ODiplom // Право и ТГП // 16.01.2016

Понятие и виды принципов трудового права

Понятие и виды принципов трудового права.

Принципы права представляют собой важнейшую юридическую категорию, выступая связующим звеном между философской и юридико-догматической интерпретациями права. Принципы непосредственно выражают сущность права, раскрывая и конкретизируя его общее понятие. Именно принципы права лежат в основе конкретных нормативных предписаний, моделирующих взаимоотношения между субъектами правоотношений. Только так может быть обеспечена последовательность и стабильность, а главное – подлинно правовой характер нормативного регулирования

Основополагающие принципы российского права и российского трудового права являются центральной теоретической и практической темой научных исследований, как в области общей теории права, так и трудового права, значение которой в XXI веке постоянно возрастает.

В настоящее время трудовое законодательство испытывает значительные трудности в рамках адекватного регулирования труда и заработной платы сотрудников. В настоящее время работодатели стремятся нарушить права сотрудников, нарушая принципы трудового права либо намеренно, либо по "незнанию" этих принципов. Именно поэтому правовая грамотность и знание принципов трудового права является основой соблюдения трудового законодательства в РФ.

Понятие и значение принципов трудового права

Принципы, наряду с предметом и методом, относятся к числу системообразующих элементов любой отрасли права. Они выступают отправной точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет конкретной отрасли права. Как и предмет отрасли, принципы во многом объективны, в них находят отражение закономерности общественного развития. В связи с этим система принципов является более устойчивым образованием, чем система правовых норм.

Принцип в переводе с латинского означает: первооснова какого-либо явления; исходное, отправное положение. Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права.

Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права "формулирует идеал, т.е. идеальный образ желаемой правовой действительности". В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа.

В настоящее время изучение принципов трудового права в настоящее время несколько затруднено. Основной причиной является отсутствие в юридической науке единства мнений относительно самого понятия "принципы права", и как следствие, единообразного представления о формах их выражения. Так, О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой [10] под принципами трудового права понимают "закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда". С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов [12] предлагают не ограничиваться при характеристике принципов лишь положениями, прямо сформулированными как таковые в законе, и определяют принципы как исходные и руководящие идеи, задающие характер и общую направленность правового регулирования общественных отношений и являющиеся формами проявления естественного права.

С учетом того, что разные авторы закладывают различное содержание в понятие принципа трудового права, в литературе на сегодняшний день могут встречаться самые разнообразные их определения и классификации. При всем различии подходов к определению принципов трудового права все ученые сходятся в одном: под принципами трудового права понимаются исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права.

Значение правовых принципов заключается в следующем. Во-первых, они определяют смысл, содержание и применение права. Во-вторых, они выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным правовым предписаниям. В-третьих, они определяют основу правового статуса субъектов права.

Существующие в законодательстве принципы трудового права могут иметь разную форму выражения. Одни из них прямо закреплены в качестве принципов отрасли или правового института (ст. 2, 24 ТК РФ ). Другие находят отражение в содержании совокупности правовых норм, объединенных общей идеей, это так называемые принципы "с косвенной фиксацией": свобода трудового договора, устойчивость трудовых отношений, определенность трудовой функции, многоуровневость в регулировании трудовых отношений, единство и дифференциация правового регулирования труда.

В завершении параграфа подчеркнём, что в доктрине трудового права распространено определение принципов трудового права в качестве идей и в качестве трудовых прав и обязанностей работника и работодателя. Сущность многих названных в ст. 2 Трудового кодекса РФ "принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" составляют не собственно принципы российского трудового права, а права и обязанности работников.

Виды принципов трудового права

В зависимости от избранного основания принципы трудового права могут быть объединены в различные классификации. Так, с учетом их места в системе права принципы могут подразделяться на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также принципы отдельных институтов трудового права.

Общеправовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ. Принцип может быть назван общеправовым, если он применяется во всех ситуациях реализации норм права независимо от их отраслевой принадлежности. К числу общеправовых необходимо отнести принцип законности, поскольку при построении всех без исключения правоотношений должно соблюдаться действующее законодательство. Общим правовым принципом является равенство всех перед законом и судом. В процессе правоприменительной деятельности должно быть обеспечено одинаковое применение законов по отношению ко всем без исключения лицам, в том числе и в судебной деятельности. Общеправовым принципом является недопустимость дискриминации, то есть установление различий в правовом регулировании и правоприменении с нарушением установленных законодательством запретов. К числу общеправовых следует отнести и принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые объявлены высшей ценностью, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, они должны обеспечиваться правосудием. Следовательно, при применении каждой нормы права должно выясняться, насколько она соответствует действующим правам и свободам человека и гражданина.

