.07.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 15.- ст. 766.

Кошелев Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ.- 1996.- № 52.- ст. 5880.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 02.04.2014) // СЗ РФ.- 1999.- № 26.- ст. 3177.

Постановление администрации Новосибирской области от 02.11.2009 № 409-па "Об утверждении Положения о порядке социального обслуживания отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" (ред. от 11.08.2011) // Советская Сибирь.- 2009.- № 211.

Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 № 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий" (с изм. на 29.07.2010) // СЗ РФ.- 1996.- № 25.- ст. 3025.

ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания; введ. 2007-01-01 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 535-ст).- М.: Стандартинформ, 2006.

Постановление Правительства Новосибирской области от 06.02.2012 № 49-п "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Новосибирской области" (ред. от 20.11.2012) / Советская Сибирь.- 2012.- № 31.

Постановление Правительства Новосибирской области от 23.05.2011 № 211-п "Об утверждении Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания в Новосибирской области" / Советская Сибирь.- 2011.- № 96.

Постановление Губернатора Новосибирской области от 06.07.2006 № 305 "О тарифах на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания" (ред. от 10.06.2008) // Советская Сибирь.- 2006.- № 135.

Постановление администрации Новосибирской области от 05.09.2005 № 73 "О предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатного надомного и полустационарного социального обслуживания, а также социального обслуживания на условиях полной или частичной оплаты в учреждениях социального обслуживания на территории Новосибирской области" (ред. от 13.08.2008) // Советская Сибирь.- 2005.- № 175.

Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 08.12.2011 № 637-ТС "Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Новосибирской области" // Советская Сибирь.- 2011.- № 243.

Официальный сайт Министерства социального развития Новосибирской области

Федеральный закон от 2.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ.- 1995.- № 32.- ст.3198.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (ред. от 26.01.2012) // Российская газета.- 2010.- № 63.

Благодир А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л.Благодир, А.А.Кирилловых.- 2-е изд., перераб. и доп. // СПС "Консультант-Плюс". 2013.

Пресс-релиз Новосибирскстата от 22.04.2014 № 80 "О социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам" // СПС "Консультант-плюс".