ODiplom // Лаборатория // 13.03.2018

Портфолио студента

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Лаборатория

Опубликовано: 13.03.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Портфолио студента [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современном мире портфолио необходимо как студенту, так и профессионалу. Умение достойно защитить портфолио позволит расширить свои перспективы и повысить уровень ответственности. В любом случае подготовка портфолио – ответственное занятие, требующее определенных усилии.

Понятие и виды портфолио студента

Портфолио – это собранные воедино достижения с целью презентовать себя как хорошего студента или как перспективного работника.

Портфолио меняет сам механизм оценивания навыков и компетенций студента. В настоящее время существует и аутентичное и традиционное оценивание.

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной [1].

Традиционное оценивание – это такое оценивание компетенций и навыков студентов, которое базируется на системе классических оценок.

оценка студента

Сравнительный анализ традиционного и аутентичного оценивания

В процессе создания портфолио студента в него должно быть включено все самое важное и интересное из его жизни и учебного процесса. Список может меняться в зависимости от специальности и интересов студента. Итак, в портфолио может быть включено следующее:

  • все виды самостоятельной работы;
  • результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ;
  • результаты групповой работы;
  • результаты взаимопроверки;
  • дневники;
  • сценарии выступления на семинарах;
  • печатные работы;
  • описание процесса решения учебных задач;
  • проекты;
  • эссе;
  • результаты информационного поиска;
  • заметки, связанные с ходом выполнения учебных, научно-исследовательских, учебно-профессиональных работ;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • схемы, рисунки, таблицы, диаграммы;
  • авторские рисунки;
  • картографический материал;
  • результаты моделирования;
  • вопросы студента к преподавателю;
  • анкеты и результаты их обработки;
  • отчеты об интервью;
  • листы наблюдений;
  • элементы самооценки;
  • письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам, архивные запросы, связанные с содержанием портфолио;
  • наполнение содержания темы по выбору;
  • сценарии дебатов;
  • ситуационные задания и объемные кейсы;
  • веб-квесты;
  • описание лабораторных экспериментов;
  • материалы полевых, педагогических и иных практик;
  • грамоты, сертификаты, гранты и т.д.[2]

Виды портфолио студента

Портфолио студента бывает разных видов. Самые распространенные перечислены ниже:

  • Документационное портфолио
  • Портфолио студенческих работ
  • Портфолио отзывов

Рассмотрим каждый вид портфолио отдельно. Итак, документационное портфолио представляет собой документы, которые удостоверяют достижения. К ним можно смело отнести:

  • Почетные грамоты за общественные заслуги
  • Грамоты за участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях
  • Документы к медалям и иным почетным знакам отличия.
  • Иные документы, отражающие достижения владельца портфолио.

Портфолио студенческих работ представляет собой собрание исследовательских и научно практических статей, а также курсовых и отчетных работ, в которых проведены реальные исследования в рамках специальности.

Существует также портфолио отзывов, которое состоит из оценок собственных достижений вкупе с отзывам преподавателей, сокурсников, родителей и т.п.

Д. Ф. Миронов [3] предлагает иную классификацию студенческого портфолио. Его классификация отражена на рисунке ниже.

Классификация студенческого портфолио по Миронову

Классификация студенческого портфолио

Портфолио студента создается с одной единственной целью, а именно для анализа результатов достигнутых в процессе обучения. В портфолио отражены все процессы профессионального и личностного становления студента, как будущего специалиста.

Цели и задачи портфолио студента

Портфолио широко применяется в зарубежных вузах и при приеме на работу. Культура портфолио начала проникать и в российскую систему вузовского образования совсем недавно, но уже показала свою эффективность. Как становится очевидным из предыдущего пункта статьи, существует несколько классификаций портфолио студента. Портфолио студента создается с определенной целью и выполняет особые задач. Теперь об этом поподробнее.

Цель создания портфолио студента состоит в том, чтобы обеспечить отслеживание индивидуального развития, качественно отразить способности студента практически применять приобретенные знания и умения, а также предметно доказать прогресс в обучении.

Цель создания портфолио студента сопровождается системой задач, которые отражены на рисунке ниже.

Задачи портфолио

Задачи портфолио студента

Этапы создания студенческого портфолио

Портфолио студента создается не за один день. Процесс формирования адекватного и ёмкого портфолио занимает длительный период времени. В настоящее время, ввиду возросшей актуальности процесса создания портфолио, российские специалисты, создающие рекомендации для создания студенческого портфолио, часто обращаются к зарубежному опыту. И не зря. В странах Европы и в Штатах портфолио распространено давно во всех сферах жизни.

Прежде, чем приступать к созданию портфолио следует задуматься о целях и перспективах, которые Вам важны в будущем. Тот факт, что студент выбрал определенный вуз, еще не говорит о том, что к концу обучения ему будет по-прежнему интересна та профессия, на которую он/она обучались.

Ключевыми этапами формирования портфолио являются следующие:

  • Организация и планирование
  • Сбор информации
  • Осмысление. Письменная и устная рефлексия.
  • Презентация портфолио

Однако создание портфолио студента включает в себя больше компонентов. Структурные особенности портфолио варьируются в зависимости от восприятия различных специалистов в сфере создания самопрезентации, педагогов и работодателей.

Портфолио студента обязательно должно включать в себя этап рефлексии. Это объясняется необходимостью самоанализа и самокритики. Без личного осмысления собственного потенциала и оценки уровня его отражения в портфолио успешная презентация портфолио затруднительная.

На каждом этапе создания портфолио следует уделять особое внимание качеству представляемой информации. Например, если студент участвовал в конкурсе на лучшее эссе и занял последнее 20 место, то об этом лучше не упоминать.

Этапы создания портфолио студента

Этапы создания портфолио студента

В завершение отметим, что структура портфолио студента не обязательно должна быть стандартной. Многое зависит от творческого потенциала студента и его восприятия целей и задач портфолио.

Литература

  1. Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна Аутентичное оценивание образовательной деятельности курсантов в условиях компетентностного подхода // Журнал Общество и право 2014 [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnoe-otsenivanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kursantov-v-usloviyah-kompetentnostnogo-podhoda
  2. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. – СПб: НИУ ИТМО, 2014.
  3. Миронов Д. Ф. Структура портфолио студента в контексте компетентностно-ориентированного подхода к обучению // Вестник СПбГУКИ № 4 (29) декабрь 2016.C.163-166