Таким образом, общеправовые принципы имеют в своем содержании общие юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при принятии каждого правового решения. Из перечисленных общих принципов можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при принятии правовых решений. Во-первых, соответствие принимаемого решения законодательству. Во-вторых, обеспечение одинакового применения законов ко всем без исключения лицам, в том числе и в процессе судебной деятельности. В-третьих, отсутствие дискриминационных мотивов при принятии решения. В-четвертых, отсутствие ограничений провозглашенных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина. Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при вынесении каждого правового решения, независимо от того, кем и когда принимаются такие решения. Естественно, они подлежат проверке и на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет признать правоприменительное решение вынесенным без нарушения общеправовых принципов.

Следующим видом являются межотраслевые принципы, то есть нормы-принципы, которые могут быть применены при регулировании не всех отношений, а только отношений, являющихся предметом смежных отраслей права, например трудового, гражданского и административного. К числу межотраслевых могут быть отнесены принципы свободы труда и запрещения принудительного труда, правовой охраны собственности. Межотраслевые нормы-принципы имеют в своем содержании юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при применении норм смежных отраслей права. В частности, из перечисленных межотраслевых норм-принципов можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) свободное распоряжение способностями к труду при выборе рода занятий и прекращении отношений в сфере труда;

2) отсутствие принуждения при привлечении к труду и продолжении трудовой деятельности;

3) добровольное распоряжение имуществом, включая вознаграждение за труд, возможность лишения имущества только на основании судебного решения.

Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет признать, что решение вынесено без нарушения перечисленных межотраслевых принципов.

Следующим видом следует назвать отраслевые принципы, то есть нормы-принципы, применяемые при регулировании отношений, составляющих предмет отдельных отраслей права. Данные принципы получают свое закрепление в общей части соответствующей отрасли права.

Отличительной чертой ТК РФ является наличие общих положений как в институтах общей, так и в институтах особенной части. В связи с чем можно выделить внутриотраслевые правовые принципы отдельных институтов права.

Предлагается также рассматривать принципы через призму отражения в них основных направлений правового регулирования, в связи с этим выделяют принципы: выражающие политику государства в области правового регулирования труда; определяющие установление условий труда; устанавливающие базовые начала применения труда; отражающие основы охраны прав работников и работодателей.

В литературе имеются и иные классификации принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Так, в зависимости от сферы применения, а также целевого назначения, можно также сгруппировать принципы трудового права следующим образом:

1) определяющие положение участников рынка труда, выражающие сущностные черты трудовых отношений;

2) непосредственно связанные с приемами и способами правового регулирования труда (методом трудового права);

3) устанавливающие механизм охраны прав и законных интересов участников трудовых и тесно связанных с ними отношений.

К принципам, определяющим положение участников рынка труда применительно к сущности этих отношений – использовании способности человека к производительной деятельности, можно отнести:

– свободу труда и запрещение принудительного труда;

– справедливость правового регулирования трудовых и смежных с ними отношений, включая запрещение дискриминации;

– обеспечение права на охрану труда и трудоспособности работника;

– обязательность исполнения сторонами трудовых и смежных с ними отношений своих обязательств.

Итак, основные принципы правового регулирования труда отражены в ст. 2 ТК РФ, всего их девятнадцать. Они охватывают практически все сферы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: основания возникновения трудовых отношений, обязательства сторон, рабочее время, время отдыха, оплату труда и т.д. Но далеко не все из них в действительности могут быть отнесены к категории основных принципов отрасли. Так, принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является частным проявлением принципа запрета дискриминации в сфере труда, а принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров есть часть права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование вообще тяготеет к другой отрасли права – праву социального обеспечения, чем и объясняется отсутствие в трудовом праве норм, направленных на его реализацию. Нуждаются в корректировке и некоторые иные из сформулированных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда. Ряд положений, обозначенных как основные принципы трудового права, попросту не работают на данном этапе общественного развития. В их числе, например, право каждого на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для трудящегося и членов его семьи.

Таким образом, предложенная сегодня законодателем система основных принципов трудового права вряд ли может быть признана совершенной. Это всего лишь первая попытка на пути ее построения.

Вместе с тем, формальное закрепление системы принципов правовой регламентации – серьезнейший шаг на пути развития любой отрасли права. Это свидетельствует о формировании устойчивой концепции развития законодательства в той или иной области и готовности государства следовать этой концепции в правотворческом и правоприменительном процессе.

Формирование законодательства без учета содержания основных принципов ведет к разбалансированию системы правового регулирования, дестабилизации правоприменительного процесса.

Особенности государственной политики в области правового регулирования рынка труда и принципы трудового права

В число основных принципов трудового права ТК РФ включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актах. В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан.

Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие "социальное партнерство". Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности:

– обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

– обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

– социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В свою очередь социальное партнерство как институт трудового права, имеет свои принципы (принципы института отрасли права), которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, но развивают их применительно к данному институту.

ТК РФ в ст. 24 впервые текстуально закрепил принципы социального партнерства. Основными принципами социального партнерства являются:

1. равноправие сторон;

2. уважение и учет интересов сторон;

3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5. соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

7. полномочность представителей сторон;

8. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

9. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

10. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

11. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

12. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

13. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей. Организации как трудящихся, так и работодателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

В силу того, что отношения социального партнерства хоть и связаны с трудовыми, но самостоятельны, в них исключается административное подчинение работника, представляющего коллектив работников, работодателю, с которым данный работник состоит в трудовых отношениях. Поскольку участниками конкретных отношений социального партнерства являются представители работников (профессиональные союзы, иные представители), в данных отношениях может быть обеспечено не только равноправие сторон, но и фактическое равенство представителей работников (зачастую наделенных значительными материальными и финансовыми ресурсами) и работодателей.

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.

Принципы уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Так, государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу, и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.

Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства провести переговоры по каким-либо определенным вопросам.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств является одним из важнейших. Он вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда. В силу данного принципа никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты-соглашения условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий, установленный для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение работодателя, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения (устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений является одним из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечивается наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и представителями работодателей, об обеспечении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений вытекает из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает его реализацию.

Перечень принципов, определяющих развитие отношений социального партнерства, не исчерпывается теми, которые закреплены в ст. 24 ТК РФ. Так, принято выделять принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров.

Итак, социальное партнерство – это наиболее эффективный способ поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

Особенности принципов трудового права, определяющих условия и охрану труда

В российском трудовом праве статья 2 ТК РФ впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Справедливость – это философская категория. Применительно к регулированию трудовых отношений под ней следует понимать базирующиеся на признанных в обществе установлениях адекватную соотносимость, соответствие отдаваемого и получаемого взамен участниками трудовых отношений.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, – конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Помимо признания приоритета жизни и здоровья работников, данный принцип включает в себя обязанность работодателя по созданию безопасных и благоприятных условий труда (ст. 210 ТК РФ), а также право работников отказаться от выполнения работ, угрожающих их жизни или здоровью (ст. 219 ТК РФ). Право работников на ограничение продолжительности рабочего времени и право на отдых также есть проявление данного принципа.

Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность носит всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов – государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Право на отдых – одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК РФ.

Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено ТК РФ в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого ТК РФ предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

Особое место занимают принципы охраны труда и защиты трудовых прав работников.

Согласно ст. 208 ТК РФ, "охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".

Охрана труда также рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ТК РФ установил основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым, определив принципы института охраны труда.

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, воплощается в нормах ТК РФ, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Основными элементами данного принципа являются:

– обеспечение прав работников и работодателей на объединения для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

– обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

– обеспечение права на самозащиту трудовых прав в предусмотренных законом пределах.

Коллективные способы защиты традиционно относятся к числу наиболее действенных в трудовой сфере. Именно профессиональные объединения, как правило, формируют волю работников при ведении коллективных переговоров, разрешении коллективных трудовых споров, в том числе при принятии решения о проведении забастовки. Принадлежность к профессиональному объединению может давать работнику ряд преимуществ. Так, например, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в предусмотренных законом случаях предполагает учет мнения, а иногда и получение согласия на это соответствующего профессионального образования (ст.ст. 82, 374 – 376 ТК РФ). В ходе разрешения индивидуального трудового спора профессиональный союз может оказывать работнику-члену профсоюза организационно-правовую поддержку, осуществлять его представительство.

Работодатели также обладают правом объединяться в соответствующие союзы в целях защиты своих прав и законных интересов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Преимущественно права объединений работодателей сконцентрированы в области социально-партнерских отношений и направлены на участие их обладателей в формировании норм трудового права.

Защита государством трудовых прав участников отношений в сфере труда обеспечивается за счет деятельности:

– органов государственного надзора за соблюдением норм трудового права и норм охраны труда;

– судов.

Данные органы оценивают состояние соблюдения норм трудового права работодателями, дают им обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, при наличии оснований принимают решения о привлечении к административной ответственности.

Особое место в системе органов, осуществляющих защиту трудовых прав, занимают суды Российской Федерации. Они обладают правом рассмотрения всех индивидуальных трудовых споров, включая те, которые были уже разрешены действующей на предприятии комиссией по трудовым спорам. К исключительной компетенции судов отнесено разрешение наиболее значимых индивидуальных трудовых споров, таких как споры о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, отказе в приеме на работу, дискриминации в трудовой сфере и др. (ст. 391 ТК РФ). В суды могут быть обжалованы решения органов государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ, целями трудового законодательства являются не только защита прав и интересов работников, но и защита интересов работодателя как основы производительных сил общества. Поэтому работодателям также гарантируется право на государственную защиту их прав в трудовой сфере. В частности, работодатель может оспорить в судебном порядке законность решения комиссии по трудовым спорам, действий органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, объявление работниками забастовки, может обратиться в суд с иском о взыскании с работника материального ущерба.

Трудовые права могут защищаться участниками трудовых отношений и самостоятельно, без участия государства. Признание права на самозащиту – достаточно новое явление для российского трудового права. Его суть состоит в том, что сторона трудовых отношений может самостоятельно, без обращения в государственные или общественные органы, защитить свои права в трудовой сфере посредством совершения определенных действия либо бездействия. Принцип обеспечение права на самозащиту прямо не назван в ст. 2 ТК РФ, однако на нем основан целый ряд норм трудового законодательства, определяющий содержание правоотношений по защите трудовых прав и свобод.

Выводы

Прежде всего, необходимо отметить, что принципы определяют и выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам.

Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм о труде, выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда. Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм.

Положительной тенденцией ТК РФ является закрепление принципов в отдельной статье, а также попытка выделения принципов отдельных институтов трудового права. В статье 2 ТК РФ следовало бы подчеркнуть главенствующее значение принципов – обязательность соответствия им всех правил.

Указанная статья воспроизводит основные принципы трудового права, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствие с Конституцией РФ. Они охватывают практически все сферы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: основания возникновения трудовых отношений, обязательства сторон, рабочее время, время отдыха, оплату труда и т.д. Но далеко не все из них в действительности могут быть отнесены к категории основных принципов отрасли. Так, принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров есть часть права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование вообще тяготеет к другой отрасли права – праву социального обеспечения, чем и объясняется отсутствие в трудовом праве норм, направленных на его реализацию. Нуждаются в корректировке и некоторые иные из сформулированных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда. Ряд положений, обозначенных как основные принципы трудового права, попросту не работают на данном этапе общественного развития. В их числе, например, право каждого на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для трудящегося и членов его семьи.

Таким образом, предложенная сегодня законодателем система основных принципов трудового права вряд ли может быть признана совершенной. Это всего лишь первая попытка на пути ее построения.

Вместе с тем, формальное закрепление системы принципов правовой регламентации – серьезнейший шаг на пути развития любой отрасли права. Это свидетельствует о формировании устойчивой концепции развития законодательства в той или иной области и готовности государства следовать этой концепции в правотворческом и правоприменительном процессе.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 Федер. закон: принят ГД ФС РФ от 21 декабря 2001.: вступивший в действие 01 февраля 2002 гв ред. От ред. от 29.12.2012 // Российская газета. 2001. №256.

3. ФЗ РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в ред. от 23.02.2013 "О занятости населения в Российской Федерации"// Российская газета N 84, 06.05.1996.

4. Волчанский Н.Г. Трудовое право РФ- М.: Кнорус 2012

5. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права – Волгоград: ВолГУ, 2011

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.П. Орловского. -5-е изд., испр., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации. – М. Инфра – М, 2013.

7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. К.Н. Гусова – М: 2012

8. Макарчук Е.Н. Гришина Н.Г. Трудовое право РФ – Саратов.: Издательство СГУ, 2012

9. Миронов В.И. Трудовое право России – М.: Издательство журнала "Управление персоналом", 2010

10. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой – М.: Проспект, 2010.

11. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой – М.: Проспект, 2010.

12. Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юрайт, 2011.

13. Аленина А.В. О Системе принципов трудового права // Вестник Омского университета. Серия "Право". – 2008. – № 3. – С. 245.

14. Воронов И.Ю. Юридическая природа основополагающих принципов российского трудового права с позиций легизма и интегративного правопонимания // Российское правосудие. – 2012. – № 4 (72). – С. 35-46.

15. Деменева Н.А. Дискриминация в сфере труда: проблемы методологии